ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-8555/2021 |
26 августа 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя ФИО1, представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО2, действующей на основании доверенности от 01.06.2022, представителя индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 ФИО4, действующего на основании доверенности от 25.11.2021, представителя общества с ограниченной ответственностью «Многофункциональная специализированная компания» ФИО4, действующего на основании доверенности от 21.03.2022, индивидуального предпринимателя ФИО5, представителя индивидуального предпринимателя ФИО5 ФИО6, действующего на основании доверенности от 11.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО5 на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 апреля 2022 года по делу № А06-8555/2021 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) и индивидуального предпринимателя ФИО5 (ОГРНИП <***>,
ИНН <***>)
к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» (416501, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Многофункциональная специализированная компания» (416501, Астраханская обл., г. Ахтубинск, Северный городок, лит. Е, ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей ФИО7 (123610, <...> (ЦМТ), зд. 3, под. 9, оф. 801), индивидуальный предприниматель ФИО8 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>),
об оспаривании постановлений,
об оспаривании распоряжения,
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратились индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) и индивидуальный предприниматель ФИО5 (далее – ИП ФИО5, предприниматель) с заявлением к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» (далее – администрация) о признании незаконными действий организатора открытого конкурса муниципального образования «Город Ахтубинск» на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск»; о признании незаконным распоряжения от 27.05.2021 №436-р администрации о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск»; о признании незаконными действий администрации по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск», проведенного по извещению от 01 июня 2021 года (с изменениями 30.07.2021) и подведении итогов конкурса, отраженных в протоколе рассмотрения оценки и сопоставления заявок, а также подведении итогов открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск» лот №1, лот №2, лот №3 от 09.08.2021; о признании незаконным постановления администрации от 06.09.2021 №988 «О выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок»; о признании незаконным постановления администрации от 06.09.2021 года №995 «О внесении изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам МО «Город Ахтубинск».
Заявители в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отказались от заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления администрации от 06.09.2021 года №995 «О внесении изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам МО «Город Ахтубинск».
Решением суда первой инстанции от 28 апреля 2022 года ИП ФИО1 и ИП ФИО5 отказано в удовлетворении заявленных требований. В части отказа от заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления администрации от 06.09.2021 №995 производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП ФИО5, ИП ФИО1 обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация также обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, вынести новое решение, которым с учетом признания иска ответчиком заявление ИП ФИО1 и ФИО5 удовлетворить.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (далее – ИП ГКФХ ФИО3) возражает против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах, предоставленных в порядке статьи 262 АПК РФ, а также дополнениям к ним.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее – Астраханское УФАС России, антимонопольный орган), уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей ФИО7, индивидуальный предприниматель ФИО8 (далее – ИП ФИО8) явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 20 июля 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Астраханского УФАС России, уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей ФИО7, ИП ФИО8
Из текста апелляционных жалоб ИП ФИО1, ИП ФИО5, администрации следует, что решение суда первой инстанции оспаривается в части отказа в удовлетворении требований заявителей. В части прекращения производства по делу по заявлению о признании незаконным и отмене постановления администрации от 06.09.2021 №995 апелляционные жалобы доводов не содержат.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 №12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», следует, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещённых надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в порядке апелляционного производства ИП ФИО1, ИП ФИО5, администрацией обжалуется только часть решения суда первой инстанции, на пересмотре судебного акта в полном объёме стороны не настаивают, суд апелляционной инстанции не вправе выйти за пределы апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалоб и отзывов на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» www.adm-akhtubinsk.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории г.Ахтубинска (далее - открытый конкурс) и конкурсная документация для проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории г.Ахтубинска.
На участие в конкурсе были поданы следующие заявки:
по лоту №1 - ИП ГКФХ ФИО3, индивидуальный предприниматель ФИО9 (далее – ИП ФИО10), ИП ФИО8;
по лоту №2 - общество с ограниченной ответственностью «Многофункциональная специализированная компания» (далее - ООО «МСК»), ИП ФИО8, ИП ФИО9;
по лоту №3 - ИП ГКФХ ФИО3 ИП ФИО9, ИП ФИО8
Все вышеперечисленные заявки были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации и допущены к участию в открытом конкурсе.
