ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-8786/2022 от 14.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-10316/2023

г. Казань Дело № А06-8786/2022

21 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Карповой В.А., Галиуллина Э.Р.,

в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИДС Боржоми»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023

по делу № А06-8786/2022

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИДС Боржоми» (ОГРН 1067746785204, ИНН 7703599366) к индивидуальному предпринимателю Абасовой Анжелике Борисовне (ОГРНИП 311301510500024, ИНН 301512252138) о взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ИДС Боржоми» (далее – общество «ИДС Боржоми», истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области к индивидуальному предпринимателю Абасовой Анжелике Борисовне (далее – ИП Абасова А.Б., ответчик) с исковым заявлением о взыскании ущерба в сумме 279 920 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.06.2023, оставленным без изменения постановлениями Двенадцатый арбитражный судов апелляционной инстанции от 07.06.2021, в иске отказано.

Общество «ИДС Боржоми», не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме или дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ввиду неполноты исследования фактических обстоятельств.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

На основании статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 13.07.2021 между обществом «ИДС Боржоми» (заказчик) и ИП Абасовой А.Б. (исполнитель) заключен договор № Л444/21, в соответствии с которым исполнитель обязуется по согласованным тарифам и в установленные сроки оказывать заказчику транспортные услуги по перевозке вверенных ему заказчиком товаров (грузов) (природная и минеральная бутилированная вода, холодильное оборудование (ХО), рекламное (РО) и торговое оборудование (ТО) и прочие товарноматериальные ценности (ТМЦ), а также оформлять сопроводительные документы по ним, по передаче грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной и/или иных товаросопроводительных документах, а заказчик обязуется оплачивать соответствующие услуги.

В соответствии с п. 1.1.1. договора, размер тарифов, порядок расчетов и штрафные санкции, устанавливается настоящим договором и приложениями к нему приложение № 5 (тарифное соглашение), п. 5.3; п. 5.4 настоящего договора (штрафы), приложение № 8 (порядок расчетов за выполненные услуги), разделом 4 настоящего договора. Исполнитель вправе оказывать, предусмотренные п. 1.1 договора услуги, как лично, так и с привлечением третьих лиц, при этом стоимость услуг определяется согласно условиям настоящего договора. Дополнительных вознаграждений для исполнителя договором не предусмотрено. Исполнитель отвечает за действия третьих лиц, как за свои собственные, в том числе и за уровень сервиса, который предоставляют третьи лица (п. 1.2 договора).

Согласно п. 2.1.1 договора, исполнитель обязан обеспечивать перевозку груза до пункта назначения и сдачу груза представителю грузополучателя без потерь, повреждений и порчи, в сроки, указанные в заявках на перевозку заказчика (приложение 1.2.), и в соответствии с технологией организации перевозок.

Обо всех случаях вынужденной задержки транспортных средств в пути следования и в местах загрузки/выгрузки, препятствующих своевременной доставке груза, а также о потерях, повреждении и порчи груза, незамедлительно информировать заказчика по телефону с последующим направлением соответствующего письма по электронной почте.

Исполнитель обязан передавать доставленный в пункт назначения груз уполномоченным на получение груза лицам грузополучателя, после предъявления ими документов, подтверждающих их полномочия (п. 2.1.3 договора).

В соответствии с п. 2.1.8 договора, погрузка груза на складе заказчика (Грузоотправителя) в транспортное средство исполнителя осуществляется заказчиком (Грузоотправителем), при этом исполнитель контролирует этот процесс (в том числе, правильность распределения нагрузки на каждую ось транспортного средства и общую допустимую массу транспортного средства). Закрепление, укрытие, увязка загруженного груза, а также снятие креплений и покрытий, закрытие и открытие бортов транспортного средства, закрытие транспортного средства при помощи технических средств, производится исполнителем.

Исполнитель обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе, требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить заказчику о замеченных ошибках в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности.

После вышеуказанной проверки транспортного средства исполнитель несет ответственность за количество, ассортимент и состояние груза. Согласно п. 2.3.1 договора, заказчик обязан обеспечить заблаговременную подготовку подлежащих перевозке грузов.

