ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-9630/19 от 01.04.2021 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-1073/2021

г. Казань                                                 Дело № А06-9630/2019

08 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Ольховикова А.Н., Хакимова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Михайловой М.Д.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области:

Публичного акционерного общества «МРСК-Юга» «Астраханьэнерго» – ФИО1, доверенность от 31.08.2020,

Управления Федеральной антимонопольной службы Астраханской области –  ФИО2, доверенность от 11.01.2021,

ФИО3 – ФИО3 (лично по паспорту),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобупубличного акционерного общества «Россети-Юг»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020

по делу №А06-9630/2019

по заявлению публичного акционерного общества «МРСК-Юга» «Астраханьэнерго» (<...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы Астраханской области (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) третьи лица: ФИО3 (г. Астрахань), общество с ограниченной ответственностью «ЭЛЬСАР» (<...>, литер АА, оф. 516, ИНН <***>,ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЭЛЬСЕРВИС» (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Эльстрой» (<...>, литер АА, оф. 515, ИНН <***>, ОГРН <***>), публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания», о признании незаконными и отмене постановления, представления,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «МРСК-Юга» - «Астраханьэнерго» (ПАО «МРСК Юга», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы Астраханской области (далее УФАС АО, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления №84-А-03-18 от 01.08.2019 и представления №84-А-03-18 от 01.08.2019.

Как подтверждается листом записи Единого государственного реестра юридических лиц от 14.02.2020 Публичное Акционерное Общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» изменило наименование на Публичное Акционерное Общество «Россети Юг».

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.08.2020 оставлено без изменения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

ФИО3 в судебном заседании поддержала позицию антимонопольного органа.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя, антимонопольного органа, ФИО3, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.11.2018 в Астраханское УФАС России из прокуратуры поступила жалоба ФИО3 – представителя жильцов дома и председателя Совета дома, расположенного по адресу: <...> на действие ПАО «МРСК Юга», выразившееся в нарушении положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, регламентирующих процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение).

Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган в присутствии представителя Общества ФИО1 составил протокол об административном правонарушении от 07.05.2019 №84-А-03-18 и 01.08.2019 вынес в отношении ПАО «МРСК Юга» постановление №84-А-03-18 о привлечении к административной ответственности по указанной статье с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

01.08.2019 УФАС по АО выдало Обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу № 84-А-03-18, с требованием принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, а именно: прекратить нарушение подпункта «ж» пункта 10 Правил №861, допущенное при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств административно-торговых зданий литера «Б» и литера «В» угловые вставки между 9-этажными жилыми домами, расположенных по адресу: проспект Бумажников, 9 корп.1 к электрическим сетям ПАО «МРСК Юга» в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

Не согласившись с постановлением и представлением административного органа, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности события и состава административного правонарушения, вины ПАО «МРСК Юга» в его совершении, не принятия обществом всех мер по соблюдению положений действующего законодательства, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм материального права в силу следующего.

Согласно статье 4 Закона № 147-ФЗ от 17.08.1995г. «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 16.06.2008 № 8-э ОАО «МРСК Юга» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль путем установления тарифов на оказание услуг по передаче электроэнергии и услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга».

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике, Закон № 35-ФЗ).

В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данным порядком регламентируется процедура такого присоединения, предусматриваются существенные условия договора об осуществлении технологическогоприсоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям.

Правила №861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее технологическое присоединение), существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения, устанавливают требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям.

Пунктом 7 Правил №861 установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 – 14 настоящих Правил); д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); е) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 10 Правил №861 к заявке прилагаются следующие документы: в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) настоящих Правил, копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводнораспределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).

Судами установлено, что многоквартирный 9-ти этажный жилой дом по адресу: <...> построен в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Застройщиком являлось ООО «Лютан - Стройсервис».

В ходе строительства застройщиком дополнительно были возведены две четырехэтажные вставки к данному дому, введенные в эксплуатацию в 2013-2014 годах.

Согласно акту приема жилого дома от 16.01.2013 ООО «Лютан - Стройсервис» передан управляющей компании - ООО «Эльсервис» жилой дом расположенный по адресу: <...>.

