ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-8829/20 от 23.06.2021 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-8829/2020

28 июня 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2021 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей В.В. Землянниковой, А.В. Смирникова,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>

апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» (414000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 апреля 2021 года по делу № А06-8829/2020

по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» (414000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы Астраханской области (414000, <...> д 47, ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными и отмене постановления от 21.08.2020 №030/04/9.21-691/2020

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Прогресс»,

 при участии в судебном заседании  представителя  муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» - О.В. Павловойа, по доверенности от 21.12.2020 № 15-256, сроком до 31.12.2021,

УСТАНОВИЛ:

МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» (далее заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы Астраханской области (далее УФАС АО, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления 030/04/9.21-691/2020 от 21.08.2020.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.04.2021 по делу №А06-8829/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» не согласилось с принятым решением суда  и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что рассматриваемый участок сети самотечной канализации Ду-350 мм не обеспечит отведение стоков в полном объёме с учётом транзитной нагрузки от строящегося жилого комплекса. В связи с этим, необходимо проведение мероприятий по увеличению диаметра существующего трубопровода, от канализационного колодца, расположенного между жилыми домами по ул. Б. Хмельницкого. 19 и ул. Б. Хмельницкого, 17/ул. Г. Епишева, 47, на автомобильной дороге по ул. Б. Хмельницкого; далее, сеть канализации проходит вдоль жилого дома по ул. Б. Хмельницкого, 15/ул. Г. Епишева. 22, далее, вдоль жилого дома по ул. Б. Хмельницкого, 22/ул. Г. Епишева. 20а и до КИС №5, по ул. Г. Епишева, 22а, литер а. Необходимо увеличение диаметра данного участка трубопровода до Ду-400 мм. В связи с этим было необходимо изменение ранее указанной точки подключения к сетям водоотведения. В связи с этим, МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» признало недействительными выданные технические условия от 23.01.2020г. и изменило точку  подключения к сетям. В связи с изменением заявителем нагрузки  по водоотведению, 16.07.2020г. между  МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» и ООО «Прогресс» заключен договор о подключении к системе водоотведения с точкой подключения: существующий колодец собственной внутриплощадочной самотечной сети канализации Д-150.

В судебное заседания явился представитель МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ».

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается соответствующим отчетом о публикации.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Представитель МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 апреля 2021 года по делу № А06-8829/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

 Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Как следует из материалов дела, 18.06.2020 в Астраханской УФАС России поступила жалоба ООО «Прогресс» на действия МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ», выразившиеся в нарушении МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» порядка подключения (технологического присоединения) объекта заявителя (местонахождение объекта заявителя: г. Астрахань, Советский район, ул. Генерала Епишева, на земельном участке с кадастровым номером 30:12:030718:672) к существующей сети водоотведения (т. 1 л.д. 127-132).

По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольным органом принято решение о возбуждении отношении МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ»  административного дела  по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Антимонопольным органом установлено, что действие, выразившееся в нарушении МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ»  порядка подключения (технологического присоединения) устройств заявителя к сетям водоотведения, а именно в признании недействительными выданных технических условий на подключение объекта к сетям водопровода и канализации № 250 от 23.01.2020г.. является административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

06.08.2020 по делу №030/04/9.21-691/2020 в отношении МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ», в отсутствие представителя Учреждения извещенного надлежащим образом,   составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (т.д. 1, л.д. 77-83).

21.08.2020 УФАС по Астраханской области вынесено постановление по делу №030/04/9.21-691/2020, которым МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и на Учреждение наложен штраф в размере 100 000 руб. (т.д. 1, л.д.45-53).

Не согласившись с указанным постановлением, МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ»  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины заявителя, соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.

  Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении лицом при подключении к электрическим сетям требований нормативных актов.

Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла или неосторожности.

Субъектом данного правонарушения выступают субъекты естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность субъекта в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 1 статьи 18 Закона №416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также – подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила №83), которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

В соответствии с пунктом 6 Правил №83 в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также, если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

Согласно пункту 7 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, а также на случаи подключения к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу абзаца 7 пункта 11 Правил № 83 плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ, Закон о водоснабжении и водоотведении).

