ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-9262/2021 |
28 июня 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена – 27.06.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен – 28.06.2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области дело № А06-9262/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Штиль» (414056, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Астраханской таможне (414018, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
заинтересованное лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба» (125993, <...>, стр 2, ОГРН <***>, ИНН <***>).
о признании незаконным решения.
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью «Штиль» – ФИО1, представитель по доверенности от 22.06.2021 года № 4 (срок доверенности до 30.06.2022 года), представлено удостоверение адвоката;
от Астраханской таможни – ФИО2, представитель по доверенности от 10.01.2022 года № 07-18/00003 (срок доверенности до 31.12.2022 года), имеет высшее юридическое образование; ФИО3, представитель по доверенности от 21.01.2022 года № 07-20/01022 (срок доверенности до 31.12.2022 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Штиль» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области к Астраханской таможне с заявлением о признании незаконным решения по результатам таможенного контроля от 22.07.2021 № 10311000/210/220721/Т000152/00001.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11 февраля 2022 года признано незаконным решение Астраханской таможни по результатам таможенного контроля от 22.07.2021 №10311000/210/220721/Т000152/00001.
Астраханская таможня не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Обществом с ограниченной ответственностью «Штиль» в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела № А06-9262/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции.
Также определением от 30.05.2022 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба» (ФГБУ «Морспасслужба»).
ФГБУ «Морспасслужба» в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
ФГБУ «Морспасслужба» в судебное заседание не явилось. О времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом путем направления почтовых извещений в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является, в том числе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В оспариваемом решении таможенного органа отражено, что ФГБУ «Морспасслужба» является лицом, которому оказаны услуги по перевозке груза/товара: питьевой бутилированной воды, пресной воды, дизельного масла, топлива маловязкого судового. ФГБУ «Морспасслужба» является собственником указанных товаров. Товары предназначены для использования в качестве припасов на судне «Эпрон», которое передано ФГБУ «Морспасслужба» на праве оперативного управления. Обязанность по декларированию товаров возложена на ФГБУ «Морспасслужба». Однако, ни собственник товаров (ФГБУ «Морспасслужба»), ни перевозчик (ООО «Штиль») таможенное декларирование товаров не осуществляли.
Суд первой инстанции в своём решении даёт оценку установленным в ходе таможенной проверки обстоятельствам. При этом, ФГБУ «Морспасслужба» к участию в деле не привлечено, между тем решение по настоящему делу непосредственно затрагивает его права.
Апелляционный суд полагает, что ФГБУ «Морспасслужба» подлежало привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица в целях предоставления предусмотренного действующим процессуальным законодательством перечня процессуальных прав и возложения соответствующих процессуальных обязанностей.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
По результатам рассмотрения дела апелляционным судом установлено следующее.
ФГБУ «Морспасслужба» на основании договора от 03.09.2019 № 19V0606-РМРФ/251/19 оказывает услуги ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» по организации и обеспечению несения аварийно-спасательного дежурства, локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории Каспийского моря в районе строительства поисково-оценочной скважины № 2 на площади Хазри, с использованием, в том числе, судна «Эпрон».
В целях создания для судов, несущих аварийно-спасательное дежурство, необходимых условий между ФГБУ «Морспасслужба» (заказчик) и ООО «Штиль» (исполнитель) заключен договор от 16.01.2020 № РМРФ/30/20, по условиям которого исполнитель обязуется по заявке заказчика осуществить услуги по обслуживанию судов, включая услуги по морской перевозке топлива и пресной воды, собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (п. 1.1 договора – т. 1 л.д. 132-134).
Услуги оказываются исполнителем с использованием т/х «Карбон».
В ходе проведения камеральной таможенной проверки по результатам анализа информации, поступившей от ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря», установлено, что в базе данных Капитана морского порта «Астрахань» 11.03.2020 зафиксирован отход судна «Карбон» из акватории морского порта «Астрахань» в северную часть Каспийского моря; 16.03.2020 зафиксирован приход судна «Карбон» в акваторию морского порта «Астрахань» из северной части Каспийского моря.
