АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-62593/2020
г. Казань Дело № А06-9958/2018
21 июля 2020 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
Государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» - ФИО1 (доверенность от 11.11.2019)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ»
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.11.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020
по делу № А06-9958/2018
по заявлению публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Прокуратуре Харабалинского района Астраханской области о признании недействительным представления от 17.09.2018 № 7-44-2018, с участием третьих лиц: Государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ», Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания» (далее – ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Харабалинского района Астраханской области (далее – Прокуратура Харабалинского района, надзорный орган) от 17.09.2018 № 7-44-2018.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.11.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Государственное бюджетное учреждение Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» (далее – ГБУ «Дирекция энергосбережения и ЖКХ») обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу ПАО «Астраханская энергосбытовая компания»полагая, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области также представлен отзыв на кассационную жалобу в соответствии с которым, оно, указывая на незаконность принятых по делу судебных актов, просит их отменить.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2020 в соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы ГБУ «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» было отложено на 21.07.2020 на 10 часов 15 минут.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя ГБУ «Дирекция энергосбережения и ЖКХ», проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Харабалинского района проведена проверка соблюдения ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» жилищно-коммунального законодательства, в ходе которой установлено, что нанимателям жилых помещений многоквартирных домов расположенные по адресу <...> отказано в заключении договоров энергоснабжения на основании части 4, части 6.2 статьи 155, части 1,части 2 статьи 163 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
По результатам проверочных мероприятий надзорным органом со ссылками на пункт 4.4 части 2 статьи 44, часть 6.2 статьи 155, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, сделан вывод о том, что отказ в заключении договора энергоснабжения с нанимателями помещений по причине отсутствия в многоквартирных домах управляющей компании является незаконным, в связи с чем в порядке статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», внесено представление от 17.09.2018 № 7-44-2018 об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства.
Не согласившись с указанным представлением прокуратуры, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций установив, что ГБУ «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» и Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, обладающие правами собственников жилых помещений в спорных домах, в связи с отсутствием управляющей компании, являются исполнителями коммунальных услуг по отношению к нанимателям квартир, а в отношениях с ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» - абонентами (покупателями), то есть, лицами, обязанными оплатить электрическую энергию, поставленную в данные многоквартирные жилые дома, пришли к выводу, что оспариваемое представление вынесено Прокуратурой неправомерно.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 209 и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом статья 210 ГК РФ допускает возможность возложения обязанности по содержанию имущества собственника, в том числе общего имущества многоквартирного дома на иное лицо посредством заключения соответствующего договора.
В соответствии счастью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно статье 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
В ЖК РФ внесен раздел IV «Специализированный жилищный фонд», который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьей 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Таким образом, договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
Судами установлено, что многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу <...> являются специализированным жилищным фондом Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей.
Уполномоченными лицами на распоряжение спорными квартирами (за исключением 5 квартир в доме № 10) в силу закона являются ГБУ «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» и Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области.
Между ГБУ Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» и физическими лицами нанимателями ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 заключены договоры найма жилого помещения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Астраханской области.
До 31.12.2016 указанные дома обслуживались управляющей компанией ООО «Квартал». В период с 01 января 2017 года управляющая компания в отношении спорных многоквартирных домов не выбрана, договоры энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией не заключены.
В марте и июне 2018 года в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» поступили обращения нанимателей жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> о заключении договоров поставки электроэнергии и открытии лицевого счета для оплаты электроэнергии.
В ответ на указанные обращения обществом даны ответы о невозможности заключения гражданином договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком – ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» на поставку коммунального ресурса в жилое помещение, находящееся в МКД № 11 квартал 12 г. Харабали на основании частей 1,2 статьи 163, части 4 статьи 161, части 4, части 6.2 статьи 155 ЖК РФ, ввиду отсутствия необходимых решений, форм управления многоквартирным домом, неопределенности в наличии исполнителя коммунальных услуг.
При этом, общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, в отсутствии заключённого договора энергоснабжения, осуществляет поставку электроэнергии в дома по казанным адресам и выставляет ГБУ «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ», Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области счета-фактуры для оплаты.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ).
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, в том числе, с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства и руководствуясь приведенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суды нижестоящих инстанций указав, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, законодательством не предусмотрены, пришли к выводу что оспариваемое представление прокуратуры не соответствует закону и нарушает права общества, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
При этом суды обоснованно исходили из того, решений об исключении спорных жилых помещений из категории специализированного фонда уполномоченным органом в установленном порядке не принималось, доказательств обратного не представлено. Доказательства принятия уполномоченным органом решений о предоставлении спорных жилых помещений на условиях социального найма в материалах дела также не имеется.
Как верно указали суды со ссылкой на дело № А06-3742/2018, уполномоченные на распоряжение спорными квартирами лица, в отношении спорных жилых помещений специализированного жилищного фонда, являются исполнителями коммунальных услуг (поскольку не выбрана управляющая организация), которым наниматели оплачивают потребленные коммунальные ресурсы, а в отношении с ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» - абонентами (покупателями), то есть лицами, обязанными оплатить электроэнергию, поставленную в данные многоквартирные дома.
На основании изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права с учетом представленных доказательств по данному делу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и подлежат отклонению, поскольку они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которые в силу статьи 286 АПК РФ не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.11.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу № А06-9958/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи С.В. Мосунов
М.А. Савкина