ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-906/2020 |
19 января 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей В.В. Землянниковой, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием ВКС при содействии Арбитражного суда Астраханской области
в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>, корпус 2
апелляционную жалобу
публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (344002, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2020 года по делу № А06-906/2020
по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (344002, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными и отмене постановления и представления,
заинтересованное лицо: ФИО1 (Черноярский район Астраханской области),
при участии в судебном заседании с использованием ВКС при содействии Арбитражного суда Астраханской области представителя публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - ФИО2 по доверенности от 31.08.2020,представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - ФИО3 по доверенности от 11.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное Акционерное Общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ПАО «МРСК Юга») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (антимонольный орган, Управление, Астраханское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 030/04/9.21-1152/2019 от 09.01.2020 № 03/29 (вх. от 21.01.2020 №МР5/1000/238), о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 030/04/9.21-1152/2019 от 09.01.2020 № 03/30 (вх. от 21.01.2019 №МР5/1000/240) ,
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2020 года по делу № А06-906/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО «МРСК Юга» не согласилось с принятым решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что статьей 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Земельный участок заявителя предназначен для хранения и переработки с/х продукции, что свидетельствует о необходимости представления проектной документации. Включение в технические условия п. 11.1.1 подготовка разделов проектной документации заявителем, не противоречит пп. «б» п. 85 Правил № 861.
В судебное заседание явились представители Астраханского УФАС России и ПАО «МРСК Юга».
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2020 года по делу № А06-906/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2020 года по делу № А06-906/2020 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что в Астраханское УФАС России из прокуратуры Черноярского района Астраханской области поступила жалоба ФИО1 на действия ПАО «МРСК Юга», выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств земельного участка, расположенного по адресу: <...> н.
Астраханское УФАС России в отношении ПАО «МРСК Юга» возбудило дело об административном правонарушении № 030/04/9.21-1152/2019.
В ходе проверки административный орган пришел к выводу о нарушении ПАО «МРСК Юга» Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), а именно во включении в технические условия от 13.08.2019 №060ч-Ф-з3-31-0000-19 (т. 1 л.д. 156-157), являющиеся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения, условия об обязанностях заявителя по выполнению проекта трассы.
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19 декабря 2019 года в отношении ПАО «МРСК Юга» составлен протокол № 030/04/9.21-1152/2019 об административном правонарушении (т1 л.д 93-100). О времени и месте составления протокола заявитель извещён надлежащим образом.
09 января 2020 года Астраханским УФАС России вынесено постановление № 030/04/9.21-1152/2019 о привлечении ПАО «МРСК Юга» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (т. 1 л.д. 89-92). ПАО «МРСК Юга» извещено административным органом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
ПАО «МРСК Юга» выдано представление от 09.01.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу № 030/04/9.21-1152/2019, которым предписано: - в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2004 г. № 861, исключить из технических условий от 13.08.2019 №060ч-Ф-з3-31-0000-19, являющихся приложением к договору № 30-1-19-004160025 об осуществлении технологического присоединения условий об обязанностях заявителя по выполнению проекта трассы в течении 10 дней со дня его получения.
Заявитель с указанным постановлением и представлением не согласился и обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности в действиях Общества состава административного правонарушения по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ и правомерности вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований нормативных актов.
Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла или неосторожности.
Субъектом данного правонарушения выступают субъекты естественной монополии.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Законом об электроэнергетике.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (абзац первый пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила, Правила недискриминационного доступа), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Нормы, изложенные в данных Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Правилами недискриминационного доступа сетевая организацая определяется как организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В пункте 3 Правил недискриминационного доступа определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
ПАО «МРСК Юга» является сетевой организацией, субъектом естественной монополии.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами №861.
Согласно пункту 7 Правил недискриминационного доступа процедура технологического присоединения включает в себя:
а) подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 150 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 150 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно пункту 17 Правил технологического присоединения, заявитель помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.
Пунктом 16 (1) Правил технологического присоединения определено, что под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 25.1 Правил технологического присоединения, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт «а»); распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации (подпункт «г»).
Нормы, изложенные в Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Как установлено материалами дела, 13.08.2019 между ФИО1 и ПАО «МРСК Юга» заключен договор № 30-1-19-004160025 об осуществлении технологического присоединения земельного участка к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: <...> н.
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения земельного участка.
Согласно пункту 11.1.1 технических условий от 13.08.2019 №060ч-Ф-з3-31-0000-19, являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения, заявитель осуществляет подключение объекта от ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 165/630 кВа, провод принять СИП сечением и трассу решить проектом.
Таким образом, сетевая организация включила в технические условия от 13.08.2019, являющиеся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения, условия об обязанностях заявителя по выполнению проекта трассы, что противоречит положениям Правил № 861.
ПАО «МРСК Юга» считает указанные выводы необоснованными, ссылаясь на положения статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Общество указывает на то обстоятельство, что земельный участок ФИО1 предназначен для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а именно овощехранилище, склад, а не для индивидуального жилищного строительства, строительства садового дома, что свидетельствует о необходимости представления им проектной документации.
Как верно указано судом п.3 ст. 48 ГрК РФ регулирует правоотношения в сфере строительства и реконструкции объектов, тогда как рассматриваемые отношения не относятся к строительству и реконструкции.
Согласно подпункту «б» пункта 85 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов: копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, и обосновывающих величину аварийной и технологической брони (при ее наличии), в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной).
Таким образом, заявитель представляет в сетевую организацию копии разделов соответствующей проектной документации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной.
Законодательство Российской Федерации не устанавливает обязанности по подготовке потенциальным потребителем электрической энергии проектной документации по организации трассы до точки присоединения к источнику электрической энергии, выходящему за пределы земельного участка потребителя электрической энергии.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Как подтверждается схемой, содержащейся в техническом предложении (т.1 л.д. 132-133), и пояснениями представителя заявителя по делу, предоставленными 14.10.2020 в судебном заседании, расстояние от точки присоединения энергопринимающих устройств ФИО1 до точки присоединения Общества, до которой, согласно позиции Общества, ФИО1 необходимо выполнить проект трассы, выходит за границы земельного участка ФИО1
Таким образом, независимо от назначения объекта строительства ФИО1 не должен разрабатывать проектную документацию за пределами своего земельного участка.
На основании изложенного, действия ПАО «Россети Юг», выразившиеся во включении в технические условия обязанности ФИО1 по выполнению проекта трассы за пределами его земельного участка, образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В материалы дела ПАО «МРСК Юга» не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Нарушений порядка процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.1.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Оспариваемое по делу представление направлено на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2020 года по делу №А06-906/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Пузина
Судьи В.В. Землянникова
ФИО4