ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-7814/18 от 26.03.2019 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-44752/2019

г. Казань                                                 Дело № А06-7814/2018

28 марта 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Логинова О.В.,

судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Миннебаевой Л.М.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:

заявителя – Наврузбекова М.У. (доверенность от 09.01.2019 №01/19),

ответчика – Бородиной К.В. (доверенность от 14.01.2019 №07-25/0409), Вахромовой Л.Б. (доверенность от 28.01.2019 №07-25/01279), Трофимова Ю.Ю. (доверенность от 28.01.2019 №07-25/01263),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Астраханской таможни

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.10.2018 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)

по делу № А06-7814/2018

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Монолит-Строй» (ОГРН 1100561000210, ИНН 0561061496) г. Махачкала Республики Дагестан, к Астраханской таможне о признании незаконным действия,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Монолит-Строй» (далее – ООО «Монолит-Строй», общество, заявитель) с заявлением к Астраханской таможне (далее - таможня) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в выпуске товара по таможенной декларации № 10311010/270718/0023116, об обязании выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар (портландцемент) по таможенной декларации № 10311010/270718/0023116.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.10.2018 действие таможни, выразившееся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации № 10311010/270718/0023116, признано незаконным.

Суд обязал таможню выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар - портландцемент по таможенной декларации № 10311010/270718/0023116.

С таможни в пользу ООО «Монолит-строй» взысканы судебные издержки по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.10.2018 оставлено без изменения.

Таможня, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель заявителя отклонил кассационную жалобу таможни.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, 27.07.2018 обществом в таможню подана декларация № 10311010/270718/0023116, в которой заявлен товар «портландцемент ЦЕМ I 42, 5Н (СЕМ I 42,5Н), ПО EN 197 - 1:2011, общий вес партии 4 000 500 кг - нетто, 4 008 501 кг - брутто, серого цвета, применяется для строительства», производитель - компания «Mazandaran СешеШ СО (Иран).

ООО «Монолит-Строй» представило в таможенный орган пакет документов, в том числе сертификат соответствия от 05.10.2017 № РОСС IR.AE51.B00163.

Таможней 27.07.2018 у ООО «Монолит-строй» были запрошены документы и сведения, подтверждающие декларирование в таможенном отношении отобранных проб товара, послуживших основанием для выдачи вышеназванного сертификата соответствия.

Письмом от 27.07.2018 № 63/07 общество сообщило, что образцы были ввезены до дачи разъяснений Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России) и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции. 22.08.2017 были отобраны образцы портландцемента (акт отбора от 22.08.2017 № 141) в соответствии с ГОСТ 30515-2013 для проведения сертификационных испытаний, образцы были промаркированы и опечатаны. Образцы были доставлены курьерской службой в адрес ООО «РЭИ-Тест».

Общество также пояснило, что в соответствии с пунктом 8.2 ГОСТ Р № 56836-2016 предоставление результатов инспекционного контроля таможенному органу не предусмотрено, соответствующий инспекционный контроль проводится органом по сертификации.

Документы, подтверждающие таможенное декларирование проб и образцов товара, обществом не предоставлены.

Решением таможни от 28.07.2018 отказано в выпуске товара по ДТ № 10311010/270718/0023116, о чем свидетельствует запись в графе С декларации на товар. В указанной графе, а также в дополнительном листе таможенный орган в обоснование отказа в выпуске сослался на статью 7, пункт 1 статьи 118, пункт 6 статьи 128 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), на неподтверждение безопасности продукции и качественных характеристик товара на момент таможенного оформления.

В дополнительном листе к декларации на товары в качестве обоснования принятого решения таможней указано, что ДТ № 10005010/140418/0000438, представленная в подтверждение декларирования ввоза проб и образцов для проведения работ по оценке соответствия, подана 14.04.2018, а сертификат соответствия выдан 05.10.2017 — раньше, чем ввезены образцы для сертификации продукции, в данной ДТ уже указан сертификат соответствия. Действие аттестата аккредитации ООО «РЭИ-Тест», выдавшего данный сертификат соответствия, приостановлено в области цементной сертификации с 30.01.2018.

Заявитель, не согласившись с указанным решением таможни, обжаловал его в судебном порядке.

Суды, принимая обжалуемые судебные акты, правомерно исходили из следующего.

По правилам пункта 1 статьи 444 ТК ЕАЭС, вступившего в законную силу с 01.01.2018 и являющегося приложением № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 444 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.

Условия, при соблюдении которых таможенный орган производит выпуск товаров, установлены пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС.

При этом статьей 125 ТК ЕАЭС установлен закрытый перечень оснований, по которым таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) документы и (или) сведения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, лишь в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 статьи 325 ТК ЕАЭС, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

Согласно единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, (далее - Постановление № 982), портландцемент подлежит обязательной сертификации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 № 930 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», с 07.03.2016 цемент различных видов, классифицируемый в товарной позиции 2523 ТН ВЭД ЕАЭС, включен в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением № 982.

В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон №184-ФЗ), для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляется декларация о соответствии или сертификат соответствия.

