АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-1934/2021
г. Казань Дело № А06-7448/2020
23 марта 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года,
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2021 года.
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Мосунов С.В.,
рассмотрел без вызова сторон кассационную жалобу публичного акционерного общества «Астраханский порт»
на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2020 (мотивированное решение от 27.10.2020) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020
по делу № А06-7448/2020
по заявлению публичного акционерного общества «Астраханский порт» (414006, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Астраханской области (414016, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным и отмене и постановления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось публичное акционерное общество «Астраханский порт» (далее – ПАО «Астраханский порт», общество заявитель) с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Астраханской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 5 по Астраханской области, инспекция, налоговый орган) от 21.07.2020 № 30232018410104900002 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее – постановление Пленума ВС РФ от 18.04.2017 № 10), дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2020 (мотивированное решение от 27.10.2020), оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО «Астраханский порт», не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, полагая судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 № 10 судьей единолично без вызова сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО «Астраханский Порт» (ИНН <***>) зарегистрировано и поставлено на учёт 13.10.2008 в Межрайонной ИФНС № 5 по Астраханской области.
В целях осуществления своих полномочий по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями в пределах своей компетенции Межрайонной ИФНС России № 5 по Астраханской области в адрес ПАО «Астраханский порт» направлены запросы от 06.11.2019 № 08-44/31310 и от 11.12.2019 № 08‑44/35189 о предоставлении документов и информации в отношении работников – иностранных граждан за период осуществления трудовой деятельности с 01.01.2018 по 31.12.2018 и с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Из предоставленных по запросу налогового органа документов следует, что ПАО «Астраханский Порт» заключило трудовой договор от 01.11.2017 б/н (договор расторгнут 31.10.2018) с Пурхаджсейедали Сейедэбрахимом Сейедмахмудом, гражданин Ирана, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина № Н37038369, выдан паспортно-миграционной полицией 26.03.2016, который был принят на должность директора по экономике. Коллективный договор не заключался.
Согласно ответу УМВД России по Астраханской области от 13.11.2019 № 75/11018 на запрос налогового органа Пурхаджсейедали Сейедэбрахиму Сейедмахмуду вид на жительство или разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации не выдавалось.
На основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Астраханской области от 06.02.2020 № 302320200001002 проведена документарная проверка соблюдения ПАО «Астраханский порт» валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 09.02.2018 по 31.12.2019.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что ПАО «Астраханский порт» производило выплату заработной платы своему работнику – иностранному гражданину (нерезиденту) Пурхаджсейедали Сейедэбрахиму Сейедмахмуду наличными денежными средствами, а именно, по платёжной ведомости от 24.08.2018 № 00000000277 из кассы организации в наличной форме указанному гражданину выплачена заработная плата за август 2018 года в сумме 25 200 руб.
Результаты проверки отражены в справке от 06.02.2020 № 302320200001005 о проведённой проверке соблюдения валютного законодательства и акте от 13.02.2020 № 302320200001006 проверки соблюдения валютного законодательства.
Установленные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют об осуществлении обществом валютных операций - расчётов с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, что является нарушением положений части 2 статьи 14 Федерального Закона № 173-Ф3 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании, Федеральный закон № 173-ФЗ).
Налоговым органом 02.07.2020 составлен протокол № 30232018410104900002 об административном правонарушении в отсутствие надлежаще уведомленного представителя общества. 21.07.2020 административным органом вынесено постановление № 30232018410104900004 о привлечении ПАО «Астраханский порт» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 28 900 руб.
Также 21.07.2020 административным органом выдано представление № 30232018410104900005 обществу об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации.
ПАО «Астраханский порт» с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, – влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В подпункте «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173‑ФЗ указано, что резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173‑ФЗ установлено, что иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
Возможность осуществления такой валютной операции как выдача резидентом нерезиденту (физическому лицу) наличных денежных средств в валюте Российской Федерации по трудовому договору, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.
Как установлено судами, ПАО «Астраханский Порт» заключило трудовой договор с Пурхаджсейедали Сейедэбрахимом Сейедмахмудом, являющимся гражданином Ирана об исполнении им обязанностей директора по экономике: от 01.11.2017 (расторгнут 31.10.2018). Пурхаджсейедали Сейедэбрахиму Сейедмахмуду вид на жительство или разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации не выдавалось. Указанному работнику - иностранному гражданину (нерезиденту) обществом произведена выплата дохода за август 2018 года наличными денежными средствами по трудовому договору в сумме 25 200 руб. 00 коп. из кассы организации.
Таким образом, суды признали, что в данном случае выплата обществом дохода за август 2018 года в виде выдачи наличных денежных средств в валюте Российской Федерации являются незаконными валютными операциями, осуществленными с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации, образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Признавая вину общества в совершенном правонарушении, суды, в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ правомерно исходили из того, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего валютного законодательства в части осуществления расчетов через счета в уполномоченных банках, обусловленные необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и «сомнительным» финансовым операциям. Заключая с иностранным гражданином трудовые договоры и выплачивая ему заработную плату наличными денежными средствами, общество осознано приняло на себя все риски, связанные с использованием труда наемных работников-нерезидентов, не имеющих открытых счетов в банке. При этом с целью обеспечения выполнения требований валютного законодательства общество имело возможность самостоятельно с учетом согласия работника-нерезидента открыть на его имя соответствующий банковский счет
С учетом изложенного суды сделали вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено. Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что информация, на основе которой налоговым органом возбуждалось производство по делу об административном правонарушении, получена незаконным способом, путем запросов без законных оснований в нарушение положений Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), а также что в рассматриваемом случае правоотношения по выплате заработной платы не могут быть отнесены к валютным операциям и регулируются положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику.
В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ налоговые органы имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов но запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
В свою очередь, на резидентов возложена обязанность представлять органам валютного контроля такие документы и информацию (пункт 1 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ).
Процедуры назначения и проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства регламентированы Административным регламентом ФНС России по валютному контролю, утвержденного Приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с.
Исходя из изложенного налоговый орган вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые необходимы для осуществления предпроверочного анализа субъекта проверки и принятия решения о целесообразности или нецелесообразности проведения проверки.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля».
Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона №173-Ф3, и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям валютного законодательства.
Возможность осуществления валютной операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит. Работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках, со счета открытого в уполномоченном банке.
Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона №173-Ф3 требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями.
Требование валютного законодательства о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе, в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
Следовательно, выдача обществом иностранному работнику заработной платы, то есть осуществление обществом вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке, свидетельствует о совершении обществом незаконной валютной операции, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы заявителя были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили мотивированную оценку в обжалуемых судебных актах.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд кассационной инстанции, отмечая, что доводы кассационной жалобы общества не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, не усматривает существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 4 статьи 288, части 3 статьи 288.2 АПК РФ.
При таких обстоятельствах принятые по делу решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу № А06-7448/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья С.В. Мосунов