ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-6286/20 от 22.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12209/2021

г. Казань                                                         Дело № А06-6286/2020

29 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ананьева Р.В.,

судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Сычевой И.А.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Волгоградской области представителя:

индивидуального предпринимателя Зунда Александра Викторовича – Вовкотруб И.Г. (доверенность от 11.10.2019),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зунда Александра Викторовича

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021

по делу №А06-6286/2020

по заявлению индивидуального предпринимателя Зунда Александра Викторовича (ИНН 644400555368, ОГРНИП 304344435500203), г. Волгоград, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, г. Астрахань, о понуждении снять с кадастрового учета, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования «Город Астрахань», г. Астрахань, конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Авто-Престиж» Шевченко Дмитрия Валентиновича, г. Волгоград, общества с ограниченной ответственностью «Авто-Престиж» (ОГРН 1023000841621, ИНН 3017020995), г. Астрахань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, г. Астрахань,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Зунд Александр Викторович (далее – ИП Зунд А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление Росреестра по Астраханской области) о понуждении исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках площадью 391 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:794, площадью 470 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:795, расположенных по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Советский район, ул. Боевая, д. 83В.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2021 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

ИП Зунд А.В., не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2021.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.

Представитель ИП Зунда А.В., явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией города Астрахани (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью фирма «Авто-Лада», переименованным в общество с ограниченной ответственностью «АвтоПрестиж» (далее – ООО «АвтоПрестиж»), заключен договор аренды земельного участка от 09.08.2004 № 609, по условиям которого ООО «АвтоПрестиж» в аренду сроком с 20.12.2002 по 19.12.2027 предоставлен земельный участок площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:0008, расположенный по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Боевая, д. 83в, для благоустройства территории.

Договор аренды от 09.08.2004 № 609 зарегистрирован, о чем 11.12.2009 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.

Между открытым акционерным обществом Банк ВТБ (далее – ОАО Банк ВТБ) и ООО «Авто-Престиж» заключено кредитное соглашение от 09.09.2011 № КС 732000/2011/00058.

В обеспечение исполнения обязательств по кредитному соглашению от 09.09.2011 № КС 732000/2011/00058 между ОАО Банк ВТБ и ООО «АвтоПрестиж» заключен договор об ипотеке зданий и права аренды земельного участка от 01.11.2011 № ДИ-732000/2011/00039, по условиям которого ООО «АвтоПрестиж» передает в залог ОАО Банк ВТБ, в том числе право аренды земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:0008.

Также между ОАО Банк ВТБ и ООО «АвтоПрестиж» заключено кредитное соглашение от 10.09.2012 № КС 732000/2012/00054.

В обеспечение исполнения обязательств по кредитному соглашению от 10.09.2012 № КС 732000/2012/00054 между ОАО Банк ВТБ и ООО «АвтоПрестиж» заключен договор об ипотеке зданий и права аренды земельного участка от 01.08.2013 № ДИ-730740/2013/00015, по условиям которого ООО «АвтоПрестиж» передает в залог ОАО Банк ВТБ, в том числе право аренды земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:0008.

Между ОАО Банк ВТБ и ООО «АвтоПрестиж» заключено кредитное соглашение от 22.07.2013 № КС 732000/2013/00025.

В обеспечение исполнения обязательств по кредитному соглашению от 22.07.2013 № КС 732000/2013/00025 между ОАО Банк ВТБ и ООО «АвтоПрестиж» заключен договор об ипотеке зданий и права аренды земельного участка от 01.08.2013 № ДИ-730740/2013/00014, по условиям которого ООО «АвтоПрестиж» передает в залог ОАО Банк ВТБ, в том числе право аренды земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:0008.

В результате последовательных сделок права и обязанности по вышеуказанным кредитным соглашениям и договорам ипотеки переданы ИП Зунду А.В., в пользу которого зарегистрировано обременение в виде ипотеки по договорам от 01.11.2011 № ДИ-732000/2011/00039, от 01.08.2013 № ДИ-730740/2013/00015, от 01.08.2013 № ДИ-730740/2013/00014, о чем 16.02.2017 в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации.

Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 23.12.2016, вступившим в законную силу, с ООО «Авто-Престиж», Аверина Ю.С. в солидарном порядке в пользу ИП Зунда А.В. взыскана сумма основного долга по кредитным соглашениям в размере 77 695 990,01 руб., проценты в размере 14 648 641,36 руб., неустойка, начисленная на просроченную задолженность в размере 100 000 руб., неустойка, начисленная на просроченную задолженность по процентам в размере50 000руб.;  обращено взыскание на заложенное имущество, в том числе на право аренды земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8 на основании договора аренды от 09.08.2004 № 609.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.03.2019 по делу № А06-10491/2017 ООО «Авто-Престиж» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден Шевченко Д.В.

Определением Арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2018 по делу № А06-10491/2017 требование ИП Зунда А.В. в сумме 106 373 578,16 руб. включено в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «Авто-Престиж», как обеспеченное залогом имущества должника, в том числе правом аренды земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8 на основании договора аренды от 09.08.2004 № 609.

В рамках дела о банкротстве утверждено Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества ООО «Авто-Престиж», в соответствии с которым право аренды земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8 выставлено конкурсным управляющим должника на торги.

В ходе конкурсного производства предпринимателю  стало известно о том, что из земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8  были образованы земельные участки площадью 391 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:794, площадью 470 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:795.

Так согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории от 2011 года, изготовленной по заказу ООО «Авто-Престиж» и утвержденной администрацией г. Астрахани, и пояснительной записке к данной схеме, в границы образуемого земельного участка площадью 1 604 кв.м попадает земельный участок площадью 1 134 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:7 и земельный участок площадью 470 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:795, образованный в результате раздела земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8; в границы образуемого земельного участка площадью 391 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:794 попадает земельный участок площадью 391 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8; в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью 1 604 кв.м образуется в результате объединения земельный участков площадью 1 134 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:7 и земельного участка площадью 470 кв.м, образованного в результате раздела земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8 на три земельных участка площадью 391 кв.м, 470 кв.м и 136 кв.м; земельный участок площадью 391 кв.м образуется в результате раздела земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8 на три земельных участка площадью 391 кв.м, 470 кв.м и 136 кв.м.

Постановлением администрации г. Астрахани от 23.01.2012 № 365 с 29.04.2010 прекращено право аренды ООО «Авто-Престиж» на земельные участки площадью 1 134 кв.м и площадью 997 кв.м, утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 1 604 кв.м и площадью 391кв.м, расположенных по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Советский район, ул. Боевая, 83В; образованы земельные участки площадью 1 604 кв.м для эксплуатации магазина, магазина с пристроем для торговли и технического обслуживания, гаража, склада и площадью 391 кв.м для эксплуатации гостевой парковки; договора аренды земельных участков от 09.08.2004 №№ 609, 610 считать расторгнутыми с 29.04.2010.

Земельный участок площадью 391 кв.м для эксплуатации гостевой парковки поставлен на кадастровый учет 20.11.2013 с присвоением кадастрового номера 30:12:030080:794.

Постановлением администрации г. Астрахани от 11.10.2013 № 9448 изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 1 134 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:7 с «для эксплуатации магазина» на «для эксплуатации магазина, магазина с пристроем для торговли и технического обслуживания»; данный земельный участок предоставлен ООО «Авто-Престиж» в собственность; договор аренды земельного участка от 09.08.2004 № 610 считать расторгнутым с даты регистрации права собственности на земельный участок.

Постановлением администрации г. Астрахани от 11.08.2014 № 5026 ООО «Авто-Престиж» в аренду сроком с 29.04.2010 и до даты регистрации права собственности предоставлен земельный участок площадью 470 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:795, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 83в, для эксплуатации магазина, магазина с пристроем для торговли и технического обслуживания, гаража, склада.

Постановлением администрации г. Астрахани от 22.10.2015 № 7262 постановление администрации г. Астрахани от 11.08.2014 № 5026 признано утратившим силу.

Между администрацией муниципального образования «Город Астрахань» и ООО «АвтоПрестиж» заключен договор аренды земельного участка от 03.11.2015 № 1466/2025, по условиям которого ООО «АвтоПрестиж» предоставлен в аренду земельный участок площадью 470 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:795, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 83в, для эксплуатации магазина, магазина с пристроем для торговли и технического обслуживания, гаража, склада, о чем 03.08.2018 о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации. 

