ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-7179/2021 от 02.06.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-18978/2022

г. Казань Дело № А06-7179/2021

08 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.

при участии представителя:

Публичного акционерного общества «Газпром» ? Ковальчук Д.А., доверенность от 06.07.2021,

в отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев открытом судебном заседании кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022

по делу № А06-7179/2021

по заявлению Публичного акционерного общества «Газпром» (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003, 197229, г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Лахта-Ольгино вн.тер.г., Лахтинский пр-кт, д. 2, к. 3, стр. 1) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, 107078, г. Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1) в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области и Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления Росреестра по Астраханской области, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» (ОГРН 1022601940613, ИНН 2636032629, 355035, г. Ставрополь, пр. Октябрьской Революции, дом 6) о признании незаконными действий по отказам внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Газпром» (далее - ПАО «Газпром», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению (далее – ФГБУ) «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ) в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области и Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления Росреестра по Астраханской области о признании незаконными действий по отказам внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», изложенным в 44 уведомлениях о невозможности внесения сведений в ЕГРН.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.12.2021 заявленные ПАО «Газпром» требования удовлетворены, признаны незаконными действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области по отказам внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», изложенным в 44 уведомлениях о невозможности внесения сведений в ЕГРН. В качестве восстановления нарушенного права суд обязал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», а именно: 1) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Магистрального газопровода АГПЗ-Замьяны» 1 зона; 6 А06-7179/2021 2) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Магистрального газопровода АГПЗ-Замьяны» 2 зона; 3) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод и АГРС-5 п. Аксарайский»; 4) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод и ГРС-4» 1 зона; 5) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод и ГРС-4» 2 зона; 6) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс. Газопровод-отвод от ГРС-4 к ГРС- 1А (с. Началово)»; 7) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс «Газопровод-отвод и АГРС г. Нариманов»; 8) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод с. Замьяны»; 9) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Линейное сооружение - магистральный газопровод «АГПЗ-Камыш-Бурун» 1 зона; 10) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Линейное сооружение-магистральный газопровод «АГПЗ-Камыш-Бурун» 2 зона; 11) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод и АГРС с. Сеитовка»; 12) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс: Газопровод-отвод и АГРС с. Красный Яр»; 13) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс: Газопровод-отвод и АГРС п. Володарский»; 14) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс: Газопровод-отвод и АГРС с. Разночиновка»; 15) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод и АГРС» 1 зона; 16) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод и АГРС» 2 зона; 17) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс «Газопровод-отвод и ГРС-2; 18) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс «Газопровод-отвод и АГРС к с. Николаевка»; 19) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Линейное сооружение - магистральный газопровод «Ермолинское - Астрахань»; 20) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод Яндыки-Оранжерейное и АГРС с. Оранжерейное» Зона 1; 21) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод Яндыки-Оранжерейное и АГРС с. Оранжерейное» Зона 2; 22) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод к ГРС Яндыки»; 7 А06-7179/2021 23) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс газопровод-отвод и АГРС р.п. Лиман»; 24) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и АГРС с. Бударино»; 25) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и АГРС с. Новогеоргиевка»; 26) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод к с. Караванное и АГРС «Энергия 1»; 27) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод и АГРС к с. Озерное» Зона 1; 28) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод и АГРС к с. Озерное» Зона 2; 29) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод к с. Басы и АГРС- 1/3»; 30) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод к п. Буруны и АГРС-3»; 31) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод и АГРС с. Линейное»; 32) зона минимальных расстояний до объекта «Газораспределительная станция № 1 производственно-технологического комплекса «Газопровод-отвод и ГРС 1»; 33) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Линейное сооружение - Газопровод Макат - Северный Кавказ» Зона 1; 34) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Линейное сооружение - Газопровод Макат - Северный Кавказ» Зона 2; 35) зона минимальных расстояний до объекта «Производственно- технологический комплекс «Газопровод-отвод с. Речное и АГРС»; 36) зона минимальных расстояний до объекта «КС «Замьяны»; 37) зона минимальных расстояний до объекта «КС «Зензели»; 38) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Магистральный газопровод Ленинск-Знаменск, I этап, I пусковой комплекс»; 39) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Газопровод- отвод к АГРС г. Знаменск магистрального газопровода Ленинск-Знаменск, I этап, I пусковой комплекс»; 40) зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Магистральный газопровод Ленинск-Знаменск-Ахтубинск»; 41) зона минимальных расстояний до объекта «Газопровод-отвод и АГРС с. Алча» Красноярского района Астраханской области, площадью 1155,0 кв.м.»; 42) зона минимальных расстояний до объекта «Газопровод-отвод и АГРС с. Ватажное» Красноярского района Астраханской области, площадью застройки по наружному обмеру 1314,0 кв.м.»; 43) зона минимальных расстояний до объекта «Газопровод-отвод и АГРС с. Верхний Бузан Красноярского района Астраханской области, площадью застройки по наружному обмеру 594,9 кв.м.»; 8 А06-7179/2021 44) зона минимальных расстояний до объекта «Газопровод-отвод Ду 400 к с. Хошеутово Харабалинского района Астраханской области».

В удовлетворении заявленных требований в отношении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления Росреестра по Астраханской области отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 решение суда первой инстанции от 03.12.2021 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит решение Арбитражного суда Астраханской области и постановление апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу ПАО «Газпром» просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лица, участвовавшего в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, 30.03.2021 ПАО «Газпром» обратилось в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» с документами для внесения сведений о 44 зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов). В представленном пакете документов в качестве документа основания для установления зон минимальных расстояний указан свод правил «СП 36.133320.2012 Магистральные трубопроводы актуализированная редакция СНиП 2.05.06.-85*».

