Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-791/22
Екатеринбург
16 марта 2022 г.
Дело № А07-10827/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – управляющая компания, общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу № А07-10827/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управляющей компании – ФИО1 (доверенность от 10.01.2022).
Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 12.03.2021
№ ЦО-21-372-015.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» (далее - общество «БашРТС», теплоснабжающая организация).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 (судья А.Д. Азаматов) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 06.12.2021 (судьи Плаксина Н.Г., Киреев П.Н., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управляющая компания просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание выдано ненадлежащему субъекту.
В обоснование доводов общество указывает, что многоквартирный дом по адресу <...> (далее – МКД) находится на прямых договорах собственников помещений, договор от 01.09.2013 № 420999/РТС в отношении дома расторгнут, управляющая компания заявки на теплоснабжение договора не формирует, данная обязанность с момента перехода на прямые договоры возлагается на исполнителя коммунальных услуг. Общедомовой прибор учета тепловой энергии МКД находится в рабочем состоянии и принят на коммерческий учет ресурсоснабжающей организацией обществом «БашРТС». Материалы дела не содержат, каких-либо доказательств о том, внутридомовая инженерная система дома находится в не надлежащем состоянии, что повлекло к перерасходу тепловой энергии. Поскольку в обязанности теплоснабжающей организации входит задавать температуры воды в подающем трубопроводе тепловой сети, общество провести такие действия провести не имеет возможности
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, комитетом по соответствующим обращениям жителей МКД на основании распоряжения от 17.02.2021 № 574 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка.
МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Согласно договору теплоснабжения от 01.09.2013 № 420999/РТС, заключенному между управляющей компанией (потребитель) и обществом «БашРТС» (теплоснабжающая организация), последний обязуется поставить потребителю тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель.
В ходе проверки установлено нарушение режима потребления теплоносителя - фактический расход теплоносителя в системе отопления многоквартирного дома превышает величину максимального расхода теплоносителя, а именно: при величине максимального циркулирующего теплоносителя, установленного договором теплоснабжения 145,9Тн/сут., в письменных отчетах о суточных параметрах теплоносителя (по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии) в декабре зафиксированы показатели величины циркулирующего теплоносителя 155,97 Тн/сут.
По результатам проверки составлен акт проверки от 12.03.2021 № 21- 574-372 и выдано предписание от 12.03.2021 № ЦО-21-372-015.
Считая указанное предписание комитета недействительным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что, поскольку общество является управляющей организацией в МКД, оно в соответствии с договором управления обязано в соответствии со своими полномочиями обеспечить возможность предоставления собственникам данного многоквартирного дома качественную услугу по теплоснабжению, которая включает в себя соблюдение характеристик теплоснабжения и термодинамических параметров теплоносителя, в связи с чем признали оспариваемое предписание комитета законным, обоснованным и исполнимым.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется в силу следующего.
Положения о непосредственном оказании коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, раздел VI Правил № 354).
Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении ими договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), (далее - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг) непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 названной статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса.
До утверждения Правительством Российской Федерации типовых договоров, предусмотренных часть 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, условия договоров определяются в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1, 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 354:
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме;
к коммунальным ресурсам относятся, в том числе холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме;
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил № 354 горячее водоснабжение - снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
На основании пункта 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 названных Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В силу пункта 8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 названных Правил, то есть, в том числе ресурсоснабжающие организации (подпункт «в» пункта 9).
На основании пункта 9 Правил № 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее - договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пункт «в»).
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, с даты, определенной в таком решении.
Согласно части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Исходя из подпункта «ж» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома включаются, в том числе, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен дом.
