АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-25462/2017
г. Казань Дело № А06-6513/2016
17 октября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Астраханской области
на определение Арбитражного суда Астраханской области от 17.05.2017 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Антонова О.И., Жаткина С.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о процессуальном правопреемстве
по делу № А06-6513/2016
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) к государственному казенному стационарному учреждению Астраханской области «Волго‑Каспийский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (ОГРН <***>) и Министерству социального развития и труда Астраханской области (ОГРН <***>) о взыскании задолженности в размере 279 361 руб. 43 коп. и судебных расходов,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства финансов Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель) с исковым заявлением к Государственному казенному стационарному учреждению Астраханской области «Волго-Каспийский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Учреждение) и Министерству социального развития и труда Астраханской области (далее – Министерство) о взыскании задолженности 279 361 руб. 43 коп., из них: 247 286 руб. 21 коп. – основной долг и 32 075 руб. 22 коп. – пени, а также о взыскании судебных расходов: по оплате государственной пошлины и на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.12.2016 исковые требования удовлетворены.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, в котором просит суд произвести замену стороны (ответчика) по настоящему делу – Государственное казенное стационарное учреждение Астраханской области «Волго-Каспийский дом‑интернат для престарелых и инвалидов» на Государственное автономное стационарное учреждение Астраханской области «Волго-Каспийский дом‑интернат для престарелых и инвалидов», сославшись на постановление Правительства Астраханкой области от 25.01.2017 № 11-П, представив выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 17.04.2017.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 17.05.2017 заявление Предпринимателя удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 определение Арбитражного суда Астраханской области от 17.05.2017 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, в данном случае при изменении типа учреждения не происходит изменение субъекта в правоотношении, таким образом, оснований для разрешения судом вопроса о процессуальном правопреемстве и применение положений о правопреемстве, установленных статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для их отмены или изменения.
Статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Астраханской области от 25.01.2017 № 11-П «О создании государственного автономного стационарного учреждения Астраханской области «Волго-Каспийский дом-интернат для престарелых и инвалидов» создано государственное автономное стационарное учреждение Астраханской области «Волго-Каспийский дом-интернат для престарелых и инвалидов» путем изменения типа существующего государственного казенного стационарного учреждения Астраханской области «Волго-Каспийский дом-интернат для престарелых и инвалидов», что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 17.04.2017.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.
Согласно пункту 14 статьи 5 Закона № 174-ФЗ создание автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения не является его реорганизацией.
Пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Закон № 174-ФЗ является специальным актом гражданского законодательства, регламентирующим создание и деятельность автономных учреждений. Положения указанного федерального закона конкретизируют нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие правовое положение юридических лиц применительно к автономным учреждениям, а также нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности учреждений как некоммерческих юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1,4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
В отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в пункте 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В рассматриваемом случае, несмотря на смену организационно-правовой формы имущественная сфера учреждения как хозяйственной единицы, по сути, не претерпела никаких изменений.
Руководствуясь положениями об аналогии процессуального закона (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд произвел замену Государственного казенного стационарного учреждения Астраханской области «Волго-Каспийский дом‑интернат для престарелых и инвалидов» на его материального правопреемника – Государственное автономное стационарное учреждение Астраханской области «Волго-Каспийский дом-интернат для престарелых и инвалидов» применительно к правилам статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, тем самым обеспечив заявителю эффективное средство судебной защиты, поскольку в данном случае преобразование предполагает неизменность прав и обязанностей в отношении других лиц.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, представленных доказательств, оснований для которой не имеется у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не установлено судом кассационной инстанции.
Обжалованные по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Астраханской области от 17.05.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 по делу № А06-6513/20162017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.З. Желаева
Судьи М.М. Сабиров
А.В. Топоров