ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А06-8060/2009
27 сентября 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
в отсутствие представителей:
заявителя – извещен, не явился,
ответчика – извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2010 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Лыткина О.В.)
по делу № А06-8060/2009
по заявлению Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань, к Министерству социального развития и труда Астраханской области, г. Астрахань, о взыскании 160 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Астраханской области обратилось Государственное учреждение - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, Фонд) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о взыскании с Министерства социального развития и труда Астраханской области (далее ‑ ответчик, министерство) 152 000 рублей.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 решение Арбитражного суда Астраханской области оставлено без изменения.
Государственное учреждение ‑ Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить и вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В материалах дела имеется ходатайство заявителя о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в период с 23.04.2009 по 30.04.2009 Фондом была проведена выездная документальная проверка Министерства социального развития и труда Астраханской области по вопросу расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий неработающим гражданам за период 2007-2008г.г., результаты которой оформлены справкой о проведенной проверке от 30.04.2009 №1.
По результатам данной проверки заявитель пришел к выводу о нецелевом расходовании средств, полученных от отделения Фонда на выплату пособий неработающим гражданам на сумму 216 000 рублей.
Основанием для указанных доначислений послужил вывод о неправомерном назначении и выплате Министерством социального развития единовременного пособия при рождении ребенка получателям в случае, когда один из родителей служит по контракту.
В связи с тем, что выявленная задолженность не была погашена ответчиком в добровольном порядке, Фонд обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды предыдущих инстанций исходили из того, что выплата единовременного пособия при рождении ребенка через службу социальной защиты населения неработающим женщинам, мужья которых проходят службу в качестве рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не противоречит действующего законодательству.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными исходя из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее ‑ Закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ) обеспечение по обязательному социальному страхованию - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 12, пункта 1 статьи 22 Закона от 16.07.1999 № 165‑ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ) одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является единовременное пособие при рождении ребенка. Данной статьей Закона законодатель установил, что порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 23 «Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865 (далее ‑ Положение), установлено, что единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) ‑ органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
В силу подпункта «в» пункта 26 Положения за счет федерального бюджета при рождении ребенка выплачивается единовременное пособие лицам, проходящим военную службу по контракту.
В соответствии со статьей 4 Закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет: ‑ средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка (за исключением пособий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящей части), ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
‑ средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту: лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, лицам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацем вторым настоящей части), а также в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа в Российскую Федерацию из воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации; неработающим женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств:
‑ средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования.
Учитывая вышеизложенные положения законодательства, кассационная коллегия считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что выплата единовременного пособия при рождении ребенка за счет средств федерального бюджета осуществляется женщинам, проходящим военную службу по контракту.
Судом установлено, что выплата пособий при рождении ребенка произведена Отделом социальной защиты женщинам, которые не работают, не учатся, не служат, а военную службу проходят их супруги.
В материалах дела также отсутствуют документы, из которых следовало бы, что отец ребенка получал пособие на ребенка до выплаты ответчиком спорных сумм.
Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что один из родителей ребенка проходит военную службу, службу в органах внутренних дел или Министерстве чрезвычайных ситуаций России, в связи с чем пособие должно быть выплачено за счет средств федерального бюджета по месту службы, основан на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, у судов первой и апелляционной инстанций имелось достаточно оснований для отказа в удовлетворении заявленных Фондом требований.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.06.2008 №253, на который ссылается заявитель, приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 20.04.2010 № 254н признан утратившим силу
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы заявителя необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 по делу № А06-8060/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи М.В. Егорова
Ф.Г. Гарипова