По результатам рассмотрения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» вынесло 44 уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, так как свод правил «СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы актуализированная редакция СНиП 2.05.06.-85*» не является нормативно правовым актом, определяющим порядок установления границ зон минимальных расстояний (т. 1 л.д. 134-149, т. 2 л.д. 1-72).

ПАО «Газпром», полагая, что действия по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов ПАО «Газпром» являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, при этом суды исходили из следующего.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) включаются в ЕГРН.

Частью 10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (далее – Закон № 342-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 01.01.2022 нормативными правовыми актами или решениями об их установлении при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации. Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.

Согласно пункту3 части 8 статьи 26 Закона № 342-Ф3 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования вышеуказанного Федерального закона нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Согласно части 9 статьи 26 Закона № 342-Ф3 в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в части 8 статьи 26 Закона № 342-Ф3, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Таким образом, зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными, если до 01.01.2022 были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики.

В силу части 16 статьи 26 Закона № 342-ФЗ до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.

В соответствии с пунктом 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 №1083, сведения о границах охранных зон и минимальных расстояниях указываются в проектной документации магистрального газопровода, а также отображаются в документации по планировке территории и подлежат включению в федеральную государственную информационную систему территориального планирования. Сведения о границах указанных минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности определены Сводом правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 № 108/ГС, (пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20).

Судами установлено и следует из материалов дела, что зоны минимальных расстояний, сведения о которых общество просит внести в ЕГРН, установлены в отношении объектов недвижимости - газопроводов, собственником которых является непосредственно ПАО «Газпром».

Право собственности на данные объекты ПАО «Газпром» возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до момента вступления в силу положений части 8 статьи 26 Закона № 342-Ф3 (04.08.2018).

При указанных обстоятельствах, суды пришли к выводу, что ЗОУИТ являются установленными, действительными и подлежащими внесению в ЕГРН.

Согласно части 21 статьи 26 Закона № 342-Ф3 до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со статьей 106 ЗК РФ и с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о такой зоне строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускаются только по согласованию с организацией - собственником системы газоснабжения, собственником нефтепровода, собственником нефтепродуктопровода, собственником аммиакопровода или уполномоченной ими организацией.

Судами правомерно отмечено, что в пределах границ зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов установлен специальный режим использования территорий, который включает в себя ограничение возможности строительства и проведения соответствующих работ в пределах такой зоны, что с учетом публичной достоверности ЕГРН свидетельствует о необходимости внесения сведений о таких зонах в государственных реестр и незаконности отказа Филиала от внесения в ЕГРН указанных сведений.

Кроме того, внесение в ЕГРН сведений об охранных зонах до объектов газоснабжения, охранных зонах линии связи и зонах минимальных расстояний до магистральных газопроводов обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и возможность соблюдения ограничений и запретов по использованию земли и проведению каких-либо работ в границах охранной зоны

В соответствии с частью 12 статьи 26 Закона № 342-Ф3 правообладатель магистральных трубопроводов, в связи с размещением которых до дня официального опубликования Закона № 342-Ф3 установлена ЗОУИТ, обязан направить в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 1 января 2025 года.

На основании части 8 статьи 26 Закона № 342-Ф3 до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2022, в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

На основании пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав могут осуществляться по заявлению собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения.

В соответствии со статьей 33 Закона о регистрации документы, необходимые для внесения в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, могут быть представлены в орган регистрации заинтересованным лицом, в том числе правообладателем объектов недвижимости, в связи с необходимостью обеспечения условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны.

Судами, правомерно отмечено, что основанием для внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ могут быть как решения органов государственной власти или местного самоуправления, так и принятый уполномоченным органом нормативный правовой акт, устанавливающий данные ЗОУИТ.

Поскольку законодательно предусмотрена необходимость внесения сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН в качестве зон с особыми условиями использования территорий, то на собственников (пользователей) трубопроводов возложена обязанность по предоставлению таких сведений в уполномоченный орган.

Согласно части 6 статьи 18 Закона о регистрации заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом судами отмечено, что отнесение зон минимальных расстояний к зонам с особыми условиями использования территории основывалось на комплексе норм ранее действовавшего законодательства, в том числе части 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Закона № 342-Ф3), статей 28, 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», положениях Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанции установив, что зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов, как зоны с особыми условиями использования территорий, подлежат внесению в ЕГРН до 01.01.2025, признав незаконным отказ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области во внесении сведений в ЕГРН, правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.

При этом суды пришли к выводу, что заявленные требования о признании незаконными действий по отказам, изложенным в оспариваемых уведомлениях, а также в части устранения нарушений прав и законных интересов заявителя подлежат удовлетворению именно в отношении ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области, поскольку заявление ПАО «Газпром» о внесении в ЕГРН сведений о местоположении зон минимальных расстояний направлялось непосредственно в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области, а также в соответствии с Приказом ФГБУ «ФКП Росреестра от 30.12.2016 №П/533 по Астраханской области и от 18.10.2016 №П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» оспариваемые действия по отказу, изложенные в уведомлениях, совершены непосредственно ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, доказательств в опровержение выводов суда заявителем кассационной жалобы не предоставлено в материалы дела, в том числе и по заявленным доводам.

В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 по делу № А06-7179/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

Л.Ф. Хабибуллин