По результатам оценки заявок на участие в конкурсе были определены победители конкурса.
По лоту №1 победителем был признан ИП ГКФХ ФИО3 - (общая оценка 79,33 балла), второе место занял ИП ФИО10(77 баллов), третье - ИП ФИО8 (72 балла).
По лоту №2 победителем было признано ООО «МСК» (общая оценка 80 баллов), второе место занял ИП ФИО10(77 баллов), третье - ИП ФИО8 (72 балла).
По лоту №3 победителем был признан ИП ГКФХ ФИО3 (общая оценка 39,25 баллов), второе место занял ИП ФИО10(38 баллов), третье - ИП ФИО8 (36 баллов).
06 сентября 2021 года администрация вынесла постановление № 988-р «О выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок».
Не согласившись с действиями администрации по проведению данного конкурса, подведению итогов конкурса, изданию распоряжения от 27.05.2021 №436-р, постановлений от 06.09.2021 №988, от 06.09.2022 №995, заявители обжаловали их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия администрации по проведению конкурса и вынесению распоряжения от 27.06.2021 №436-р совершены в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством, нарушений процедуры оценки заявок на участие в открытом конкурсе не установлено. Кроме того, суд пришёл к выводу, что заявителями не предоставлено достаточных доказательств, что проведение данного конкурса нарушает права и законные интересы предпринимателей.
Согласно доводам апелляционных жалоб ИП ФИО1 и ИП ФИО5 указывают, что постановление администрации от 11.11.2020 №1436, которым был утвержден документ планирования регулярных перевозок транспортом на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» на 2021 года было подписано неуполномоченным лицом. У администрации по состоянию на момент проведения конкурса не было правовых оснований для принятия распоряжения от 27.05.2021 №436-р о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск». Администрация уже использовала реализацию документа планирования, предусматривающего осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам, поэтому оснований для проведения конкурса не было. Кроме того полагают, что при проведении конкурса организатором торгов нарушены принципы открытости и прозрачности торгов.
Согласно доводам апелляционной жалобы администрация указывает, что признаёт заявленные требования. При назначении и проведении в период с июня по август 2021 года открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск» не имелось Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования «Город Ахтубинск», не было проведено уполномоченной на то организацией исследование пассажиропотока, с предоставлением соответствующего отчета и оформлением к нему надлежащих паспортов маршрутов, не был принят документ планирования регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования «Город Ахтубинск».
Апелляционная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку выводы суда первой инстанции о соблюдении процедуры проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории г. Ахтубинска, а также об отсутствии доказательств, подтверждающих, что проведение данного конкурса нарушает законные права и интересы предпринимателей, являются неверными.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлена совокупность указанных условий.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ).
Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок: по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ:
под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением льгот на проезд, утверждённых в установленном порядке (пункт 17);
под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учётом положений настоящего Федерального закона.
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в случае, если в соответствии со статьёй 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (пункт 3 части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ).
В силу части 3 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:
1) после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным частью 10 статьи 24 настоящего Федерального закона, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается;
2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3.1 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключёнными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ.
При этом, в целях определения, к какому виду перевозок относятся перевозки, осуществляемые до официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ в части 9 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ закреплено, что к перевозкам, осуществляемым по регулируемым тарифам относятся регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов и перевозки по таким маршрутам осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключён государственный или муниципальный контракт.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 39 Федерального закона № 220-Ф3 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Из материалов дела следует, что 2015 году администрацией с ИП ФИО1 и ИП ФИО5 были заключены договоры на использование регулярных маршрутов № 15 от 27.10.2015 и № 14 от 16.10.2015 соответственно. Срок действия договоров – 5 лет с момента подписания (т. 5 л.д.34-43, 71-75).
В соответствии с пунктом 6.1. представленных в материалы дела договоров № 15 и № 14 плата на проезд пассажиров (провоз багажа) взимается перевозчиком согласно тарифам на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городе Ахтубинске, установленным Службой по тарифам Астраханской области.
Дополнительными соглашениями от 17.12.2020 с предпринимателями были заключены дополнительные соглашения, согласно которых срок действия договора продлевался на период действия карт маршрута (т.5 л.д.44, 76).
