АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-2267/2021
г. Казань Дело № А06-6423/2020
20 апреля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ»
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020
по делу № А06-6423/2020
по исковому заявлению публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному бюджетному учреждению Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 815 433 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: муниципальное образование – Харабалинский район в лице администрации муниципального образования «Харабалинский район», субъект Российской Федерации – Астраханская область в лице Агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания» (далее – ПАО «АЭСК», истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Государственному бюджетному учреждению Астраханской области «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ» (далее – ГБУ АО «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ», ответчик) о взыскании основного долга за потребленную электрическую энергию за период ноябрь, декабрь 2018 года, январь – декабрь 2019 года, январь – февраль 2020 года в сумме 815 433 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов предыдущих инстанций, и отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
По мнению заявителя, судами неправильно применены нормы материального права и не полностью установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, не принято во внимание то, что и в силу закона (пункты 4, 4.1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), и в силу договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области (пункты 2.2.2, 2.2.8) к обязанностям нанимателей относится заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями и своевременное внесение платы за потребленные услуги. Условия внесения платы наймодателю, которым в данном случае является истец, осуществляющий оперативное управление жилыми помещениями, предназначенными для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лицам, к ним приравненным, законом или договором не предусмотрены.
Таким образом, обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг в соответствии с договорами найма была возложена на нанимателей спорных жилых помещений путем оплаты непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. Отсутствие письменного договора между ними не освобождает нанимателя от оплаты оказанной ему коммунальной услуги.
Заявитель жалобы также считает необоснованными представленные истцом расчеты задолженности по оплате за коммунальные услуги по электроснабжению, произведенные не по показаниям приборов учета, а расчетным способом.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ответчику на праве оперативного управления принадлежат жилые помещения: 17 квартир в 24-х – квартирном доме, расположенному по адресу: <...>; и 36 квартир в 36- квартирном доме, расположенному по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, 12 квартал, дом № 11. Право оперативного управления зарегистрировано в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, 22.12.2014 и 05.02.2015.
ПАО «АЭСК», являясь ресурсоснабжающей организацией, в период ноябрь - декабрь 2018 года, январь – декабрь 2019 года, январь – февраль 2020 года в отсутствии заключённого договора энергоснабжения, осуществило поставку электроэнергии в дома, расположенные по адресу: <...> на сумму 815 433 руб.
Поскольку ответчик не оплатил образовавшийся долг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 209, 210, 296, 307, 309, 310, 401 ГК РФ, статей 30, 92, 99, 153, 155, 157, 157.2 ЖК РФ, пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, по результатам исследования и оценки представленных в дело доказательств пришли к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и правильном определении лица, ответственного за оплату потребленной жилыми помещениями электрической энергии за спорные периоды.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 № 606-О, норма части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, распространяющая действие положений статьи 157.2 ЖК РФ на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 данного Кодекса, и регулирующая, в частности, порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме и в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, направлена на обеспечение предоставления коммунальных услуг указанным в ней лицам, не регулирует предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В Жилищный кодекс Российской Федерации внесен специальный раздел IV «Специализированный жилищный фонд», который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
В силу ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ст. 99 ЖК РФ).
Специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части3 статьи 19 ЖК РФ).
Согласно пункту 8 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренных настоящим разделом.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства российской Федерации от 26.01.2006 № 42.
Пунктом 3 названных Правил № 42 предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основанием возникновения и основаниям прекращения.
Части 1 и 3 статьи 100 ЖК РФ определяют, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
В пункте 11 Правил № 354 указано, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Пунктом 12 Правил № 354 предусмотрено, что собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил; в частности, договоров электроснабжения, газоснабжения, отопления и т.д.
В рассматриваемом случае уполномоченными лицами на распоряжение спорными квартирами (за исключением 5 квартир в доме № 10) в силу закона являются ГБУ «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» и Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области.
Истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, в отсутствие заключенного договора энергоснабжения, осуществляет поставку электроэнергии в дома по указанным адресам и выставляет ГБУ «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ», Агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области счета-фактуры для оплаты.
В соответствии с ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ).
В силу п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, в том числе, с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, законодательством не предусмотрены.
Судебными инстанциями установлено и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что в период с 01 января 2017 года, включая исковой период, управляющая компания в отношении спорных многоквартирных домов не была выбрана, договоры энергоснабжения нанимателями жилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающей организацией также заключены не были.
Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что в данном случае лица, уполномоченные на распоряжение спорными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в отношении нанимателей являются исполнителями коммунальных услуг (поскольку не выбрана управляющая организация), которым наниматели оплачивают потребленные коммунальные ресурсы, а в отношении с ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» - абонентами (покупателями), то есть лицами, обязанными оплатить электроэнергию, поставленную в данные многоквартирные дома.
Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по оплате потреблённых нанимателями коммунальных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией лежит на ответчике, как уполномоченном, в силу закона, лице на распоряжение спорными квартирами, которому, в свою очередь, наниматели оплачивают потреблённые ими коммунальные ресурсы.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец вправе требовать оплату коммунальных услуг непосредственно с нанимателей специализированного жилого фонда, противоречат вышеприведенным правовым нормам.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Как следует из материалов дела, спорные дома оборудованы общедомовыми приборами учета, о чем представлены акты 26.12.2014, от 16.02.2015.
Расчет требований за спорный период истцом произведен по показаниям общедомовых приборов учета электроэнергии за минусом объема электрической энергии, предъявленного непосредственно собственникам помещений в многоквартирных домах, что соответствует п. 21 (1) постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, согласно которому объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - V потр,
где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Примененные в расчете коэффициенты трансформации соответствуют указанным в актах технической проверки/допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованности расчетов задолженности по плате за коммунальные услуги и о применении истцом расчетного способа определения объема поставленного коммунального ресурса, без учета показаний приборов учета, не имеют документального подтверждения и подлежат отклонению как бездоказательные.
Таким образом, доводы кассационной жалобы проверены судом кассационной инстанции и отклонены как не влияющие на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили имеющие значение для дела обстоятельства и правильно применили нормы материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу № А06-6423/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи И.В. Арукаева
Н.А. Тюрина