Заказчик обязан выполнять требования исполнителя при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ, соблюдать правила размещения груза, которые обеспечивают безопасность перевозки и исключают возможность его утраты или повреждения. Заказчик обязан передать исполнителю груз в количестве, указанном в товаросопроводительной документации, содержать подъездные пути, а также погрузочную платформу в исправном состоянии (п. 2.3.2, 2.3.3 договора).

Согласно п. 2.3.4 договора, заказчик обязан своими силами и средствами проводить в согласованные сроки погрузочно-разгрузочные работы, в частности осуществлять погрузку и размещение груза (в соответствии с рекомендациями исполнителя) в машине исполнителя, не допуская простои транспортных средств, на условиях, установленных настоящим договором. До прибытия транспортного средства под погрузку подготовить груз к перевозке (сгруппировать по грузополучателям, подготовить товаросопроводительные документы). Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются в местах погрузки/выгрузки, в соответствии с товаросопроводительными документами. Согласно п. 3.1.1. договора, предусмотренные настоящим договором транспортные услуги по перевозке грузов оказываются на основании выставленных заказчиком заявок на перевозку, направленных до 18:00 часов местного времени дня, предшествующего дню перевозки. Заявки, направленные позднее 18:00 часов местного времени, принимаются к доставке по согласованию с исполнителем, либо переносятся на следующий день. Заявки на перевозку по акцептованным ранее Плановым заявкам на ТС, направляемые через ЭТП - не позднее 17:00 часов местного времени дня, предшествующего дню перевозки. Заявки, направляемые исполнителю посредством официальной корпоративной электронной почты уполномоченного сотрудника заказчика, имеющей доменное имя: @ids-borjomi.com - не позднее 20:00 часов местного времени дня, предшествующего дню перевозки. Письменные заявки оформляются по соответствующему образцу, который прилагается к настоящему договору в Приложении № 1.2. Заявка, направляемая по официальной корпоративной электронной почте уполномоченного сотрудника заказчика, имеющей доменное имя: @ids-borjomi.com либо через ЭТП или по средствам электронного документооборота, должна быть подписана уполномоченным на то представителем заказчика.

Исполнитель принимает заявку заказчика на перевозку груза и направляет заказчику подписанную уполномоченным лицом исполнителя, заверенную печатью и заполненную с его стороны (с указанием государственного номера транспортного средства, прицепа, ФИО и паспортные данные водителя-исполнителя) заявку по электронной почте, ЭТП или по средствам электронного документооборота в течение 1 (одного) часа с момента получения. С этого момента заявка считается подтвержденной исполнителем.

В соответствии с п. 3.2.2. договора состояние груза при предъявлении его к перевозке должно отвечать следующим требованиям: груз должен передаваться в исправной таре, должен быть надлежащим образом подготовлен, упакован, отвечать стандартам и требованиям, которые установлены законодательством Российской Федерации и договором; груз должен быть маркирован в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации; масса груза должна соответствовать массе, указанной в товарно-транспортной документации на груз. В соответствии с п. 3.2.3. договора, при принятии груза исполнитель обязан проверить состояние груза, количество, наименование груза, целостность упаковки, правильность оформления товаротранспортных документов и обо всех недостатках, несоответствиях, сообщать грузоотправителю, который в свою очередь должен устранить выявленные недостатки.

Согласно п. 3.2.27 договора, в течение 24 часов (при областной и внутригородской доставке), но не позднее 12:00 часов местного времени дня следующего за днем доставки, и в течение 14 календарных дней (при междугородней или международной доставке) с момента выгрузки, если иное не указано в заявке на перевозку, исполнитель обязан передать оригиналы товаросопроводительных документов, подтверждающие факт выполнения заявки на перевозку, выданных на погрузке, включая Акт об установленном расхождении по количеству и качеству товара (в случае обнаружения расхождений при приеме-передаче) по адресу, в зависимости от места отгрузки груза. Тарифы на транспортные услуги исполнителя определены в Тарифном соглашении (Приложение № 5). Оплата услуг исполнителя заказчиком осуществляется в соответствии с Порядком расчетов за выполненные услуги (Приложении № 8) к настоящему договору и являющихся его неотъемлемой частью (п. 4.1 договора). В соответствии с п. 5.1 договора, стороны несут ответственность за ненадлежащее исполнение и неисполнение своих обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим договором.

