ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-12168/2021 от 02.06.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3399/22

Екатеринбург

06 июня 2022 г.

Дело № А07-12168/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме06 июня 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е. А.,

судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.

при ведении протокола помощником судьи Бычковской А.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее также – Администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2021 по делу № А07-12168/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ «Шемяк» – ФИО1 (доверенность от 11.01.2022, диплом, паспорт, свидетельство о браке);

общества с ограниченной ответственностью «КХ «Авдон» – ФИО2 (директор, паспорт).

В Арбитражном суде Уральского округа в судебном зале участвует представитель Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – ФИО3 (доверенность № 56 от 16.06.2021, диплом, служебное удостоверение).

Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Уфаводоканал» (далее – ГУП РБ «Уфаводоканал», предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением, согласно которому просило:

– признать недействующим пункт 1.2. постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан № 271 от 26.02.2021 в части определения ГУП РБ «Уфаводоканал» в качестве гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по холодному водоснабжению питьевой воды на территории сельских поселений МР Уфимский район: Кирилловский сельсовет (д. Дорогино), Михайловский сельсовет (с. Михайловка), Авдонский сельсовет (с. Авдон);

– признать недействующим пункт 1.3. постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан № 271 от 26.02.2021 в части определения ГУП РБ «Уфаводоканал» в качестве гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по водоотведению на территории сельских поселений МР Уфимский район: Михайловский сельсовет (с. Михайловка) (с учетом уточнения заявленных требований, удовлетворенного в порядке статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищноко-ммунального хозяйства Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Кирилловский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Авдонский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, ООО «ЖКХ «Шемяк», ООО «КХ «Авдон», МАУ «Хозяйственное управление МР Уфимский район РБ».

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2021 требования ГУП РБ «Уфаводоканал» удовлетворены частично: признан недействительным пункт 1.2. постановления № 271 от 26.02.2021 в части определения ГУП РБ «Уфаводоканал» в качестве гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по холодному водоснабжению питьевой воды на территории сельских поселений МР Уфимский район: Михайловский сельсовет (с. Михайловка), Авдонский сельсовет (с. Авдон); признан недействительным пункт 1.3. постановления № 271 от 26.02.2021 в части определения ГУП РБ «Уфаводоканал» в качестве гарантирующей организации осуществляющей деятельность по водоотведению на территории сельских поселений МР Уфимский район: Михайловский сельсовет (с. Михайловка).

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация, не соглашаясь с судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению заявителя жалобы,именно ГУП РБ «Уфаводоканал», являясь организацией, поставляющей воду в единой системе водоснабжения г. Уфы, к которой (к системе) относится и Уфимский район (а именно, населенные пункты с. Михайловка, с. Авдон, д. Кириллово, д. Дорогино, питающиеся водой из городских сетей водоснабжения), должна поставлять воду непосредственно потребителям.

ГУП РБ «Уфаводоканал» обеспечивает качество воды до границ эксплуатационной ответственности с транзитными организациями (ООО КХ «Авдон», ООО ЖКХ «Шемяк, МАУ «Хозяйственное управление MP Уфимский район РБ» и др.), которые, в свою очередь, обеспечивают транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи.

Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что наделение ГУП РБ «Уфаводоканал» статусом гарантирующей организации не предусмотрено уставом заявителя, а принуждение к осуществлению указанной деятельности нарушает права предприятия, поскольку указанный вывод не основан на федеральном законодательстве, которое устанавливает критерии наделения статусом гарантирующей организации, а именно согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Закон № 416-ФЗ) организация наделяется статусом гарантирующей организации, если к сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Судом не учтено, что между организациями (ООО КХ «Авдон», ООО ЖКХ «Шемяк») осуществляющие эксплуатацию отдельных частей системы водоснабжения и водоотведения г. Уфа (с. Авдон, с.Михайловка) и ГУП РБ «Уфаводоканал» заключены договоры на поставку питьевой воды и прием сточных вод, согласно пункту 1 статьи 13, пункту 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ.

В отзыве на кассационную жалобу ГУП РБ «Уфаводоканал» мотивированно возражает против доводов кассационной жалобы, просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании ООО КХ «Авдон», ООО ЖКХ «Шемяк» поддержали кассационную жалобу Администрации, пояснили суду, что водопроводно-канализационные сети в селах Авдон и Михайловка (соответственно) принадлежат и обслуживаются ими, с ГУП РБ «Уфаводоканал» заключены договоры на покупку питьевой воды.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением от 26.02.2021 № 271 о внесении изменений в постановление администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 06.10.2020 № 1816 «Об определении гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению и определении зоны ее деятельности в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан» Администрация определила ГУП РБ «Уфаводоканал» пунктом 1.2. в качестве гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по холодному водоснабжению питьевой воды на территории сельских поселений МР Уфимский район: Кирилловский сельсовет (д. Дорогино), Михайловский сельсовет (с. Михайловка), Авдонский сельсовет (с. Авдон); пунктом 1.3. в качестве гарантирующей организации осуществляющей деятельность по водоотведению на территории сельских поселений МР Уфимский район: Михайловский сельсовет (с. Михайловка).