Согласно сведениям, содержащимся в комплексном программном средстве таможенного органа «Портал Морской порт» фактов подачи документов на таможенные посты Астраханской таможни с целью получения разрешения на убытие/прибытие судна «Карбон» (IMO-8857198) в период с 11.03.2020 по 16.03.2020 не зарегистрировано.
Согласно информации, полученной от Астраханского таможенного поста, факты совершения таможенных операций в части убытия 11.03.2020 и прибытия 16.03.2020 судна «Карбон» не зафиксированы, судовые дела на судно «Карбон» 11.03.2020 и 16.03.2020 не формировались, декларации на товары, перемещенные на судне «Карбон» с 11.03.2020 по 16.03.2020, не подавались.
Согласно сведениям, полученным в ходе камеральной таможенной проверки от Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области (письмо от 13.11.2020 № 21/306/7/5170 – т. 1 л.д. 143), судно «Карбон» под флагом Российской Федерации в период с 1 января по 30 июня 2020 года пересекало государственную границу в морском пункте пропуска Астрахань, рейд № 4, на убытие из Российской Федерации - 11 марта 2020 года, на прибытие в Российскую Федерацию - 16 марта 2020 года.
Согласно документам, полученным в ходе камеральной таможенной проверки от Пограничного управления ФСБ России (письмо от 13.11.2020 № 21/306/7/5170), а именно Генеральной декларации от 11.03.2020, Грузовой декларации, грузовой накладной № 11.03.2020, Каргоплана т/х «Карбон» от 11.03.2020, представленным в Пограничное управление ФСБ России, при убытии из Российской Федерации 11 марта 2020 года на судне «Карбон» находился груз: бутилированная питьевая вода - 6 тонн, дизельное топливо - 75 тонн, пресная вода - 108 тонн. Общее количество груза при убытии составило - 189 тонн (т. 1 л.д. 143-147).
Согласно документам, представленным в Пограничное управление ФСБ России, при прибытии в Российскую Федерацию 16 марта 2020 года (Генеральной декларации от 16.03.20, Грузовой декларации, грузовой накладной № 1 от 13.03.2020, Каргопла т/х «Карбон» от 16.03.2020) на судне «Карбон» находится груз: сухой мусор - 2,0 м3, СХВ (сточно-хозяйственные воды) - 62,01 м3. Общее количество груза при прибытии составило - 64.01 м3 (т. 1 л.д. 148-151).
Таким образом, исходя из полученной в ходе камеральной таможенной проверки информации, таможенный орган пришел к выводу о том, что судно «Карбон» (ИМО 8857198) в период с 11.03.2020 по 16.03.2020 убыло с таможенной территории ЕАЭС в северную часть Каспийского моря с пересечением государственной границы без прохождения таможенного контроля и подачи судовладельцем судна «Карбон» (ИМО 8857198) ООО «Штиль» уведомления об убытии и прибытии в установленном законодательством порядке, при этом разрешение на убытие и прибытие судна «Карбон» таможенными органами не выдавалось.
Операции, связанные с таможенным декларированием перемещаемых на судне «Карбон» товаров, в установленном законодательством порядке также не осуществлялись.
Из акта камеральной таможенной проверки от 09.06.2021 следует, что по результатам анализа документов, представленных ООО "Штиль" (договора от 16.01.2020 №РМРФ/30/20, акта выполненных работ № 35 от 18.03.2020, платежного поручения от 26.03.2020 № 05583, бухгалтерских документов), Астраханской таможней установлено, что ООО "Штиль" с 11.03.2020 по 16.03.2020 оказана услуга ФГБУ "Морспасслужба" по перевозке в северную часть Каспийского моря груза/товаров: топлива и воды для т/х «Эпрон» (стр. 15 акта). Оплата за выполненную услугу произведена ФГБУ "Морспасслужба" в полном объеме, что подтверждается выпиской операций по лицевому счету №<***>, открытому в ПАО «Сбербанк».
Согласно свидетельству о праве собственности на судно от 05.04.2018 №200176684, представленному ФГБУ "Морспасслужба" (письмо от 11.03.2021 №339/74), судно «Эпрон» (ИМО 8135007) находится в собственности Российской Федерации, и предоставлено ФГБУ "Морспасслужба" на праве оперативного управления (доля 100%).