ИП Зунд А.В., указывая, что спорные земельные участки были образованы с нарушением требований действующего законодательства, в том числе без согласия залогодержателя, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, установив, что в нарушение пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки площадью 391 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:794, площадью 470 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:795 были образованы из земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8, право аренды на который находилось в залоге, без согласия залогодержателя, удовлетворил исковые требования.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета.

Поскольку в рассматриваемом случае отсутствуют основания, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 30:12:030080:794, 30:12:030080:795, учитывая, что ИП Зундом А.В. не оспариваются ненормативные акты администрации г.Астрахани, на основании которых были образованы спорные земельные участки, и действия по постановке данных земельных участков на государственный кадастровый учет, а также принимая во внимание, что снятие с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 30:12:030080:794, 30:12:030080:795 прекратит их существование как объектов недвижимости, пришел к выводу, что предпринимателем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.

Между тем судом апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действующей до 01.01.2017, ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в указанной редакции, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего с 01.01.2017, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.

Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в Единый государственный реестр недвижимости, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.

Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.

Вместе с тем, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 306-КГ18-16823).

Таким образом, снятие с кадастрового учета объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», но и в случае если объект недвижимого имущества был поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства.

В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками.

В соответствии с абзацем тринадцатым статьи12 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным, на что обращено внимание в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Исходя из указанной нормы и разъяснений, при рассмотрении требований о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета суд вправе дать оценку действиям органа местного самоуправления по образованию земельного участка, а также органа кадастрового учета по осуществлению кадастровых действий, и в случае если суд придет к выводу о том, что такие действия были совершены органом местного самоуправления и органом кадастрового учета с нарушением требований действующего законодательства, результатом этого может быть снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, поставленного на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент образования спорных земельных участков, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

 По смыслу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенные права и интересы, связанные с образованием земельного участка, подлежат восстановлению исключительно в судебном порядке, и именно судебное решение является основанием для совершения действий по исключению из Единого государственного реестра недвижимости кадастровых сведений о земельном участке.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 03.06.2019 следует, что земельный участок площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8, расположенный по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Боевая, д. 83в, с кадастрового учета не снят.

Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 30:12:030080:8 был преобразован путем образования из него двух земельных участков площадью 470 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:795, площадью 391 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:794.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 25.10.2019 в отношении земельного участка площадью 470 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:795, имеющего статус записи об объекте «актуальный», внесена особая отметка о том, что граница земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 30:12:030080:8.

Как указывает предприниматель, земельные участки с кадастровыми номерами 30:12:030080:794, 30:12:030080:795 полностью находятся в границах земельного участка площадью 997 кв.м с кадастровым номером 30:12:030080:8, т.е. фактически осуществлен двойной кадастровый учет одного и того же земельного участка.

Нахождение на кадастровом учете одного и того же объекта недвижимости под разными кадастровыми номерами создает правовую неопределенность.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2017 по делу № А65-10574/2017, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2018 № 306-ЭС18-1289, от 17.06.2019 № 304-ЭС19-8312.

Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета объектов недвижимости дважды поставленных на государственный кадастровый учет при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Данный обстоятельствам суд апелляционной инстанции оценки не дал, тем самым фактически не рассмотрел по существу требования ИП Зунда А.В.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу № А06-6286/2020 отменить.

Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело № А06-6286/2020 на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе дать оценку ненормативным актам органа местного самоуправления по образованию спорных земельных участков и действиям органа кадастрового учета по постановке данных земельных участков на государственный кадастровый учет, установить образованы ли спорные земельные участки в границах земельного участка с кадастровым номером 30:12:030080:8 без внесения соответствующих изменений в части площади и границ исходного земельного участка, т.е. фактически не осуществлен ли двойной кадастровый учет одного и того же земельного участка, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу № А06-6286/2020 отменить.

Дело № А06-6286/2020 направить на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья                                           Р.В. Ананьев

Судьи                                                                                  В.А. Петрушкин

        Ф.В. Хайруллина