ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-108/15 от 29.09.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7242/15

Екатеринбург

05 октября 2015 г.

Дело № А07-108/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Платоновой Е. А.,

судей Смирнова А. Ю., Татариновой И. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 делу № А07-108/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель:

общества с ограниченной ответственностью «Меткон» (далее - общество) – Шайхутдинов  Сергей Тагирович (доверенность от 06.02.2015).

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее – Управление Росреестра), содержащим следующие требования:

- признать незаконным отказ в государственной регистрации права по делам правоустанавливающих документов 02:57:010101:2106, 02:57:010101:2107, 02:57:010101:2108, 02:57:010101:2109, 02:57:010101:2465, 02:57:010101:2508, 02:57:010101:1176, оформленный сообщениями от 05.12.2014 №14/025/2014-511, 512, 513, 514, 515, 516, 518;

- обязать Управление Росреестра произвести государственную регистрацию права заявителя на объекты с кадастровыми номерами 02:57:010101:2106, 02:57:010101:2108 02:57:010101:2508, 02:57:010101:2107, 02:57:010101:2109, 02:57:010101:2465, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г.Октябрьский, ул.Трудовая, д.1 (части нежилого помещения 1-3, 1-этажный, общая площадь 941,1 кв.м, инв. № 2222, лит. А, А1, адрес объекта: Республика Башкортостан, г.Октябрьский, ул.Трудовая, д.1), и государственную регистрацию прекращения права на объект с кадастровым номером 02:57:010101:1176 - нежилое здание площадью 941,1 кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г.Октябрьский, ул.Трудовая, д.1.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «Кадастровая плата»)

Решением суда первой инстанции от 21.04.2015  (судья Аминева А.Р.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда          от 23.06.2015 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение отменено.Признан незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права общества с ограниченной ответственностью «Меткон» по делам правоустанавливающих документов 02:57:010101:2106, 02:57:010101:2107, 02:57:010101:2108, 02:57:010101:2109, 02:57:010101:2465, 02:57:010101:2508, 02:57:010101:1176, оформленный сообщениями от 05.12.2014 № 14/025/2014-511, 512, 513, 514, 515, 516, 518. Управление Росреестра обязано провести государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью «Меткон» на объекты с кадастровыми номерами 02:57:010101:2106, 02:57:010101:2107, 02:57:010101:2108, 02:57:010101:2109, 02:57:010101:2465, 02:57:010101:2508, расположенные по адресу Республика Башкортостан, г. Октябрьский,                    ул. Трудовая, д.1, а также обязано провести государственную регистрацию прекращения права собственности общества с ограниченной ответственностью «Меткон» на объект с кадастровым номером 02:57:010101:1176.

В кассационной жалобе Управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на то, что оно является незаконным, необоснованным и принятым с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение по данному спору, отказав в удовлетворении заявленных требований общества. Заявитель также указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В частности, Управление Росреестра не согласно с выводом суда о признании незаконным отказа Управлениея Росреестра в государственной регистрации.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество «Меткон» по решению единственного акционера от 17.11.2014 преобразовано в общество с ограниченной ответственностью «Меткон» (общество).

Общество является собственником объекта недвижимости – нежилого здания, 1-3, 1–этажного, общей площадью 941,1 кв. м, инв. № 2222, лит. А, А1, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Трудовая, д. 1, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объекте с условным номером                 02-04-14/011/2005-286.

Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним объекту недвижимости с присвоенным ранее условным номером 02-04-14/011/2005-286 присвоен кадастровый номер 02:57:031103:213.

На основании решений суда общей юрисдикции часть помещений в указанном здании поступила в собственность граждан, в оставшейся части имущество из собственности общества не выбывало.

Как следует из материалов дела, общество 21.10.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями:

- о государственной регистрации прекращения права на объект с кадастровым номером 02:57:010101:1176 - нежилое здание площадью                   941,1 кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан,                        г. Октябрьский, ул. Трудовая, д. 1;

- о государственной регистрации права на объекты с кадастровыми номерами 02:57:010101:2106; 02:57:010101:2108; 02:57:010101:2508; 02:57:010101:2107; 02:57:010101:2109; 02:57:010101:2465, расположенные в здании по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Трудовая, д. 1 общей площадью 941,1 кв.м, инв. № 2222, лит. А, А1, оставшиеся в собственности закрытого акционерного общества «Меткон» после принятия решений судов общей юрисдикции о правах граждан на часть помещений в этом здании.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявления приняты, в книгу учета входящих документов 02-04-14/025/2014 внесены записи 511, 512, 513, 514, 515, 516, 517, 518.

Уведомлением от 05.11.2014 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации с указанием в качестве причин приостановления на непредставление документов об уплате государственной пошлины и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Сообщениями от 05.12.2014 № 14/025/2014-511, 512, 513, 514, 515, 516, 518 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права по делам правоустанавливающих документов 02:57:010101:2106, 02:57:010101:2107, 02:57:010101:2108, 02:57:010101:2109, 02:57:010101:2465, 02:57:010101:2508, 02:57:010101:1176 со ссылкой на то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлено разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, согласно ответу МБУ «Управление архитектуры и градостроительства» от 18.11.2014 № 1495 разрешение на ввод в эксплуатацию объектов с упомянутыми кадастровыми номерами не выдавалось.