Впоследствии ИП ФИО5 администрацией были выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком с 27.01.2021 по 26.01.2026 и карты маршрута регулярных перевозок с 27.01.2021 по 26.01.2026 (т.5 л.д. 17-18, т.1 л.д.122-131). ИП ФИО1 администрацией были выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком с 17.12.2020 по 16.12.2025 и карты маршрута регулярных перевозок были выданы с 11.11.2021 по 11.11.2025 (т. 5 л.д.48-49, т.1 л.д.122-131).
Свидетельство об осуществлении регулярных перевозок и новые карты маршрутов без проведения конкурса выдаются перевозчикам, которые после дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ продолжали осуществлять регулярные перевозки, не оплачиваемые за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с ранее заключёнными с ними договорами.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об осуществлении ИП ФИО1, ИП ФИО5 регулярных перевозок по регулируемым тарифам является неверным. Из материалов дела видно, что ФИО1 и ФИО5 на момент принятия Федерального закона №220-ФЗ и вступления в законную силу данного закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключёнными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок, и поэтому сведения об обслуживаемых ими маршрутах регулярных перевозок были включены в реестр. В настоящее время перевозки осуществляются указанными предпринимателями на основании выданных администрацией свидетельств об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ.
Муниципальный контракт с указанными лицами не заключался, финансирование частично или полностью за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета не осуществлялось.
Выводы суда первой инстанции о том, что Единый тариф на регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в границах муниципального образования «Город Ахтубинск» был утверждён постановлениями Администрации на 2016 - № 560 от 31.05.2016, на 2017 - №694 от 09.06.2017, на 2018- № 901 от 18.07.2018, на 2020 - №1353 от 26.12.2019, на 2021 - № 1692 от 25.12.2020 является неверным.
Из пояснений администрации следует, что с момента вступления в законную силу Федерального закона №220-ФЗ службой по тарифам Астраханской области никакие тарифы для индивидуальных предпринимателей не утверждались. В муниципальном образовании «Город Ахтубинск» созданы и функционируют муниципальные предприятия, имеющие лицензии на осуществление пассажирских перевозок, для которых и утверждались тарифы на муниципальные перевозки. Финансирование частично или полностью за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета предпринимателей не осуществлялось.
Ссылка суда на пункт 6.1 договоров, как на доказательство осуществления перевозок по регулируемым тарифам, является несостоятельной, так как привязка в договоре при согласовании условий о взимании платы на проезд пассажиров (провоз багажа) перевозчиком к тарифам на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городе Ахтубинске, установленным Службой по тарифам Астраханской области, не подтверждает осуществление перевозок по регулируемым тарифам, поскольку фактически указанные тарифы не устанавливались. Стороны при заключении соглашения имели право согласовать условие с привязкой к изменяющимся не по их воле величинам, однако это не является основанием для вывода о наличии установленного именно для них тарифа, учитывая что сама по себе процедура установления такого компетентным органом не проводилась. То есть субъект вправе в гражданско-правовом договоре решить, что будет взымать оплату, равную установленному тарифу, но это не означает, что тариф для него действительно установлен.
Исходя из положений статей 17, 39 Федерального закона №220-ФЗ право на получение карт маршрутов и свидетельств, соответственно, право на осуществление регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам получают только те хозяйствующие субъекты, которые до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ (до 11.01.2016 года) осуществляли пассажирские перевозки законно, на основании действующих договоров.
До вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ (до 11.01.2016) ИП ФИО1 II.В. и ИП ФИО5 осуществляли пассажирские перевозки на законных основаниях, соответственно имели право на получение карт маршрутов и свидетельств, на осуществление регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам по установленным муниципальным маршрутам. И это право было ими реализовано, на сегодняшний день они продолжают осуществлять по данным маршрутам перевозки на основании выданных им в 2020-21 годах карт маршрутов и свидетельств (т.5 л.д.17-18, 48-49, т.1 л.д.122-131).
Таким образом, у администрации не было правовых оснований для принятия распоряжения от 27.05.2021 №436-р о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифом, поскольку по спорным маршрутам деятельность уже осуществлялась ИП ФИО1 и ИП ФИО5, от осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по спорным маршрутам предприниматели не отказывались, с заявлениями о расторжении договоров до истечения их сроков не обращались.