Порядок заключения договора определен в разделе IV Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее – Правила №644).

В соответствии с пунктом 94 Правил № 644 в случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства  в  течение  30  календарных  дней  направляет  заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчет платы за подключение (технологического присоединения).

В силу пункта 88 Правил №644 правообладатель земельного участка, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения.

            В соответствии с частью 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 7 рабочих дней с даты получения заявления о выдаче технических условий подключения определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

            В соответствии с п. 16 Правил № 83 обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

         Согласно части 2 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

        Частью 4 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее – техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

          Таким образом, обязанность по строительству сетей до точек подключения на границе земельного участка заявителя является прямой обязанностью организации водопроводно-канализационного хозяйства, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана направить в ответ на заявление о технологическом присоединении, при наличии технической возможности, заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения).

          Как следует из материалов дела, МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» создано в соответствии с Постановлением мэра города 10 февраля 2003 года и  является единым предприятием города Астрахани по обеспечению услугами централизованной системы водоснабжения и водоотведения абонентов города. Собственником имущества МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» является муниципальное образование «Город Астрахань» в лице администрации МО «Город Астрахань».

          ООО «Прогресс» являлся застройщиком многоэтажного жилого дома (ЖК «Укроп») с подземной парковкой по ул. Генерала Епишева в Советской районе города Астрахани.

          В 2014 года застройщиком были запрошены и 05.12.2014 выданы Предприятием технические условия на технологическое присоединение к сетям водоотведения с заявленной нагрузкой на сети водоотведения - 250 куб.м./сут., впоследствии продленные  05.12.2017 года (т.1 л.д. 144,145).

          27.11.2019 года ООО «Прогресс» обратилось в адрес МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» о заключении договора на технологическое присоединение к сетям водоотведения с заявленной нагрузкой в точке присоединения - 194, 475 куб.м./сут (т.1 л.д. 141).

        17.01.2020года ООО «Прогресс» повторно обратилось в адрес МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» с заявлением о выдаче технических условий (водоотведение) с заявленной нагрузкой в точке технологического присоединения - 250, 8 куб.м./сут.

        23.01.2020 МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» выданы  технические условия   № 250 с разрешаемым объемом нагрузки - 250,8 куб.м./сут (т.1 л.д.139).

        04.02.2020 года ООО «Прогресс» обратилось в адрес  Учреждения с заявлением о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) с заявленной нагрузкой в точке подключения - 250, 8 куб.м./сут.

         25.03.2020 года МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» обратилось в Службу по тарифам Астраханской области с заявлением об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоотведения для объекта.

          В ответ на указанное заявление Служба по тарифам Астраханской области письмом исх. № СТ/05-15-0980 от 01.04.2020 года уведомило МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» о необходимости предоставления недостающих документов, а именно согласованной схемы трассировки сетей водоотведения с администрацией города Астрахани, гидравлического расчета, обосновывающего выбор диаметра канализационных сетей и др.

        МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» обратилось в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» с запросом о согласовании схемы трассировки сетей водоотведения.

       Письмом исх. № 01-04-01-1377 от 02.04.2020 года Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» сообщило, что в связи с размещением трассы в границах земельных участков, обремененных в силу закона правами третьих лиц, в том числе правами собственников помещений в многоквартирных жилых домах №№ 47,49,51 по ул. Генерала Епишева, у Управления отсутствуют полномочия по выдаче каких-либо согласований в отношении указанных территорий.

         МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» отозвало заявление об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоотведения, направленного в Службу по тарифам Астраханской области 25.03.2020 года.

         16.06.2020 года письмом исх. № 04-05-05510 МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» уведомило ООО «Прогресс» об изменении точки подключения к сетям водоотведения, указанной в технических условиях на подключение к наружной системе водоотведения N 250 от 23.01.2020, в целях обеспечения режима оказания услуг по водоотведению объекта, отвечающего требованиям, действующего законодательства, в связи с чем, указало, что выданные 23.01.2020г. технические условия являются недействительными и сообщило, что точкой подключения для обеспечения режима услуг по водоотведению объекта «Многоквартирный жилой дом с парковкой по ул. Генерала Епишева в Советском районе г. Астрахани», отвечающего требованиям, предусмотренным действующим законодательством РФ, является приемный колодец КНС-5, по ул. Генерала Епишева, 20а, лит А. (т. 1 л.д. 98, 133).

