ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-10892/17 от 06.12.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7842/17

Екатеринбург

08 декабря 2017 г.

Дело № А07-10892/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Столярова А. А., Лазарева С. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2017 по делу № А07-10892/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан – ФИО1 (доверенность
от 03.08.2017 № 24/36).

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – Управление Росгвардии) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан (далее – министерство) о признании незаконным отказа в передаче Управлению Росгвардии в оперативное управление общежития ОМОН, расположенного по адресу: <...>, обязании министерства передать общежитие ОМОН управлению в оперативное управление.

Решением суда первой инстанции от 28.06.2017 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.09.2017 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что в соответствии с требованиями п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016
№ 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации
от 05.04.2016 № 157) занимаемые органами управления, отрядами мобильными особого назначения, здания и сооружения, другое недвижимое и движимое имущество со дня вступления в силу настоящего Указа закрепляются на праве оперативного управления за Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. На основании изложенного и принимая во внимание представленные Управлением Росгвардии в материалы первичные документы, которые, по мнению заявителя, не исследованы судами, им не дана надлежащая правовая оценка,  Управление Росгвардии настаивает на том, что спорное общежитие закреплено за подразделением ОМОН и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 подлежит передаче в оперативное управление заявителя.

Кроме того, ссылаясь на положения п. 2 ст. 296, п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и отмечая, что собственником спорного имущества является Российская Федерация, обязанности по управлению федеральным имуществом на территории Республики Башкортостан возложены на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, заявитель полагает, что суд  должен был привлечь названный государственный орган к участию в деле, однако указанное лицо судами к рассмотрению настоящего дела ни в качестве заинтересованного лица, ни в качестве третьего лица не привлечено. По мнению заявителя, отсутствие представителя собственника, отсутствие его доводов коренным образом могло повлиять на рассмотрение настоящего дела.

Помимо изложенного заявитель полагает, что в нарушение положений
п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не исследованы доказательства по делу, которые были представлены истцом в подтверждение нарушения законных интересов сотрудников ОМОН, в том числе документы, подтверждающие отказ министерства сотрудникам ОМОН в предоставлении помещений, расположенных в общежитии, несмотря на то, что помещения предназначены для использования сотрудниками ОМОН.

Министерство представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ
«О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ) войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

В состав войск национальной гвардии входят: 1) органы управления; 2) объединения, соединения и воинские части; 3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения); 4) образовательные организации высшего образования и иные организации (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ).

Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ).

В силу положений п. 11 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 и Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности задач осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, а также обеспечения непрерывности осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности.

В соответствии с п. 12 Указа Президента Российской Федерации
от 05.04.2016 № 157 занимаемые органами управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, военными образовательными организациями высшего образования и иными организациями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также органами управления, подразделениями, специальными отрядами, отрядами мобильными особого назначения, здания и сооружения, другое недвижимое и движимое имущество со дня вступления в силу настоящего Указа закрепляются на праве оперативного управления за Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016
№ 157 лица, проходящие военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а также гражданский персонал войск национальной гвардии Российской Федерации продолжают проходить военную службу (проходить службу, работать) на замещаемых (занимаемых) должностях без переаттестации и переназначения до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий. Контракты о прохождении военной службы (службы) действуют в течение сроков, на которые они были заключены.

Пунктом 17 Указа Президента Российской Федерации  от 05.04.2016
№ 157 предписано сохранить за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, до предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность право на занимаемые ими жилые помещения специализированного жилищного фонда, возникшее до дня вступления в силу настоящего Указа

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что Российская Федерация является собственником объекта недвижимости – «общежитие ОМОН Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан», назначение: жилой дом 16-этажный, общей площадью
5981 кв. м.

Объект недвижимости передан министерству на праве оперативного управления, регистрация права оперативного управления произведена 30.07.2013.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации зарегистрирована в качестве юридического лица 06.10.2016, состоит на учете в качестве налогоплательщика в Инспекции Федеральной налоговой службы
№ 22 по г. Москве.

Суды установили, что на территории Республики Башкортостан приказом директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016  № 013 создано Управление Росгвардии и утверждено штатное расписание.

Управление Росгвардии зарегистрировано в качестве юридического лица 18.10.2016 за основным государственным регистрационным номером 1160280120330.

В структуру Управления Росгвардии вошли силовые подразделения специальные отряды быстрого реагирования Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан (СОБР); отряды мобильные особого назначения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан (ОМОН); авиационный отряд специального назначения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан (АОСН); подразделения лицензионно-разрешительной работы Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан (ЛРР) и подразделения вневедомственной охраны.

Управление Росгвардии 08.11.2016 направило в адрес министерства письмо № 217-НГ с просьбой рассмотреть вопрос о передаче Управлению Росгвардии общежития ОМОН в оперативное управление.

В ответ на указанное обращение министерство в письме от 22.11.2016
№ 20/4-4482 сообщило о том, что решить вопрос о передаче общежития ОМОН, расположенного по адресу: <...>, не представляется возможным, поскольку в данном общежитии по договорам найма жилых помещений, заключенным на период прохождения службы, проживают, в том числе, сотрудники органов внутренних дел.

Управлением Росгвардии в целях урегулирования указанного вопроса в адрес министерства повторно направлены письма 08.12.2016 № 467-НГ,
от 14.02.2017 № 579/1-239 о передаче Управлению Росгвардии общежития ОМОН в оперативное управление, на которые министерство ответило отказом - письма от 09.01.2017 № 20/4-121, от 17.03.2017 № 20/4-1002.

Проанализировав  положения Федерального закона от 03.07.2016
№ 226-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 и Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510, суды пришли к верному выводу о том, что на праве оперативного управления за Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации закрепляются здания и сооружения, другое недвижимое и движимое имущество, занимаемое органами управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, военными образовательными организациями высшего образования и иными организациями, т.е. используемое в служебных целях.

Вместе с тем, суды обоснованно признали, что спорный объект недвижимости к указанной категории недвижимого имущества не относится, поскольку представляет из себя здание, состоящее из помещений специализированного жилищного фонда, используемого для проживания лиц, являющихся работниками соответствующих учреждений. В силу п. 17 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 такие жилые помещения специализированного жилищного фонда не передаются, при этом за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, до предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность, сохраняется право на занимаемые ими жилые помещения.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований Управления Росгвардии.

Судами обоснованно отклонен довод Управления Росгвардии о том, что объект недвижимого имущества находится в собственности Российской Федерации и закреплен как объект права за подразделением ОМОН, как противоречащий представленным в дело доказательствам. Суды установили, что спорный объект недвижимого закреплен на праве оперативного управления за Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № 04АД 662884, выданным 22.08.2013. Суды правомерно отметили, что указание в свидетельстве наименования объекта как «общежитие ОМОН МВД по Республике Башкортостан» не имеет самостоятельного юридического значения для рассмотрения настоящего спора и не определяет правовую судьбу объекта.

Несогласие  Управления Росгвардии с выводом судов о том, что жилые помещения специализированного жилищного фонда не подлежат передаче на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157, основано на неверном толковании положений данного нормативного акта и подлежит отклонению.

Довод заявителя о том, что спорное общежитие предназначено для сотрудников ОМОН, исследован и обоснованно отклонен судами как не имеющий правового значения для рассмотрения спора, поскольку Указом Президента Российской Федерации  от 05.04.2016 № 157 передача жилищного фонда в оперативное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации не регламентирована.

Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела, установленным в результате  исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств в соответствии со ст. 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2017 по делу
№ А07-10892/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               И.А. Татаринова

Судьи                                                                            А.А. Столяров

С.В. Лазарев