Согласно акту приема-передачи от 23.10.2013г. ООО «Лютан - Стройсервис» переданы управляющей компании - ООО «Эльсервис» линии сетей электроснабжения 6кВ КТПГ и линии 0,4 кВ объекта: 9-ти этажный жилой дом по пр. Бумажников в Трусовском районе с нежилым первым этажом.

Согласно акту передачи оборудования от 28.10.2013 ООО «Эльсервис» передало, а Управляющая компания - ООО «Остров» приняло электрооборудование - КТП 1316 (трансформаторы 2х630кВА) по объекту: 9-ти этажный жилой дом по адресу: <...>, с нежилым первым этажом.

05.05.2015 Управляющая компания ООО «Берег» приняло от ООО «Остров» электрооборудование - КТП 1316 (трансформаторы 2х630кВА) по объекту: 9-ти этажный жилой дом по адресу: <...>, с нежилым первым этажом.

Таким образом, электрооборудование - КТП 1316 (трансформаторы 2х630кВА) по объекту: 9-ти этажный жилой дом по адресу: <...>, с нежилым первым этажом, принадлежит собственникам МКД.

После заселения дома, выбора способа управления выяснилось, что указанные выше административно-торговые угловые вставки, подключены к инженерным сетям МКД без согласия собственников жилых помещений данного дома.

Из письма от 02.09.2014 №07-04-01-1322 Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани следует, что административно-торговые здания литера «Б» и литера «В» по проспекту Бумажников,9, корп. 1 угловые вставки между 9-этажными жилыми домами, расположенные на земельном участке по указанному адресу являются отдельно стоящими строениями и не являются частью данных домов.

Как следует из материалов дела, между ПАО «МРСК Юга» и ООО фирма «Лютан-Стройсервис» заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 23.05.2013 №23102-13-00124805-1.

Впоследствии к ООО «Эльстрой» (собственник нежилого помещения) перешло право Заявителя по договору об осуществлении технологического присоединения от 23.05.2013 №23102-13-00124805-1 (д/с от 07.09.2018 №7/23102- 13-00124805-1).

 В соответствии с техническими условиями от 23.05.2013 № 478-Ю на объект - 9-ти этажный жилой дом, проспект Бумажников, 9, корп.1, Трусовский район, г. Астрахань, 5-этап - угловая вставка между вторым и третьим этапами строительства, основной источник питания ПС 110/10/6кВ Резиновая, точка присоединения РУ-0,4 KB КТП 1316 владелец ООО «Лютан-Стройсервис», отходящая линия №59, граница балансовой принадлежности РУ-0,4 KB КТП 1316. Сторонами подписаны акты об осуществлении технологического присоединения по технологическому присоединению объектов энергетики (энергопринимающих устройств) от 16.10.2018.

Между ПАО «МРСК Юга» и ООО фирма «Лютан-Стройсервис» заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 25.03.2013 №23102-13- 00118593-1.

Впоследствии к ООО «Эльсар» (собственник нежилого помещения) перешло право Заявителя по договору об осуществлении технологического присоединения от 25.03.2013 №23102-13-00118593-1 (д/с от 04.09.2018 №7/23102-13-00118593-1).

 В соответствии с техническими условиями от 25.03.2013 №217-Ю на объект - 9-ти этажный жилой дом, проспект Бумажников, 9, корп. 1, Трусовский район, г. Астрахань, 4-этап угловая вставка между первым и вторым этапами строительства, основной источник питания ПС 110/10/6кВ Резиновая, точка присоединения РУ-0,4 KB КТП 1316 владелец ООО «Лютан-Стройсервис», отходящая линия №59, граница балансовой принадлежности РУ-0,4 KB КТП 1316.

Сторонами были подписаны акты об осуществлении технологического присоединения по технологическому присоединению объектов энергетики (энергопринимающих устройств) от 16.10.2018.