Из материалов дела также следует, что решением ФГБУ «Кадастровая палата» от 15.04.2015 № Ф/15-63-0228 исправлена техническая ошибка в кадастровых сведениях на объект, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул.Трудовая, д. 1. Согласно указанному решению сведения о данном объекте внесены в реестр объектов недвижимости два раза с присвоением кадастровых номеров 02:57:031103:213 и 02:57:010101:1176. При этом объекты недвижимости - помещения с кадастровыми номерами 02:57:010101:2106, 02:57:010101:2107, 02:57:010101:2108, 02:57:010101:2109, 02:57:010101:2465, 02:57:010101:2508 привязаны к объекту недвижимости – зданию с кадастровым номером 02:57:010101:1176. С целью исключения дублирующих записей решено исправить техническую ошибку путем внесения в ГКН записи о том, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 02:57:031103:213 и 02:57:010101:1176 являются одним и тем же объектом, а также путем изменения статуса объекта недвижимости с кадастровым номером 02:57:010101:1176 с «ранее учтенного» на «архивный».

Полагая, что сообщение об отказе в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает его права и охраняемые законом интересы в области предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на день вынесения оспариваемого решения у

заинтересованного лица отсутствовало документальное подтверждение возникновения (регистрации) права собственности заявителя на недвижимое имущество с кадастровым номером 02:57:010101:1176, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Трудовая, д. 1. Документы, необходимые для регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости, а именно разрешение на строительство, представлены не были, в силу чего действия Управления Росреестра соответствовали требованиям закона и не нарушали прав заявителя.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 Закона о регистрации прав, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст.17 Закона о регистрации прав).

Основания отказа в государственной регистрации исчерпывающим образом перечислены в ст. 20 Закона о регистрации прав.

Как указано в абз. 4 п. 1 ст. 20 названного Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Из материалов дела следует, что общество через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратилось с заявлениями о регистрации прекращения права собственности на принадлежащее ему нежилое здание площадью 941,1 кв. м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Трудовая, д. 1, и регистрации права собственности на шесть образованных в составе данного здания объектов, представив соответствующие заявления и платежные поручения об уплате государственной пошлины.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 13 Закона о регистрации прав государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможны при условии наличия государственной регистрации в ЕГРП ранее возникших прав на данный объект.

Наличие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, с заявлениями о регистрации прав в отношении которого обратилось общество, подтверждено материалами дела (свидетельство о государственной регистрации права 04АГ 768406).

В силу п. 2 ст. 16 Закона о регистрации прав к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено названным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 названного Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган,осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

С учетом наличия государственной регистрации прав на объект, в отношении которого заявитель обратился с требованиями о прекращении права собственности и о регистрации прав на несколько самостоятельных объектов, образованных из первоначального, все правоустанавливающие документы, необходимые для осуществления действий по государственной регистрации, у органа государственной регистрации имелись. Интересующие орган государственной регистрации сведения о технических характеристиках объектов и их привязке к начальному объекту подлежали запросу и представлению органом, осуществляющим ведение государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с Указом Президента на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

На основании приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (впоследствии - федеральные государственные бюджетные учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии») наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, функцию государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости осуществляет один и тот же орган.

Из материалов дела (технических и кадастровых паспортов, технического плана помещения) усматривается, что технические характеристики и адрес объекта с кадастровым номером 02:57:031103:213, на который зарегистрировано право собственности заявителя, и объекта с кадастровым номером 02:57:010101:1176 одни и те же.

Управление Росреестра, как орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, установив данное обстоятельство, было обязано выяснить причины наличия расхождений в кадастровом номере объекта по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сведениям, предоставленным подведомственной Управлению организацией, осуществляющей функцию кадастрового учета.

В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) ошибкой в государственном кадастре недвижимости является, в частности, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).

Согласно п. 2 ст. 28 Закона о кадастре техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Управление Росреестра, установив причины расхождений и обнаружив наличие технической ошибки, допущенной работниками организации, осуществляющей полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, было обязано обеспечить исправление таких ошибок в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В рассматриваемом случае заинтересованное лицо не предприняло соответствующих действий.

Более того, из направленных в адрес заявителя уведомления о приостановлении государственной регистрации и сообщения об отказе в регистрации усматривается, что Управление Росреестра не сообщало заявителю о наличии различных кадастровых номеров объекта, расположенного по одному адресу и имеющего аналогичные технические характеристики.

Основанием отказа в государственной регистрации права заявителя, как следует из текста сообщения от 05.12.2014, явилось положение абз. 4 п. 1 ст.20 Закона о государственной регистрации прав в силу которого в государственной регистрации прав, может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

С учетом наличия технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости заявитель объективно не мог представить на государственную регистрацию иные документы в подтверждение своих прав на объект недвижимого имущества.

Фактически представленные заявителем документы при отсутствии технической ошибки в сведениях ГКН являлись необходимыми и достаточными для осуществления той государственной регистрации, с заявлением о производстве которой обратился заявитель.

Ненадлежащее исполнение органом, осуществляющим ведение государственного кадастра недвижимости, своих полномочий, выразившееся в наличии технической ошибки в сведениях ГКН, не может быть поставлено в вину заявителю и, соответственно, не может явиться причиной отказа в государственной регистрации его прав на объект недвижимости, собственником которого заявитель является.

Отказ в регистрации прав влечет необходимость для заявителя несения необоснованных расходов по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию.

С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в государственной регистрации принят в отсутствие оснований, предусмотренных п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в силу чего подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя кассационной жалобы не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм права в их совокупности. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу № А07-108/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             Е.А.Платонова

Судьи                                                                          А.Ю.Смирнов

И.А.Татаринова