Сторона, которая нарушила обязательство по настоящему договору, обязана незамедлительно устранить такие нарушения и возместить другой стороне понесенный документально подтвержденный ущерб.

Согласно п. 5.3.1. договора, исполнитель несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до момента доставки и выдачи его в пункте назначения надлежащему грузополучателю, независимо от того, привлекал ли он третьих лиц к исполнению своих обязательств по договору.

Исполнитель несет ответственность перед заказчиком за передачу груза иному лицу, нежели указано в товаросопроводительных документах, а также за передачу груза неуполномоченному представителю грузополучателя. Размер ответственности составляет стоимость товара, не возвращенного от лица, принявшего груз. Исполнитель также несет ответственность перед заказчиком за передачу грузополучателю груза иного, нежели указано в товаросопроводительных документах. Размер ответственности составляет разницу между стоимостью переданного и предназначенного получателю груза, при принятии груза получателем, или полная стоимость груза при непринятии груза получателем. Исполнитель не освобождается от ответственности за потерю и порчу груза при перевозке, если груз прибыл к грузополучателю с исправными пломбами. Согласно п. 5.3.2. договора, ущерб, причиненный при перевозках грузов на внутригородских, областных, междугородних, и международных направлениях, возмещается исполнителем в случае его утраты или недостачи — в размере стоимости утраченного или недостающего груза, в случае его повреждения или порчи — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в полном размере его стоимости. Груз считается утраченным в случаях, указанных в п. 3.2.16. настоящего договора. Согласно доводам искового заявления, ответчик, выполняя условия договора, принимает грузы – бутилированную питьевую воду к перевозке по территории Российской Федерации согласно товарно-транспортным накладным и обязан доставлять и выдавать принятую продукцию в полной сохранности грузополучателям, указанным в ТТН, после чего возвращать оформленные сопроводительные документы. Однако, в ряде случаев, при приемке и выгрузке груза в пункте назначения грузополучателя было выявлено расхождение по количеству/качеству продукции – недостача (и/или утрата, повреждение, порча груза). Факты приема Ответчиком груза к перевозке удостоверяются подписями в товарнотранспортных накладных. В соответствии с п.п. 3.2.3., 3.2.4. договора, ответчик, подписывая накладную, подтверждает произведенную им проверку груза, которая заключается в проверке состояния груза, целостности упаковки, количества грузовых мест. Факты недостачи (и/или утраты, повреждения, порчи) оформлялись и подтверждаются Актами об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, соответствующими вычерками/записями/отметками в ТН и ТТН. В отношении каждого рейса, при исполнении которого был выявлен ущерб, оформлялись соответствующие подтверждающие документы, и ответчику направлялась претензия с требованием выплатить определенную сумму.

Как указано в исковом заявлении, в период 2021 по 2022 год истцом было заявлено к ответчику 17 претензий по ущербу за недостачу товара и 1 претензия со штрафами за утерю/невозврат пяти комплектов сопроводительных документов. В период с декабря 2021 года по март 2022 года исполнителем были выполнены перевозки по накладным, согласно списку в Претензии № 222666 от 22.08.2022, по которым исполнитель обязан был вернуть товарные и транспортные документы в соответствии с п. 3.2.13, 3.2.27 договора. Однако исполнитель так и не вернул товаросопроводительные документы, в связи с чем истцом заявлены требования по уплате штрафа согласно п. 7 Тарифного приложения № 5 к договору. В подтверждение факта утери/невозврата исполнителем пяти комплектов товаросопроводительных документов сторонами велась электронная переписка с официальных адресов, где ответчиком в качестве обоснования невозврата документов сообщается об отсутствии заявок и рейсов на склад заказчика в МО Коледино.

На основании вышеуказанных претензий и транспортных документов сумма причиненного ущерба в размере стоимости недостающего (утраченного), поврежденного (испорченного) груза и штрафов за утрату товаросопроводительных документов составила 279 920 руб.76 коп.