По мнению общества, в данном случае, энергопринимающие устройства угловых вставок 9-ти этажного дома, не могут располагаются в многоквартирном доме, гак как, письмом Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани от 02.09.2014 №07-04-01-1322, подтверждается, что данные ставки являются отдельными строениями и не являются частью данного дома, в связи с чем, подпункт «ж» пункта 10 Правил №861, неприменим.В актах технологического присоединения от 16.10.2018 подписанными между ООО «Эльсар» и ООО «Эльсгрой» схематично отображено, что угловые вставки 9-ти этажного дома подключены на прямую от РУ-0,4 кВ ТТЛ 316 отдельными кабельными ЛЭП-0,4 кВ, что так же подтверждает позицию сетевой организации.

Отклоняя указанные доводы общества, суды предыдущих инстанций обоснованно исходили из следующего.

Как следует из материалов дела, 16.01.2013 застройщик – ООО «ЛютанСтройсервис» передало управляющей компании ООО «Эльсервис» сети электроснабжения, КТП 1316, затем 28.10.2013 управляющая компания ООО «Остров» принимает электрооборудование - КТП 1316, затем 05.05.2015 ООО «Берег» приняло от ООО «Остров» электрооборудование - КТП 1316.

Таким образом, 16.01.2013 застройщик – ООО «Лютан-Стройсервис» передало управляющей компании ООО «Эльсервис» сети электроснабжения, КТП 1316, в связи с чем, на технологическое присоединение нежилых помещений к указанной КТП 1316 требовалось согласие собственников МКД.

 Пунктом 8(4) Правил № 861 предусмотрено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.

В данном пункте также указано на энергопринимающие устройства, расположенные в объектах капитального строительства.

 Подпунктом «ж» пункта 10 Правил № 861 предусмотрено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце 1 п. 8.4 Правил № 861 необходимо согласие собственников на присоединение от вводного устройства МКД.

Исходя из вышеуказанных норм, согласие собственников МКД необходимо в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в объектах капитального строительства.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Угловые вставки между 9-этажными жилыми домами представляют собой отдельно стоящие 4-этажные строения, являются объектами капитального строительства и для их присоединения от вводного устройства многоквартирного дома требуется согласие собственников МКД.

Электрооборудование - КТП 1316 (трансформаторы 2х630кВА) по объекту: 9-ти этажный жилой дом по адресу: <...>, с нежилым первым этажом, принадлежит собственникам МКД.

Таким образом, исходя из содержания подпункта «ж» пункта 10 Правил №861 заявитель должен был представить в сетевую организацию документы, подтверждающие согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилых помещений.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Согласно пункту 3.1.1 «Межгосударственного стандарта устройства вводнораспределительные для жилых и общественных зданий, введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 № 1677-ст», вводно-распределительные устройства (ВРУ): электротехническое устройство низкого напряжения, содержащее аппаратуру, обеспечивающую возможность ввода, распределения и учета электроэнергии, а также управления и защиты отходящих распределительных и групповых электрических цепей в жилых и общественных зданиях, которая размещена в виде соответствующих функциональных блоков в одной или нескольких соединенных между собой (механически и электрически) панелях или в одном шкафу.

Под вводно-распределительным устройством (ВРУ) понимается совокупность конструкций, аппаратов и приборов, устанавливаемых на вводе питающей линии в здание или в его обособленную часть, включающее в себя также аппараты и приборы отходящих линий (пункт 7.1.3 Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2 (утв. Минтопэнерго РФ 06.10.1999).

 Таким образом, вводно-распределительное устройство является частью трансформаторной подстанции.

Законодательство не запрещает установку ВРУ за пределами МКД в отдельно стоящем здании.

 Исходя из данного определения трансформаторная подстанция КТП 1316, от которой происходит электроснабжение жилого дома, отвечает критериям вводно-распределительного устройства.

Согласно схеме энергоснабжения жилого дома по адресу: <...>, между трансформаторной подстанцией КТП 1316 и жилым домом отсутствуют линии электропередачи, принадлежащие сетевой компании и именно трансформаторная подстанция является вводным устройством указанного МКД, к которой без согласия собственников МКД присоединены нежилые помещения.

На основании изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.

Принимая во внимание, что представление от 01.08.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, являющимся законным и обоснованным, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого представления.

Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу.

Выводы судов предыдущих инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным судами обстоятельствам дела.

Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов по делу не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу № А06-9630/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                             Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                    А.Н. Ольховиков

   И.А. Хакимов