Также в ходе камеральной таможенной проверки установлено, что собственником товаров, перемещенных на судне «Карбон» 11.03.2020 в северную часть Каспийского моря с целью передачи на судно «Эпрон», является ФГБУ "Морспасслужба", что подтверждается договором на поставку судового топлива от 02.11.02018 № МСС283/2018, счетом-фактурой от 11.12.2019 №000026, платежным поручением о 27.12.2019 № 282838, договором на оказание услуг по безвозмездному хранению судового топлива от 11.12.2019 №РМРФ/294/19, актом о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение от 11.12.2019, заявкой о 05.03.2020,актом о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение от 09.03.2020 № 1 (согласно которому топливо маловязкое судовое вид I (средний дистиллят) в количестве 95 тонн передано на т/х «Карбон») – т. 1 л.д. 179-201.
При этом, товары приобретены ФГБУ "Морспасслужба" с целью передачи их на судно «Эпрон», которое находилось с северной части Каспийского моря и использовалось для несения аварийно-спасательного дежурства во исполнение Договора на оказание услуг от 03.09.2019 №19V0606-РМРФ1251/19, заключенного с ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть».
В ходе проведения анализа базы данных, оформленных ДТ в зоне деятельности ФТС России с применением ИАС «Мониторинг-Анализ», АЮД (полное наименование – автоматизированная система архивного хранения юридически значимых электронных таможенных документов) установлено, что в период с 01.01.2020 по 24.09.2020 ООО "Штиль", ФГБУ "Морспасслужба" не осуществлялось таможенное декларирование товаров группы 2710 ТН ВЭД ЕАЭС «нефть и нефтепродукты», группы 2201 ТН ВЭД ЕАЭС «вода».
Также согласно информации, полученной в ходе камеральной таможенной проверки Центральной энергетической таможни (письмо от 22.12.2020 №04-18/10984) в период с 01.01.2020 по 24.09.2020 ООО "Штиль" таможенное декларирование в регионе деятельности Центральной энергетической таможни не осуществлялось.
В ходе проверки Астраханской таможней получены данные о том, что обязанность по декларированию товаров, вывозимых из Российской Федерации для обеспечения деятельности судов, используемых в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, путем подачи декларации на товары возложена на ФГБУ "Морспасслужба".
Данных об осуществлении таможенного декларирования ФГБУ "Морспасслужба" товаров, перемещенных на судне «Карбон» в период с 11.03.2020 по 16.03.2020 не получено.
Обязательство о целевом использовании вывозимого из Российской Федерации топлива от лица, получившего в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на право пользования недрами для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, и в интересах которого проводятся указанные работы (организация - недропользователь), в таможенный орган не поступало.
Также таможенным органом установлено, что ни собственник товара ФГБУ "Морспасслужба", ни перевозчик товара ООО "Штиль" сведений, подтверждающих целевое использование товаров «Топливо маловязкое судовое, вид I» (95 тонн), дизельное масло (189 кг) в соответствии с законом Российской Федерации от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе» при перемещении его через таможенную границу ЕАЭС в таможенный орган не представляли, таможенное декларирование не осуществляли.
Таким образом, в ходе проведения камеральной таможенной проверки был выявлен факт перемещения 11.03.2020 дизельного топлива марки «Топливо маловязкое судовое, вид I» в количестве 95,0 тонн, в день пресечения товарами таможенной границы ЕАЭС, т.е. при убытии судна «Карбон» с таможенной территории ЕАЭС.
В связи с вышеизложенным, таможенный орган по результатам проведенной камеральной таможенной проверки пришёл к следующим выводам:
1. Установлен факт незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС при убытии 11.03.2020 транспортного средства - судна «Карбон» с таможенной территории ЕАЭС без разрешения таможенного органа.
При убытии с таможенной территории ЕАЭС судна «Карбон» перевозчиком ООО «Штиль» таможенные операции, связанные с таможенным декларированием судовых припасов - дизельное топливо в количестве 7,1 тонн, не осуществлялись, что, по мнению таможенного органа, свидетельствует о нарушении ст. 281, 282 ТК ЕАЭС.
2. Выявлены факты недекларирования товаров: 95,0 тонн «топлива маловязкого судового, вид I», перемещенных на т/х «Карбон» в период с 11.03.2020 по 16.03.2020 через таможенную границу ЕАЭС, что является нарушениями статьи 104 ТКЕАЭС.
