ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-9865/2021 от 26.07.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20303/2022

г. Казань                                                           Дело № А06-9865/2021

29 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Желаевой М.З.,

судей Гильмановой Э.Г., Мельниковой Н.Ю.,

в отсутствие представителей участников процесса – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития и труда Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.02.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022

по делу № А06-9865/2021

по исковому заявлению Астраханской региональной спортивно-патриотической общественной организацией «Патриот» (ОГРН 1163025053817) к Министерству социального развития и труда Астраханской области (ОГРН 1053000021139) о взыскании субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам социальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Астраханская региональная спортивно-патриотическая общественная организация «Патриот» (далее – АРО «Патриот», Общественная организация, истец) с исковым заявлением к Министерству социального развития и труда Астраханской области (далее – Минсоцразвития Астраханской области, Министерство, ответчик) о взыскании субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам социальных услуг , в размере 1 015 636 руб. в период с декабря 2020 года по июнь 2021 года, а также расходов по оплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.02.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, у Центра отсутствовало право принимать решение о предоставлении субсидии, поскольку представленный расчет размера затрат поставщика социальных услуг произведен в нарушение положений пункта 2.8 Порядка, утв. Постановлением Правительства Астраханской области от 12.12.2014 № 571-П (далее – Порядок).

Общественной организацией представлены возражения на кассационную жалобу, в которых, ссылаясь на несостоятельность позиции заявителя, основанной на неправильном применении норм материального и процессуального права, просит отказать в ее удовлетворении, доводы кассатора по существу считает направленными на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей участников процесса.

Рассмотрев кассационную жалобу, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права, соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого постановления, а также соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы и отзыва третьего лица, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения, в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ) определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Закона № 442-ФЗ).

Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что социальные услуги в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг оказаны АРО «Патриот», о чем свидетельствуют подписанные акты о предоставлении услуг, индивидуальные программы, а также договоры между получателями социальных услуг и истцом, заключенные с учетом постановления Правительства Астраханской области от 12.12.2014 № 572-П «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Астраханской области».

Выплата субсидии поставщикам социальных услуг осуществляется в соответствии с Порядком и размером выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Астраханской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), предоставившим гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, утв. постановлением Правительства Астраханской области от 12.12.2014 № 571-П.

Согласно пункту 2.7 Порядка № 571-П за предоставление гражданину социальных услуг бесплатно выплата субсидии производится в размере 100% затрат на предоставленные социальные услуги по утвержденным Правительством Астраханской области тарифам на аналогичные социальные услуги в соответствующей форме социального обслуживания, предоставляемые государственными организациями социального обслуживания Астраханской области, расположенными на территории того же муниципального района (городского округа) Астраханской области, в котором были предоставлены социальные услуги (в редакции от 26.05.2020).

Указанные тарифы на 2020 год были утверждены Постановлением Правительства Астраханской области от 28.12.2019 № 569-П, тарифы на 2021 год утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 09.10.2020 № 46‑П.

В случае наличия на территории муниципального района (городского округа) Астраханской области, в котором были предоставлены социальные услуги, двух и более государственных организаций социального обслуживания Астраханской области, предоставляющих в соответствующей поставщику социальных услуг форме социального обслуживания социальные услуги, аналогичные социальным услугам, предоставленным гражданам поставщиком социальных услуг, размер субсидии рассчитывается по тарифам на социальные услуги государственной организации социального обслуживания Астраханской области, расположенной на наименьшем расстоянии от поставщика социальных услуг и соответствующей аналогичному с поставщиком социальных услуг типу организации согласно номенклатуре организаций социального обслуживания в Астраханской области, утвержденной Распоряжением Правительства Астраханской области от 31.10.2014 № 460-Пр.