Полагая, что постановление в части оспариваемых пунктов нарушает права и законные интересы предприятия, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суды исходили из недоказанности Администрацией правомерности определения за ГУП РБ «Уфаводоканал» статуса гарантирующего поставщика в селах Авдон и Михайловка.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

В пункте 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесена, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).

В пункте 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

При этом водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункты 2 статьи 2 Закона № 416-ФЗ). Водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

Под централизованной системой холодного водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона № 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности (часть 1 статьи 12 Закона № 416-ФЗ).

В силу части 2 статьи 12 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Таким образом, Законом № 416-ФЗ определены критерии наделения организации водопроводно-канализационного хозяйства статусом гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению: такая организация должна осуществлять холодное водоснабжение и эксплуатировать в этих целях сети централизованной системы водоснабжения; к таким сетям этой организации должно быть присоединено наибольшее количество абонентов.

На основании пункта 4 Приказа Министерства жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан № 04/06-430 от 31.12.2019 предприятие наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Этим же Приказом зона деятельности предприятия установлена в границах территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Из материалов дела усматривается, что сети на территории Уфимского района, в том числе села Михайловка, Адвон, Дорогино (часть), находятся в пользовании третьих лиц, в том числе: ООО ЖКХ «Шемяк», ООО КХ «Авдон», МАУ «Хозяйственное управление муниципального района Уфимский район РБ».

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ООО ЖКХ «Шемяк», ООО КХ «Авдон» осуществляют холодное водоснабжение и водоотведение сельских поселений Михайловка, Авдон, Дорогино (часть) муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, используя водопроводные и канализационные сети, расположенные на территории данных сельских поселений, выдают технические условия, подключают абонентов к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, заключают договоры на холодное водоснабжение и водоотведение, принимают плату за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения.

Водопроводные и канализационные сети ГУП РБ «Уфаводоканал» на территории вышеуказанных сельских поселений Уфимского района отсутствуют.

Таким образом, суды пришли к выводу о том, что абоненты сельских поселений Михайловка, Авдон, Дорогино (часть) муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан пользуются услугами по водоснабжению и водоотведению, оказываемыми именно ООО ЖКХ «Шемяк», ООО КХ «Авдон», исходя, в том числе, из заключенных указанными хозяйствующими субъектами договоров с предприятием.

Судами принято во внимание, что в соответствии с Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры СП Михайловский сельсовет МР Уфимский район РБ организацией, эксплуатирующей сети водоснабжения в сельском поселении Михайловский сельсовет является – ООО ЖКХ «Шемяк» (пункт 1.4 Программы).

Как ранее указывалось, на орган местного самоуправления возложена обязанность определить для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности.

Наделение статусом гарантирующей организации по водоотведению возможно при условии наличия у организации в эксплуатации канализационных сетей и присоединение к данным сетям наибольшего количества абонентов.

Между тем, имеющиеся материалы дела не позволили судам в рассматриваемом случае сделать вывод о том, что к эксплуатируемым предприятием сетям присоединено наибольшее количество абонентов в спорных населенных пунктах.

При рассмотрении дела Администрацией доказательств, подтверждающих соответствие ГУП РБ «Уфаводоканал» критериям, определенных законом в качестве обязательных признаков для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению, не представлено.

В силу пункта 2 статьи 42 Закона № 416-ФЗ в срок до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 416-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено утверждение порядка разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены «Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения» (далее по тексту – Правила № 782).

Согласно пункту 4 Правил № 782 схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.

В силу прямого указания закона определить количество абонентов, а также зону ответственности гарантирующей организации возможно после инвентаризации сетей и утверждении схем водоснабжения и водоотведения, проводимой органами местного самоуправления.

Доказательства вынесения оспариваемого постановления после проведения соответствующего анализа и утверждения схемы водоснабжения Администрацией в материалы дела не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

При изложенных обстоятельствах, правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае Администрацией не доказано соответствие пунктов 1.2, 1.3 оспариваемого постановления (в части) требованиям части 2 статьи 12 Закона № 416-ФЗ, в связи с пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных предприятием требований в обжалуемой части.

Как обоснованно указали суды, спорное постановление Администрации (в части) нарушает права и охраняемые законом интересы предприятия.

Аргументы заявителя жалобы об отсутствии доказательств нарушения оспариваемыми пунктами постановления прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены как несостоятельные.

Оснований для переоценки представленных в дело доказательств у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе Администрацией не приведено.

В части отказа в удовлетворении заявленных требований судебные акты не обжалуются.

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2021 по делу № А07-12168/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Поротникова

Судьи Ю.В. Вдовин

Т.П. Ященок