Кроме того, апелляционная коллегия учла сообщение администрации как компетентного органа, что при назначении и проведении в период с июня по август 2021 года открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск» не имелось Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования «Город Ахтубинск», не было проведено уполномоченной на то организацией исследование пассажиропотока, с предоставлением соответствующего отчета и оформлением к нему надлежащих паспортов маршрутов, не был принят документ планирования регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования «Город Ахтубинск».
Согласно пункту 2.1 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области, утверждённых постановлением Правительства Астраханской области от 03.06.2016 №161-П (далее – Правила организации регулярных перевозок пассажиров на территории Астраханской области), подготовка документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области к компетенции которого относятся полномочия по подготовке документов планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам.
Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам утверждается ежегодно нормативным правовым актом исполнительно-распорядительного органа муниципального образования Астраханской области до 1 декабря года, предшествующего году, на которых утверждается документ планирования.
Представлением об устранении нарушений законодательства о пассажирских перевозках Ахтубинской городской прокуратуры Астраханской области установлено, что в нарушение п. 2.1 Правил организации регулярных перевозок пассажиров на территории Астраханской области постановлением администрации от 02.09.2020 №1023 утверждён «Документ планирования регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» на 2020-2025 год.
Указанный документ планирования принят 02.09.2020, при этом содержит ряд мероприятий, запланированных на 2020 год, в том числе в октябре-ноябре 2020 года предусматривается прекращение регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начало осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Однако, в нарушение части 2 статьи 18 Федерального закона №220 перевозчики не уведомлены о вышеуказанном изменении за 180 дней, решение об изменении не вынесено в форме распорядительного документа (постановления, распоряжения). Вышеуказанный документ планирования утверждён с нарушением установленного Правилами организации регулярных перевозок пассажиров на территории Астраханской области, в связи с чем, по мнению прокуратуры, подлежит отмене (т.5 л.д.50-53).
Согласно представлению Ахтубинской городской прокуратуры Астраханской области от 12.11.2021 №69-2021 Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» и постановлении администрации от 05.08.2020 №847 «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» утверждено главой администрации с превышением своих полномочий (т.2 л.д.92).
27 мая 2021 года администрацией вынесено распоряжение № 436-р «О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск».
06 сентября 2021 года по итогам конкурса администрацией вынесено постановление №988 «О выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок».
Судом первой инстанции при рассмотрении дела не учтено, что согласно пояснениям администрации исследование маршрутной сети городского общественного пассажирского транспорта г. Ахтубинск Астраханской области обществом с ограниченной ответственностью «РИИ «Теленово» фактически не проводилось. Отчёт об исследовательской работе составлен формально без выхода на пассажирские маршруты и выезда надлежащих специалистов в г. Ахтубинск.
Маршруты, указанные в конкурсе, не являются новыми маршрутами. Обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктами 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 Федерального закона №220-ФЗ, при объявлении конкурса в рассматриваемом случае также не имелось.
Таким образом, поскольку у администрации не было правовых оснований для принятия распоряжения от 27.05.2021 №436-р о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск», то заявленные требования подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в обжалуемой части ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Необходимо принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, данными в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесённые заявителем за рассмотрение дела в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежат взысканию с администрации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 апреля 2022 года по делу № А06-8555/2021 в обжалуемой части отменить. Принять по делу в данной части новый судебный акт.
Признать незаконными действия организатора открытого конкурса муниципального образования «Город Ахтубинск» на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск».
Признать недействительным распоряжение от 27.05.2021 № 436-р Администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск».
Признать незаконными действия администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск», проведённого по извещению от 01 июня 2021 года (с изменениями 30.07.2021) и подведении итогов конкурса, отражённых в протоколе от 09.08.2021 рассмотрения оценки и сопоставления заявок, а также подведении итогов открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования «Город Ахтубинск» по лоту № 1, лоту № 2, лоту № 3.
Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» от 06.09.2021 № 988 «О выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок».
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 300 руб. и расходы на уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 150 руб.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО5 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 300 руб. и расходы на уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 150 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Акимова
Судьи Ю.А. Комнатная
С.М. Степура