Поскольку направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием оплаты суммы причиненного ущерба и штрафов, оставлена последним без удовлетворения, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

Суд первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.

На основании статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе вследствие причинения вреда другому лицу.

Согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с пунктом 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или Кодексом).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя (пункты 1 и 5 статьи 8 Устава), пункт 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 (далее - Правила № 272).

В силу пункта 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 ГК РФ).

В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело (пункт 1 статьи 796 ГК РФ, пункт 5 статьи 34 Устава).

Согласно статье 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Кодекса.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В силу пункта 2 статьи 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за еревозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Пунктами 7 - 9 Устава также установлено, что перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере: 1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа; 2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа; 3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью; 4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

Должник, в силу статьи 393 ГК РФ, обязан возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно при наличии предусмотренных законом условий ответственности. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных лицом убытков, причинную связь между поведением должника и убытками.

Таким образом, истец должен доказать факт передачи ответчику груза к перевозке, а также факт причинения ему ущерба в результате ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке.

Согласно исковым требованиям истец просит взыскать с ответчика ущерб, вызванный недостачей груза в сумме 179 920,76 руб.

Между тем, в отношении ущерба, вызванного недостачей груза в сумме 179 920,76 руб., ответчик указал, что согласно ТТН, водитель, принимая груз к перевозке, расписывался только за то, что товар загружен под его контролем, претензий к схеме загрузки и расстановке внутри прицепа (кузова) не имеет. Груз поштучно водителем не принимался.

Согласно пояснениям истца в судебных заседаниях в суде первой инстанции, груз подавался на загрузку в сформированном укомплектованном виде на паллетах, что исключало приемку груза водителем поштучно. Поштучно груз возможно было проверить только при комплектации груза, однако, при комплектации груза водитель не присутствовал.

При этом приемка груза осуществлялась водителем на основании загрузочных ведомостей, от предоставления которых истец уклоняется. Приемка груза поштучно осуществлялось в месте выгрузки непосредственно клиентом истца. При приемке груза клиентом истца выявлялась недостача, и оформлялся акт о расхождениях по количеству и по качеству. Учитывая, что при приемке груза упаковка не была нарушена, причина недостачи указывалась именно как недогруз. Следовательно, по мнению ответчика, недогруз, установленный при приемке товара, свидетельствует о том, что товар не был загружен непосредственно на складе истца, учитывая целостность упаковки. Судом первой инстанции обоснованно принят во внимание тот факт, что при погрузке перевозчик не вправе осуществлять сплошную проверку внешнего вида упаковки наполнителя груза и т.п., путем вскрытия коробов, обернутых стрейч-лентой и вскрытия герметичной упаковки. Профессиональный перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от нее лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (постановления Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 14316/11, от 20.10.2010 № 3585/10).

Согласно пункту 5 статьи 34 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

Пунктом 14 статьи 15 Устава предусмотрено, что если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза.

Согласно части 1 статьи 38 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях.

Частью 2 статьи 38 Устава предусмотрено, что порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 данной статьи, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.

Правила № 272 устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Форма ТН должна соответствовать приложению № 4 Правил № 272.

Согласно приложению № 4 Правил № 272 в разделе 3 указывается наименование груза (его состояние и другая необходимая информация о грузе количество грузовых мест, маркировка (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах).

Согласно пункту 53 Правил № 272 при перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов их масса определяется грузоотправителем с указанием в транспортной накладной количества грузовых мест, массы нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах. При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест (пункт 68 Правил № 272).

Порядок проверки массы груза и количества грузовых мест при выдаче груза грузополучателю в пункте назначения должен соответствовать порядку проверки массы груза и количества грузовых мест при приемке груза от грузоотправителя в пункте отправления (пункт 7 статьи 15 Устава). Учитывая, что по условиям договора, у исполнителя отсутствует обязанность осуществлять внутритарный осмотр и поштучный пересчет продукции, в согласованной сторонами заявке также отсутствовала обязанность исполнителя произвести внутритарный пересчет продукции, суды пришли к обоснованному выводу, что возложение ответственности на исполнителя - перевозчика за внутритарные недовложения при целостности пломбы и наружной упаковки груза является неправомерным.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая, что транспортное средство прибыло к грузополучателю в исправном состоянии, с исправными запорными устройствами, исправной пломбой, при принятии груза нарушения целостности упаковки, следов вскрытия грузовых мест, их механического повреждения не выявлено, (что истцом иными доказательствами не опровергнуто), а также учитывая, что повреждение транспортного средства, запорных устройств, пломбы в процессе перевозки груза не подтверждено документально, суды обоснованно исходили из недоказанности вины перевозчика в утрате недостающего груза, в связи с чем в удовлетворении иска обоснованно отказали.

