ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-694/20 от 25.02.2021 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-1043/2021

г. Казань                                                           Дело № А06-694/2020

26 февраля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Хабибуллина Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020

по делу № А06-694/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственнокоммерческая фирма «РИФ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным и отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «РИФ» (далее – общество, общество «РИФ») обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике (далее – управление) от 30.12.2019 № 06-22/27/157 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2020 заявление общества удовлетворено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит отменить принятые судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.

Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 13.12.2019) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как усматривается из материалов дела, управлением в ходе анализа ГИС «Аргус-Фито» установлено, что в августе 2019 года обществом не приняты необходимые меры по соблюдению требований Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна». Так, в фитосанитарном контрольном пункте морского порта г. Астрахань 20.08.2019 оформлен фитосанитарный сертификат на партию зерна ячменя на кормовые цели общей массой 999,439 тонн, предназначенную для отправки в Исламскую Республику Иран (Иран), указано место происхождение зерна – Ставропольский край, грузоотправитель – общество «Риф». Из анализа реестра действующих деклараций о соответствии, размещенного на сайте Федеральной службы по аккредитации Российской Федерации, следует, что вышеуказанная партия зерна ячменя выпущена заявителем в свободное обращение на территорию Таможенного союза без подтверждения её соответствия (декларации о соответствии) требованиям Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна».

По выявленному факту 29.10.2019 должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол № 06/22/27/157 об административном правонарушении и вынесено постановление от 30.12.2019 № 06-22/27/157 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.

Технический регламент Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна» принят с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

Технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна», зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

Обществу вменяется выпуск в свободное обращение на территории Таможенного союза партии ячменя кормового общей массой 999,439 тонн без подтверждения ее соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна».

Судами установлено, что между заявителем (покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Агро-Партнер» (продавец, далее – общество «Агро-Партнер») заключены договора купли-продажи ячменя урожая 2019 года от 25.06.2019 и от 10.07.2019 в количестве 2000 тонн и, соответственно, 3000 тонн.

По условиям договоров товар доставляется покупателю по адресу общества с ограниченной ответственностью  «АРИБ-ПОРТ», <...>. Товар доставляется силами и средствами продавца (пункт 5.1 договоров).

Согласно пункту 5.7 договоров товар должен быть передан покупателю вместе с документами, указанными в данном пункте, в том числе декларация соответствия, карантинный сертификат, протоколы испытаний, ветеринарное свидетельство, в случае если партия ячменя кормовая.

Поставка товара от продавца до покупателя в г. Астрахань сопровождалась декларацией о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.ПО10.А.00428/19, выданной обществом «Агро-Партнер» 27.06.2019 со сроком действия до 26.06.2020 на партию ячменя на пищевые цели в количестве 10 000 тонн. В указанной декларации от 27.06.2019 отражены протоколы испытаний зерна: от 27.06.2019 № 3В.19.321 и от 27.06.2019 № 704.

Согласно протоколу испытаний от 27.06.2019 № 3В.19.321 исследован образец: ячмень на пищевые цели на основании акта отбора проб от 24.06.2019. Масса партии: 10 000 тонн. Производство: Ставропольский край.

Согласно протоколу испытаний от 27.06.2019 № 704 исследован образец: ячмень на пищевые цели на основании акта отбора проб от 21.06.2019. Масса партии: 10 000 тонн.

Соответственно, на территорию Таможенного союза партия ячменя выпущена продавцом (общество «Агро-Партнер»), а не заявителем – покупателем с подтверждением ее соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна» (декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.ПО10.А.00428/19, выданная обществом «Агро-Партнер» 27.06.2019).

Как отметили суды, из протокола об административном правонарушении от 29.10.2019 следует, что 20.08.2019 оформлен фитосанитарный сертификат № 364300113200819018 на зерно ячменя на кормовые цели массой 999,439 тонн, предназначенный для отправки в Иран, грузоотправитель – заявитель.

В соответствии с коносаментом от 19.08.2019 № 40-1, приобретенный заявителем ячмень в дальнейшем на т/х «Сормовский-3068 экспортирован в Иран в объеме 999,439 тонн на кормовые цели. Согласно имеющимся на указанном коносаменте отметкам от 20.08.2019 Россельхознадзора выпуск и вывоз продукции с территории Российской Федерации разрешен.

Согласно пояснениям общества, в период хранения качественные показатели зерна изменились и в дальнейшем отгрузка зерна в качестве продовольственного не представлялась возможной, в связи с этим было принято решение об отгрузке ячменя в качестве кормового. Произведен отбор проб зерна (акты отбора проб на территории г. Астрахань) и Россельхознадзором выданы протоколы испытаний: от 10.07.2019 № 43АФ4063К, от 11.07.2019 № 43АФ4144К/1, от 15.07.2019 № 43АФ4066Т, 43АФ4212Т/1 на ячмень кормовой.

20.08.2019 Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору на указанную продукцию (кормовой ячмень в количестве 999,439 тонн) выдан фитосанитарный сертификат № 364300113200819018 на отправку в Иран, согласно пункту 12 которого, удостоверено и признано свободным от карантинных вредных организмов и отвечающим действующим фитосанитарным требованиям импортирующей страны, включая таковые и для некарантинных вредных организмов.

Кроме того, 20.08.2019 Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору на указанную партию кормового ячменя выдан ветеринарный сертификат 161 № 0012916.

20.08.2019 спорная партия кормового ячменя в количестве 999,439 тонн прошла карантинное фитосанитарное обеззараживание (акт № 303-1176-118025).

21.08.2019 заявителю выдана декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д- RU. ПД58.А.01061/19 на партию ячменя кормового в количестве 2 917 535 кг. (на количество ячменя кормового 999,439 тонн – коносамент от 19.08.2019 № 40-1 и на количество ячменя кормового 1918,096 тонн – коносамент от 19.08.2019 № 40-2).

Названная декларация соответствия ЕАЭС № RU Д-RU. ПД58.А.01061/19 зарегистрирована в реестре РОСАККРЕДИТАЦИИ 21.08.2019.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Технического регламента Таможенного Союза 015/2011 «О безопасности зерна», суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений применения норм материального и процессуального права судами не допущено, в связи с чем оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по делу № А06-694/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья                                                                                   Л.Ф. Хабибуллин