3. Выявлен факт незаконного перемещения товаров: 95,0 тонн «топлива маловязкого судового, вид I» на т/х «Карбон» 11.03.2020 через таможенную границу ЕАЭС.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 09.06.2021 № 10311000/210/090621/А000152 (т. 1 л.д. 14-30).
На основании изложенного, таможенным органом по результатам таможенного контроля вынесено решение от 22.07.2021 № 10311000/210/220721/Т000152/00001, в соответствии с которым 95,0 тонн дизельного топлива, 189 кг дизельного масла, 6,0 тонн питьевой бутилированной воды, 108 тонн пресной воды признаны незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС, что повлекло возникновение у ООО «Штиль» обязанности по уплате таможенных пошлин. Также указанным решением ФГУП «Морспасслужба» признано лицом, несущим солидарную с лицом, незаконно перемещающим товар через таможенную границу ЕАЭС (ООО «Штиль») обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и пени (т. 1 л.д. 40-44).
Считая решение таможни от 22.07.2021 № 10311000/210/220721/Т000152/00001 незаконным, ООО «Штиль» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В соответствии с пунктом 30 статьи 2 ТК ЕАЭС припасами являются товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования.
Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза припасов установлены главой 39 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 7 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы перемещаются через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения мер защиты внутреннего рынка при условии использования в соответствии со статьей 283 ТК ЕАЭС с соблюдением запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 2 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры.
Порядок использования припасов на таможенной территории Союза регламентирован в статье 283 ТК ЕАЭС, в соответствии с нормами которой припасы, находящиеся на бортах водных судов, могут передаваться на другие водные суда, при этом обязательное получение разрешения таможенного органа на передачу припасов на иное транспортное средство установлено только для использования припасов на территории ЕАЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 № 341 определены случаи, в которых суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, в том числе для судов, указанных в подпункте "а" пункта 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации":
- убытие российских судов из российских портов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты;
- плавание иностранных судов между российскими портами, а также их убытие из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, с последующим прибытием в российские порты;
- плавание российских и иностранных судов между российскими портами с заходом в территориальные моря иностранных государств при проходе через Балтийское, Охотское или Японское моря и примыкающие к ним проливы;
- убытие российских ледоколов из российских портов в исключительные экономические зоны и (или) территориальные моря иностранных государств, расположенные в Балтийском, Охотском и Японском морях, для осуществления ледокольной проводки с последующим прибытием в российские порты;
- убытие иностранных судов из российских портов в исключительную экономическую зону Российской Федерации в целях осуществления морских научных исследований с последующим прибытием в российские порты;
- убытие иностранных судов из российских портов на континентальный шельф Российской Федерации в целях выполнения работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, обеспечения функционирования морских плавучих платформ, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, а также в целях создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, в том числе морских стационарных платформ, на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты;
- убытие иностранных спортивных парусных судов из российских портов для участия в соревнованиях по парусному спорту с последующим прибытием в российские порты.
Согласно подпункта "а" пункта 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (ФЗ от 05.04.2003 № 40-ФЗ) дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды, разграничиваются между Сторонами по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности Сторон.
Модифицированная срединная линия базируется на основе равного удаления от согласованных базисных линий, она включает в себя участки, которые не являются равноотстоящими от базисных линий и определяются с учетом островов, геологических структур, а также с учетом других особых обстоятельств и понесенных геологических затрат.
Прохождение модифицированной срединной линии определяется при помощи отсчета от точек на побережьях Сторон с учетом островов, исходя из уровня Каспийского моря на 1 января 1998 года, равного отметке минус 27 метров Балтийской системы высот (относительно Кронштадтского футштока).
Географическое описание прохождения указанной выше линии и ее координат будет осуществлено на основе согласованных Сторонами картографических материалов и базисных линий и закреплено в отдельном Протоколе, который явится приложением к настоящему Соглашению и его неотъемлемой частью.
13 мая 2002 года между Российской Федерацией и Республикой Казахстан подписан Протокол к указанному Соглашению, в котором установлены географические координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в целях осуществления суверенных прав на недропользование (ст. 1).
Каталог географических координат поворотных точек модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря является неотъемлемой частью настоящего Протокола (Приложение 1).