Отклоняя довод заявителя жалобы о необоснованном выводе суда первой инстанции об отсутствии у ответчика возможности контролировать процесс погрузки, тем самым соблюсти им обязанность, установленную п. 3.2.3. договора, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что предъявленный ущерб состоит из недостачи товара, выраженной в единицах измерения – бутылках. Однако согласно имеющимся в материалах дела ТТН, ответчик не принимал у истца груз по количеству в бутылках, груз, состоящий из бутылок, подавался на загрузку в сформированном укомплектованном виде на паллетах, что исключало приемку груза водителем поштучно. Данное обстоятельство истцом не оспаривается, а по условиям п. 3.2.2 договора груз должен передаваться в исправной таре, должен быть надлежащим образом подготовлен, упакован. Согласно п. 3.2.3 при принятии груза исполнитель (ответчик) обязан проверить состояние груза, количество, наименование груза, целостность упаковки. Учитывая, что при приемке груза упаковка не была нарушена, причина недостачи в рассматриваемом случае указывалась именно как недогруз. Следовательно, недогруз, установленный при приемке товара, вопреки доводам заявителя жалобы свидетельствует о том, что товар не был загружен непосредственно на складе истца, учитывая целостность упаковки, что полностью исключает возможность взыскания ущерба за недостачу груза с ответчика.

Отказывая истцу в иске о взыскании с ответчика штрафа в размере 100 000 руб. за потерю сопроводительных документов в количестве 5 шт., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку установил, в том числе из представленной в материалы дела переписки между истцом и ответчиком, где сотрудник истца - Наталья Савина просила именно восстановить документы, что документы ответчиком ранее были переданы истцу и утеряны последним. Доказательством того, что документы передавались ответчиком истцу, является тот факт, что обращаясь с просьбой восстановить документы, сотрудник истца в письме прикладывал цветные копии с подписями и печатями контрагентов как раз тех документов, которые якобы не были переданы ответчиком.

Оценив доводы заявителя жалобы о необоснованном отказе судом первой инстанции во взыскании с ответчика штрафа за потерю сопроводительных документов в количестве 5 шт. со ссылкой на электронную переписку от 25.01.2022, суды обосновано их отклонили, поскольку письмо от 25.01.2022 не подтверждает отсутствие товаросопроводительной документации по спорным ТТН, поскольку в иске заявлены требования в отношении ТТН, которые, в том числе, датированы мартом 2022 года (2 шт.), т.е. после направления данного письма (том 1, л.д. 175). В отношении остальных трех ТТН суд апелляционной инстанции указал, что из письма от 25.01.2022 следует, что товаросопроводительная документация должна была быть передана именно в отношении погрузок, осуществленных вблизи д. Коледино, при этом в материалах дела имеется только две ТТН о погрузке вблизи д. Коледино, по остальным ТТН погрузка производилась в ином месте.

Таким образом, указанное письмо от 25.01.2022 не может свидетельствовать о непередаче ответчиком товаросопроводительных документов в отношении ТТН, заявленных в иске.

В этой связи суды обоснованно отказали в удовлетворении иска в части взыскания штрафа.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанции, которые всесторонне, полно и объективно исследовали материалы и обстоятельства дела.

На основании изложенного судебная коллегия считает доводы заявителя жалобы подлежащими отклонению, обжалуемые решение и постановление подлежащими оставлению без изменения, как принятые судом первой и апелляционной инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы, изложенные в решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами. Нарушений норм процессуального права не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 по делу № А06-8786/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина

Судьи В.А. Карпова

Э.Р. Галиуллин