          Как следует из технических условий от 23.01.2020 № 250, выданных МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ», точкой подключения многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу <...> к сетям водоотведения является существующий колодец собственной внутриплощадочной самотечной сети канализации. Максимальная нагрузка по водоотведению - до 250,8 куб. метров в сутки  (т.1 л.д.139).

          Срок действия указанных технических условий составляет 3 года (пункт 8 технических условий № 250 от 23.01.2020).

          В соответствии с пунктом 16 Правил № 83 обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

          ООО «Прогресс» с таким заявление в МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» не обращалось.

          При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается  с выводами суда первой инстанции о том, что   Правилами № 83 не предусмотрено право организации водопроводно-канализационного хозяйства произвольно в одностороннем порядке признавать недействительными согласованные технические условия.

           Обязанность по строительству сетей до точек подключения на границе земельного участка заявителя является прямой обязанностью организации водопроводно-канализационного хозяйства; уклонение данной организации от предусмотренной законом обязанности и ее возложение на заявителей – физических лиц свидетельствует о несоблюдении требований законодательства.

Пунктом 13 Правил №83 установлено, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует, если в сетях есть резерв пропускной способности, обеспечивающий передачу необходимого объема ресурса и резерв мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

         Таким образом, вопреки доводам апеллянта, отсутствие возможности технологического присоединения служит основанием для отказа в выдаче технических условий, а не для изменения точки подключения за границу земельного участка ООО «Прогресс».

          Однако МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» выдало ООО «Прогресс» технические условия от 23.01.2020 № 250 с точкой подключения многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу <...> к сетям водоотведения является существующий колодец собственной внутриплощадочной самотечной сети канализации с нагрузкой по водоотведению - до 250,8 куб. метров в сутки, но впоследствии признало указанные технические условия недействительными и  самостоятельно изменило точку подключения.

          Доводы заявителя, что указанные действия произведены в связи с тем, что   службой по тарифам не была установлена индивидуальная плата за технологическое присоединение объекта к сетям водоотведения; Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань», в связи с размещением трассы в границах земельных участков, обремененных в силу закона правами третьих лиц,  в том числе правами собственников помещений в многоквартирных жилых домах №№ 47,49,51 по ул. Генерала Епишева,  отказало в согласовании в отношении указанных территорий; собственники МКД № 47,49. 51 отказали в согласовании прохождения трасс прокладки сетей водоснабжения и (или) водоотведения расположенных по ул. Г. Епишева на дворовых территориях указанных домов, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку отсутствие возможности технологического присоединения служит основанием для отказа в выдаче технических условий, а не для изменения точки подключения за границу земельного участка ООО «Прогресс» и признания ранее выданных технических условий недействительными.

Довод заявителя  о том, что в связи с изменением ООО «Прогресс»  нагрузки  по водоотведению, 16.07.2020г. между  МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» и ООО «Прогресс» заключен договор о подключении к системе водоотведения с точкой подключения: существующий колодец собственной внутриплощадочной самотечной сети канализации Д-150 (т.е. с меньшей нагрузкой), в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку на момент обращения Общества  жалобой в антимонопольный орган (18.06.2020г.) нарушения МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» порядка подключения (технологического присоединения) устройств заявителя к сетям водоотведения,  имели место.

          Согласно части 7 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

Однако Предприятием не представлено доказательств принятия мер по утверждению соответствующей инвестиционной программы для обеспечения технической возможности подключения по обращению ООО «Прогресс».

           В ходе рассмотрения апелляционной жалобы МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» заявлено ходатайство о назначении по делу строительно-технической экспертизы с постановкой перед экспертом  вопросов  о возможности оказания потребителям услуг по водоотведению качества соответствующего требованиям действующего законодательства, в случае подключения объекта ООО «Прогресс»  к централизованной сети водоотведения в точке подключения определенной техническими условиями № 250 от 23.01.2020г. с нагрузкой 250 куб.м. в сутки, а также  о возможности исполнения МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» п.7 типового договора о подключении к централизованной системе водоотведения.

           Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отклонении ходатайства о назначении по делу судебно-технической экспертизы, по следующим основаниям.

   В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

  В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Согласно части 1 и части 4 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

О назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о назначении экспертизы арбитражный суд выносит определение.

Из анализа названных правовых норм следует вывод, что назначение либо отказ в назначении экспертизы относится к компетенции суда исходя из конкретных обстоятельств дела и при наличии для того соответствующих оснований.

В части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что оценка доказательств производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

          Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае отсутствует необходимость в назначении по делу строительно-технической экспертизы, поскольку разрешение спора не требует специальных познаний.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил установленного порядка подключения (технологического присоединения) к сетям водоотведения установлена ч. 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что действие МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ», выразившееся в нарушении  порядка подключения (технологического присоединения) устройств заявителя к сетям водоотведения, а именно, в признании недействительными выданных технических условий на подключение объекта к сетям водопровода и канализации № 250 от 23.01.2020г., является административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Доказательства, подтверждающие отсутствие у МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ»  реальной возможности предпринять все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства с целью предотвращения совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлены.

В связи с чем, апелляционная коллегия соглашается с выводом антимонопольного органа и суда первой инстанции о том, что в действиях МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением постановления УФАС по Астраханской области от 21.08.2020 по делу №030/04/9.21-691/2020 МУП г. Астрахани «АСТРВОДОКАНАЛ» назначен административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Судами первой и апелляционной инстанций проверена процедура вынесения оспариваемого по делу постановления о привлечении к административной ответственности. Нарушений данной процедуры не установлено.

Определением УФАС по Астраханской области от 29.06.2020 о возбуждении дела №030/04/9.21-691/2020 об административном правонарушении и проведении административного расследования (т.д. 1, л.д. 120-126) в отношении МУП Г. АСТРАХАНИ «АСТРВОДОКАНАЛ» возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ; законный представитель МУП Г. АСТРАХАНИ «АСТРВОДОКАНАЛ» был приглашен в Управление к 11 час. 30 мин. 21.07.2020 для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Указанное определение было направлено МУП Г. АСТРАХАНИ «АСТРВОДОКАНАЛ» заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и получено учреждением 06.07.2020, о чем свидетельствует почтовое уведомление №80093049692448(т.д. 1, л.д. 118).

Определением УФАС по Астраханской области от 21.07.2020 срок проведения административного расследования продления и назначены новая дата и время составления и подписания протокола об административном правонарушении на 06.08.2020 в 10 час. 30 мин.

Указанное определение получено учреждением 03.08.2020, о чем свидетельствует почтовое уведомление №80094250471198 (т.д. 1, л.д. 85).

06.08.2020 по делу №030/04/9.21-691/2020 в отношении МУП Г. АСТРАХАНИ «АСТРВОДОКАНАЛ», в отсутствие представителя Учреждения извещенного надлежащим образом,   составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (т.д. 1, л.д. 77-83).

Определением УФАС по Астраханской области о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 06.08.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении №030/04/9.21-691/2020 было назначено на 21.08.2020 на 10 час. 30 мин. (т.д. 1, л.д. 75-84).

Указанное определение было направлено в адрес МУП Г. АСТРАХАНИ «АСТРВОДОКАНАЛ» заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении № 80081151469195 и получено 10.08.2020  (т.1 л.д.74).

В назначенное время законный представитель МУП Г. АСТРАХАНИ «АСТРВОДОКАНАЛ» на рассмотрение дела об административном правонарушении в УФАС по Астраханской области не явился, однако направил защитника М.А. Коннову (доверенность от 26.05.2020 №15-152), которому были разъяснены права и обязанности защитника, предусмотренные КоАП РФ.

Оснований для признания правонарушения малозначительным, для применения положений ст. 4.1, ст. ст. 3.4, 4.1.1,  не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую оценку и не могут являться основанием для изменения либо отмены судебного акта.

Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

          решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 апреля 2021 года по делу № А06-8829/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                        Е.В. Пузина

Судьи                                                                                             В.В. Землянникова

                                                                                                         А.В. Смирников

.