В соответствии со статьей 25 Закона №184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Для разъяснения содержания процедур и порядка проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ № 982, в рамках его реализации разработан «ГОСТ Р № 56836-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов» (далее - ГОСТ Р № 56836-2016).

Указанный стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 8.1. ГОСТ Р 56836-2016 инспекционный контроль сертифицированной продукции (далее - инспекционный контроль) является неотъемлемой частью процедуры сертификации цементов. Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и осуществлена ли должным образом маркировка продукции.

В отношении цементной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации из третьих стран согласно пункту 8.2 ГОСТа Р № 56836-2016 осуществляется дополнительный инспекционный контроль каждой поставляемой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных национальным стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия.

В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТа Р № 56836-2016 объектами обязательной сертификации являются цементы, включенные в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением № 982, и выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4.12 ГОСТа Р № 56836-2016 сертификат соответствия является действительным в отношении продукции, изготовленной (выпускаемой в обращение) во время действия сертификата соответствия, в течение гарантийного срока, установленного в национальных (межгосударственных) стандартах на конкретную продукцию.

При этом стандарт имеет рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом (Решение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 № АКПИ16-560, апелляционное определение Верховного суда РФ от 10.11.2016 № АПЛ16- 470).

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что при таможенном декларировании общество представило в таможню, в том числе сертификат соответствия на товар от 05.10.2017 № РОСС IR.AE51.B00163. Данный сертификат соответствия подтверждает соответствие требованиям ГОСТ продукции серийного выпуска - портландцемента ЦЕМ I 42,5Н для общестроительных работ, выпущенного изготовителем «Mazandaran Сешеш. СО.» во время действия сертификата соответствия.

Данный сертификат выдан ООО «РЭИ-Тест» после проведения испытаний товара и подтверждает, что портландцемент типа ЦЕМ I класса 42,5Н, выпускаемый изготовителем «Mazandaran Сешеш. СО.», серийный выпуск, соответствует ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 31108-2016.

На момент выдачи (05.10.2017) сертификата ООО «РЭИ-Тест» было аккредитовано в установленном порядке; указанный сертификат не признан недействительным, не отозван, является действующим.

В связи с чем, довод таможни о том, что действие аттестата аккредитации ООО «РЭИ-Тест» приостановлено в области сертификации цементной продукции решением Росаккредитации от 30.01.2018 №3-По и прекращено решением от 06.07.2018 №ПА-30, обоснованно отклонен судами, как не подтвержденный соответствующими доказательствами.

Заявителем в таможню были представлены, в том числе и акт отбора образцов от 22.08.2017 № 141 (на получение сертификата), акт отбора проб от 18.04.2018 № 1 (за полугодие); декларация № 10005010/140418/0000438 на товары в качестве образца для проведения исследований (испытаний) планового инспекционного контроля и проведения сертификации (за полугодие), акт планового инспекционного контроля сертифицированной продукции (за полугодие), решение о подтверждении действия сертификата по результатам планового инспекционного контроля сертифицированной продукции (за полугодие).

Как правильно указано судами предыдущих инстанций, ГОСТ Р 56836-2016, в том числе пункт 8.2, на который ссылается таможенный орган, не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации, таможенному органу. Согласно пунктам 8.2 и 8.19 ГОСТа, соответствующий инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию, в целях принятия решения о подтверждении либо о приостановке и прекращении действия сертификата соответствия.

Кроме того, пункт 8.2 ГОСТа предусматривает дополнительный инспекционный контроль сертифицированной продукции, поступившей на территорию Российской Федерации из третьих стран, при помещении продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов» имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1-ст «Об утверждении национального стандарта», согласно которому стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом (решение Верховного Суда РФ по делу № АКПИ16-560 от 11.08.2016).

Довод таможни о том, что инспекционный контроль проведен ООО «ЛенСерт», а не ООО «РЭИ-Тест», обоснованно отклонены судами, поскольку действие аттестата аккредитации, выданного ООО «РЭИ-Тест», в области сертификации цементной продукции было приостановлено решением Росаккредитации от 30.01.2018 №3-По.

Обществом таможне были представлены решение о подтверждении действия сертификата по результатам планового инспекционного контроля сертифицированной продукции, декларация № 10005010/140418/0000438 на товары в качестве образца для проведения исследований (испытаний) планового инспекционного контроля и проведения сертификации. В связи с чем, довод ответчика о том, что испытания были проведены не по всем показателям, правомерно не приняты во внимание судами.

При таких обстоятельствах, суды предыдущих инстанций правомерно удовлетворили требования заявителя, в качестве восстановления нарушенного права в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201, пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязали таможню выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар (портландцемент), сведения о котором заявлены в ДТ № 10311010/270718/0023116.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, выводов судов предыдущих инстанций они не опровергают и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.

Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им, переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.10.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 по делу №А06-7814/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                             О.В. Логинов

Судьи                                                                                    М.В. Егорова

                                                                                         Р.Р. Мухаметшин