Исходя из представленных в материалы дела документов, суд апелляционной инстанции полагает, что таможенным органом, не было представлено суду доказательств того, что судно «Эпрон» в спорный период находилось в северной части Каспийского моря на территории Республики Казахстан.
Исходя из обязательств Общества по заключенным договорам и обстоятельств передачи воды и дизельного топлива на судно "Эпрон", а также из буквального толкования положений подпункта 30 пункта 1 статьи 2, пунктов 1, 5, 9 статьи 283 ТК ЕАЭС, следует, что судном "Карбон" с 11.03.2020 по 16.03.2020 осуществлялась доставка припасов (дизельного топлива) для эксплуатации судна "Эпрон", несущего аварийно-спасательное дежурство в северной части Каспийского моря.
Таможенным органом не оспаривается тот факт, что судно «Карбон» вывозило в северную часть Каспийского моря топливо маловязкое судовое (вид 1) в период с 11.03.2020 по 16.03.2020 для эксплуатации судна «Эпрон», принадлежащего ФГБУ "Морспасслужба".
Таможенная процедура экспорта - процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами (пункт 1 статьи 139 ТК ЕАЭС).
Вместе с тем, международная перевозка или реализация указанного топлива судами не осуществлялись, статусом иностранного товара оно не обладало, обо всех выходах в рейсы были проинформированы контролирующие органы (Пограничное управление ФСБ России по Астраханской области, капитан морского порта Астрахань), количество топлива на борту указывалось при направлении заявлений портовой службе на выход и заход судна.
Таким образом, исходя из обстоятельств данного дела и буквального толкования понятий, изложенных в ТК ЕАЭС, спорное топливо подпадает под определение и условия, указанные в статье 2 ТК ЕАЭС, и может рассматриваться как припасы, предназначенные для нормальной эксплуатации судов, освобожденные от уплаты таможенных пошлин и налогов. Спорное топливо требовалось ФГБУ "Морспасслужба" для собственных нужд, не отчуждалось в пользу третьих лиц и было использовано для эксплуатации судна "Эпрон".
Иное таможенным органом не доказано.
Сами по себе факты пересечения судном «Карбон» под флагом Российской Федерации в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 государственной границы в морском пункте пропуска Астрахань не возлагают на общество обязанности по помещению топлива, вывозимого в качестве припасов другому судну, под таможенную процедуру экспорта, в соответствии с которой товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС для постоянного нахождения за ее пределами.
При указанных обстоятельствах, требования общества с ограниченной ответственностью «Штиль» о признании незаконным решения Астраханской таможни являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, в рамках дела № 5-500/2022 Советский районный суд г. Астрахани 02.03.2022 прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Штиль» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП в связи с отсутствием события административного правонарушения (т. 3 л.д. 4). Решением Астраханского областного суда от 08.04.2022, постановление Советского районного суда г. Астрахани от 02.03.2022 оставлено без изменения (т. 3 л.д. 15).
Также, в рамках дела № 5-372/2022 Советский районный суд г. Астрахани 17.02.2022 прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Штиль» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП в связи с отсутствием события административного правонарушения (т. 3 л.д. 9). Решением Астраханского областного суда от 25.03.2022, постановление Советского районного суда г. Астрахани от 17.02.2022 оставлено без изменения (т. 3 л.д. 14).
В рамках названных дел, судами также установлено, что таможенным органом не представлено доказательств, что судно «Эпрон» в спорный период находилось в северной части Каспийского моря на территории другого государства – Республики Казахстан, а также доказательств того, что Обществом осуществлялась международная перевозка судами.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением ООО «Штиль» произведена оплата государственной пошлины в размере 3000 руб. (т. 1 л.д. 59).
Освобождение Астраханской таможни от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (абзац третий пункта 21).
С учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Штиль» с Астраханской таможни подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 февраля 2022 года по делу № А06-9262/2021 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Штиль» удовлетворить.
Признать незаконным решение Астраханской таможни по результатам таможенного контроля от 22.07.2021 №10311000/210/220721/Т000152/00001.
Взыскать с Астраханской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Штиль» расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Землянникова
Судьи Ю.А. Комнатная
С.М. Степура