Судом установлено, что на территории городского округа МО г. Астрахань социальные услуги гражданам пожилого возраста в полустационарной форме социального обслуживания оказывают следующие государственные организации социального обслуживания с юридическими адресами, указанными в Едином государственном реестре юридических лиц:

- Государственное автономное учреждение Астраханской области «Многофункциональный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Астрахани «Оберег», адрес организации согласно выписке из ЕГРЮЛ: 414040, г. Астрахань, ул. Ак.Королева, стр. 26, лит. А, пом. 5;

- Государственное автономное учреждение Астраханской области «Многопрофильный социальный центр «Содействие», адрес организации согласно выписке из ЕГРЮЛ: 414024, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницког, д. 2, корп. 3;

- Государственное автономное учреждение социального обслуживания Астраханской области «Многопрофильный социально - оздоровительный центр «Здравушка», адрес организации согласно выписке из ЕГРЮЛ: 414015, г. Астрахань, ул. Лепехинская, д. 47.

Данные адреса организаций также указаны в индивидуальных программах предоставления социальных услуг, выдаваемых министерством гражданам, нуждающимся в социальных услугах, а именно в пункте 12 «Перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг».

В соответствии с Порядком № 571-П в редакции от 26.05.2020, под наименьшим расстоянием от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области посредством карты «Астраханская область», утвержденной Законом Астраханской области от 12.04.2004 № 21/2004-03 «Об утверждении описания границы Астраханской области».

В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц юридическим адресом АРО «Патриот» является: 414004, г. Астрахань, ул. Зеленгинская, д. 44, кв. 11, следовательно, при расчете компенсационных выплат необходимо руководствоваться тарифами ГАУ АО «Многофункциональный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Астрахани «Оберег», как государственной организации, предоставляющей аналогичные социальные услуги и расположенной на наименьшем расстоянии от АРО «Патриот».

Судом правомерно отклонена позиция Министерства о том, что поскольку истец обратился к ответчику о выплате компенсации поставщикам социальных услуг в июле 2021 года, то при расчете размера субсидии следовало руководствоваться пунктом 2.8 Порядка № 571-П в редакции от 11.06.2021, где указано, что для целей настоящего Порядка под наименьшим расстоянием от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от места фактического предоставления социальных услуг поставщиком социальных услуг до места фактического предоставления социальных услуг государственной организацией социального обслуживания Астраханской области посредством карты «Астраханская область», утвержденной Законом Астраханской области от 12.04.2004 № 21/2004-ОЗ «Об утверждении описания границы Астраханской области». То есть, при определении минимального расстояния от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области следует исходить из места фактического предоставления социальных услуг.

При этом судом установлено, что прежняя редакция указанного пункта Порядка № 571-П была следующая: «Для целей настоящего Порядка под наименьшим расстоянием от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области посредством карты «Астраханская область», утвержденной Законом Астраханской области о 12.04.2004 № 21/2004-ОЗ «Об утверждении описания границы Астраханской области», то есть в ней отсутствовало указание на место фактического предоставления социальных услуг.

В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Правоотношения по предоставлению субсидий за оказанные социальные услуги связаны с моментом осуществления соответствующих услуг и являются длящимися. Данные правоотношения включают в себя как возникновение права на получение субсидий (правоотношения, связанные с оказанием самих услуг), так и обращение поставщика социальных услуг в соответствующий орган с заявлением о получении соответствующих субсидий.

Новая редакция пункта 2.8 Порядка № 571-П была принята позже оказания истцом соответствующих социальных услуг и не может распространять свое действие на правоотношения, возникшие до его принятия.

Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела судом правильно применены положения Порядка в редакции, действовавшей с 26.05.2020, и следовательно, при расчете компенсационных выплат необходимо было руководствоваться тарифами ГАУ АО «Многофункциональный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Астрахани «Оберег», как государственной организации, предоставляющей аналогичные социальные услуги и расположенной на наименьшем расстоянии от АРО «Патриот».

Исходя из изложенного, аргументы Министерства в данной части являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Поскольку фактически услуги истцом были оказаны, что не опровергается ответчиком, требования о взыскании субсидий в заявленном размере правомерно удовлетворены судом.

Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.02.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу № А06-9865/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                             М.З. Желаева

Судьи                                                                                    Э.Г. Гильманова

                                                                                              Н.Ю. Мельникова