Согласно пункту 6 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно положениям статей 36, 135, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 6, 8 Правил № 491, управляющая организация несет ответственность за содержание инженерного оборудования, которое относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом «ж» пункта 10 Правил № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В подпунктах «и», «к» пункта 11 Правил № 491 указано, что содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, мероприятия по обеспечению надлежащей эксплуатации общедомового прибора учета включены в состав работ по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, а расходы на проведение данных работ подлежат включению в состав платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Согласно частям 1, 2.2, 2.3, 11 статьи 161, части 2, пунктам 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ (прямые договоры с РСО), обязанности управляющей организации сводятся к обеспечению готовности инженерных систем МКД, информационному взаимодействию с РСО, осуществлению контроля качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в МКД.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что общество, в силу наличия у него статуса управляющей компании, и, имея доступ к приборам учета и их показаниям, обязано осуществлять контроль и проверку соблюдения условий эксплуатации приборов узла учета, а в случае сомнений в достоверности показаний приборов учета - инициировать проверку функционирования узла учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013
№ 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень № 290).
В соответствии с пунктом 2 Минимального перечня № 290 утвержденные перечень и правила применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 18 Минимального перечня № 290 в число общих работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах входит, в частности, постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Таким образом, в силу приведенных положений, несмотря на наличие прямых договоров между обществом «БашРТС» и потребителями, устранение нарушений путем восстановления требуемых параметров отопления (расхода) нарушений с соблюдением режима потребления энергии (тепловые и гидравлические режимы, качества коммунальных услуг), с учетом превышения объема потребляемой МКД тепловой энергии и наличия у управляющей компании обязанностей по содержанию инженерной системы дома в надлежащем состоянии, предписание правомерно выставлено обществу и направлено на поддержание надлежащего содержания общего имущества с целью безопасного проживания в МКД. Общество, как управляющая компания, обязана была систематически осуществлять выявление нарушений при работе отопительной системы МКД.
Судами установлено, что приложением № 1 к договору от 01.09.2013
№ 420999/РТС определен договорной объем теплоносителя (тн/ч) и тепловой энергии (Гкал/ч) на объект - многоквартирный дом по адресу г. Уфа,
ул. Ферина, 17/1 в размере 6,0775 Тн/час., в соответствии с договорным объемом теплоносителя суточный объем теплоносителя составляет 6,0775 т/ч * 24 = 145,9 Тн /сутки.
Согласно отчетам о суточных параметрах теплопотребления за расчетный период декабрь 2020 г. фактическая масса теплоносителя, подаваемая в дом, составила 155,97 Тн/сут, что превышает договорной объем в размере
145,9 Тн /сутки.
Согласно пункту 6.1 договора № 420999/РТС от 01.09.2013 для формирования договорного объема тепловой энергии и теплоносителя потребитель (на тот момент - управляющая компания) представляет заявку, в которой указывает: расчетные часовые нагрузки по видам теплопотребления, емкость сетей и систем теплопотребления с выделением потребления на собственные нужды и нужды каждого из прочих объектов теплопотребления подключенных от сети потребителя, при их наличии. Поскольку показатель емкости теплоносителя был определен при заключении договора исходя из технических характеристик МКД, инженерных сетей, переход на прямые договоры, как способ оформления отношений между потребителем и ресурсоснабжающей организацией, не мог повлиять на показатель емкости теплоносителя МКД. Доказательств изменения технических параметров МКД, изменения технических условий получения коммунального ресурса в материалы дела не представлено.
Поскольку наличие прямых договоров не освобождает управляющую компанию от выполнения своих обязанностей по устранению нарушений путем восстановления требуемых параметров отопления (расхода) нарушений с соблюдением режима потребления энергии (тепловые и гидравлические режимы, качества коммунальных услуг), с учетом превышения объема потребляемой МКД тепловой энергии и наличия у управляющей компании обязанностей по содержанию инженерной системы дома в надлежащем состоянии, суды пришли к правомерному выводу о том, что предписание правомерно выставлено обществу и направлено на поддержание надлежащего содержания общего имущества с целью безопасного проживания в МКД.
Судами установлено, что оспариваемое предписание выдано комитетом в пределах предоставленных ему полномочий, является исполнимым, по форме и содержанию соответствующим требованиям действующего законодательства, направленным на устранение допущенных нарушений, не нарушающим прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу № А07-10827/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Кравцова
Судьи Д.В. Жаворонков
О.Л. Гавриленко