ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-12644/2018
г. Челябинск
01 октября 2018 года
Дело № А07-11874/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2018 по делу № А07-11874/2018 (судья Бахтиярова Х.Р.),
В судебном заседании участвует представитель:
Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан: ФИО1 (паспорт, доверенность №04-01/182 от 18.01.2018).
Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью Научно-Производственная Фирма «Строй Энерго Монтаж Сервис» (далее – заинтересованное лицо, ООО НПФ «СЭМС», общество) с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1. КоАП РФ.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.07.2018 (резолютивная часть решения объявлена 30.07.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание положения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ которая гласит, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, так же о защите прав потребителей может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, административное правонарушение, вменяемое ООО «НПФ «СтройЭнергоМонтажСерис» является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью «Стройэнергомонтажсервис» не явилось. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела,на основании приказа руководителя Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан от 02.04.2018 № 969 проведена внеплановая выездная проверка ответчика на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере образования, осуществление лицензионного контроля.
В ходе проверки установлено, что ООО «НПФ «СЭМС» осуществляет образовательную деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, установленных «Положением о лицензировании образовательной деятельности» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, а именно: санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещений, расположенных по адресу: <...>, используемых ответчиком при осуществлении образовательной деятельности по программе профессионального обучения по профессии «Охранник 4 разряда» отсутствует.
Административным органом составлен акт проверки от 05.04.2018, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д.17-20, 28-33).
Полагая, что обществом нарушены положения лицензионных требований и условий «Положения о лицензировании образовательной деятельности», на основании ст. 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «НПФ «СтройЭнергоМонтажСервис» к административной ответственности и назначении административного наказания по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об истечении срока трехмесячного срока привлечения к административной ответственности ООО «НПФ «СтройЭнергоМонтажСервис» на момент рассмотрения заявления в арбитражном суде.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к указанной норме Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Таким образом, вменяя обществу нарушение части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган в силу статьи 65 и части 5 статьи 205 АПК РФ должен доказать, что предпринимательская деятельность осуществлена с нарушением условий лицензии.
При этом, для установления события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административному органу следует выяснить, осуществляется ли фактически лицом, в отношении которого проводится проверка соблюдения лицензионных требований, предпринимательская деятельность, в случае ее осуществления - соблюдаются ли при этом условия лицензии. Привлечение к административной ответственности, установленной части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заинтересованное лицо осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией № 3462 от 10.12.2015 выданной Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан (л.д.61- 63).
В отношении ООО «НПФ «СтройЭнергоМонтажСервис» проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки выявлены нарушения ООО «НПФ «Строй Энерго Монтаж Сервис», а именно отсутствие санитарноэпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам помещений, расположенных по адресу: <...>, используемых ответчиком при осуществлении образовательной деятельности по программе профессионального обучения по профессии «Охранник 4 разряда».
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ определено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что административным органом составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ 05.04.2018 (л.д.17-20).
Указанные выше нарушения квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ как грубое нарушение обществом лицензионных требований.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения лицензионных требований, а равно принятии обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, факт совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и его вина в совершении правонарушения документально подтверждены и доказаны.
Между тем, из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частью 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статья 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4.5 КоАП РФ по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня его обнаружения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
В соответствии с указанным пунктом срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, которым считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. В рассматриваемой ситуации таким днем следует считать 05.04.2018 (дата составления акта проверки).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (30.07.2018), установленный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ истек, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований и привлечения общества к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2018г. по делу № А07-11874/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.Ю. Костин
Судьи Н.А. Иванова
М.Б. Малышев