Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-1201/15
Екатеринбург
14 апреля 2015 г. | Дело № А07-12202/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Рябовой С.Э., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (далее – администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2014 по делу № А07-12202/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее – глава крестьянского фермерского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий администрации и Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белорецкому району и г. Белорецку (далее – Комитет) об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, возложении на администрацию и Комитет обязанности заключить с главой крестьянского фермерского хозяйства предварительные договоры аренды земельного участка с кадастровым номером 02:11:181101:450 площадью 77 077 кв. м, расположенного в районе кладбища «Укшук», для организации питомника лесопосадочного материала, и земельного участка с кадастровым номером 01:11:181301:1173 общей площадью 282 526 кв. м, расположенного по Учалинскому тракту примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (с учетом уточнений заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 03.10.2014 (судья Юсеева И.Р.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия администрации и Комитета об отказе в предоставлении земельных участков в аренду. На администрацию возложена обязанность в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу направить главе крестьянского фермерского хозяйства проекты договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 02:11:181101:450 площадью 77 077 кв. м, расположенного в районе кладбища «Укшук», для организации питомника лесопосадочного материала, и земельного участка с кадастровым номером 01:11:181301:1173 общей площадью 282 526 кв. м, расположенного по Учалинскому тракту примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 (судьи Карпачева М.И., Федина Г.А., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает законным отказ в заключении договора аренды земельного участка, расположенного в районе кладбища «Укшук», для организации питомника лесопосадочного материала, поскольку главой крестьянского фермерского хозяйства в установленный срок (1 год) не представлены необходимые документы. По мнению заявителя, у администрации также не имелось оснований для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 01:11:181301:1173общей площадью 282 526 кв. м для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, так как от главы администрации городского поселения г. Белорецк поступило обращение об отмене ранее принятого решения о предоставлении главе крестьянского фермерского хозяйства названного участка в связи с тем, что он попадает в зону мест общего пользования для размещения парковой зоны.
В отзыве на кассационную жалобу глава крестьянского фермерского хозяйства просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно протоколу от 14.04.2010 № 7 Комиссией по предварительному выбору земельных участков для строительства и иных целей, государственная собственность на которые не разграничена на территории Белорецкого района и г. Белорецк, юридическим лицам и гражданам рассмотрено заявление главы крестьянского фермерского хозяйства о выделении земельного участка ориентировочной площадью 8 га для организации питомника лесопосадочного материала (сосна, ель, кедр, пихта, голубая ель) в районе кладбища «Укшук» в г. Белорецк Республики Башкортостан и для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, и принято положительное решение о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка сроком на 5 лет.
Постановлением администрации от 05.09.2012 № 3625 утвержден проект границ земельного участка 02:11:181101:ЗУ1 площадью 77 077 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Белорецк, в р-не кладбища «Укшук», установлен разрешенный вид использования этого земельного участка – для организации питомника лесопосадочного материала (сосна, ель, кедр, пихта, голубая ель).
Постановление администрации от 08.11.2010 № 4103 Комитету предписано подготовить публикацию сообщения о наличии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для использования в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сроком на 10 лет по адресу: Республика Башкортостан, примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, общей площадью 282 526 кв. м.
Данное сообщение о приеме заявления от населения для предоставления указанного земельного участка в аренду было опубликовано в газете «Белорецкий рабочий» от 27.11.2010.
Как следует из протокола от 13.01.2011 № 05 в указанный в публикации срок приема заявлений в отношении предоставления земельного участка общей площадью 282 526 кв. м для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, поступило лишь заявление главы крестьянского фермерского хозяйства. Названный земельный участок решено предоставить в аренду сроком на 10 лет главе крестьянского фермерского хозяйства, ему предписано заключить с Комитетом договор аренды и обеспечить государственную регистрацию договора в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В целях осуществления государственного кадастрового учета названных земельных участков главой крестьянского фермерского хозяйства с обществом с ограниченной ответственностью «СпецПроект» заключены договоры подряда от 19.06.2012 № 225, 226 на проведение кадастровых работ.
Земельный участок площадью 77 077 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Белорецк, в р-н кладбища «Укшук», разрешенное использование: для организации питомника лесопосадочного материала, поставлен на государственный кадастровый учет 24.09.2012, ему присвоен кадастровый номер 02:11:181101:450; земельный участок площадью 282 526 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поставлен на государственный кадастровый учет 30.08.2013 с присвоением кадастрового номера 02:11:181301:1173. Названные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Глава крестьянского фермерского хозяйства 18.04.2013 обратился в администрацию с заявлениями об оформлении договоров аренды названных земельных участков.
В письме от 13.05.2014 № УП47 администрация сообщила главе крестьянского фермерского хозяйства о том, что земельной комиссией 16.04.2014 было принято решение об отказе в предоставлении участка общей площадью 282 526 кв. м для сенокошения по адресу: Республика Башкортостан, примерно в 1 км от ориентира по направлению на восток г. Белорецк.
В письме от 27.05.2014 № 02-21/862 Комитет сообщил главе крестьянского фермерского хозяйства об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков, поскольку в отношении земельного участка площадью 77 077 кв. м с разрешенным использованием: для организации питомника лесопосадочного материала истек срок действия протокола комиссии по предварительному выбору земельного участка, равный 1 году, а участок площадью 282 526 кв. м с разрешенным использованием: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства согласно генеральному плану находится в планируемой парковой зоне.
Глава крестьянского фермерского хозяйства, полагая, что отказы администрации и Комитета в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении спорных земельных участков (сельскохозяйственного назначения) как глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким федеральным законом является Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Из п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Исходя из приведенных норм права, ст. 12 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» является специальной, устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок испрашивается в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, для решения вопроса о его предоставлении в аренду необходимо учитывать требования специального законодательства.
В силу п. 1 ст. 12 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 12 названного Закона орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
На основании п. 4 ст. 12 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 12 названного Закона договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в п. 4 настоящей статьи решения.
В обоснование отказа в предоставлении спорных земельных участков в аренду и заключении договоров аренды администрация и Комитет сослались на то, что участок площадью 282 526 кв. м с разрешенным использованием: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства согласно генеральному плану находится в планируемой парковой зоне, а в отношении земельного участка площадью 77 077 кв. м с разрешенным использованием: для организации питомника лесопосадочного материала истек срок действия протокола комиссии по предварительному выбору земельного участка, равный 1 году.
Согласно подп. 8 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в частности к зонам сельскохозяйственного использования.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Как следует из кадастровых паспортов от 25.09.2012, 02.09.2013, испрашиваемые главой крестьянского фермерского хозяйства земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, организации питомника лесопосадочного материала.
Генеральный план застройки г. Белорецк, свидетельствующий о нахождении испрашиваемых земельных участков на территории земель общего пользования, а также доказательства наличия и местонахождения планируемого парка, администрацией в нарушение ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены. Документов, свидетельствующих о переводе в установленном законом порядке спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, в деле также не имеется.
Ссылка администрации в обоснование отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 77 077 кв. м с разрешенным использованием: для организации питомника лесопосадочного материала на истечение срока, установленного в п. 11 Положения о Комиссии по предварительному выбору земельных участков для строительства и иных целей, государственная собственность на которые не разграничена на территории Белорецкого района и г. Белорецк юридическим лицам и гражданам, утвержденного постановлением администрации от 13.06.2013 № 2580/1, рассмотрена и отклонена судами, поскольку указанный в Положении срок связан лишь с подготовкой документов и не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка при наличии соответствующих оснований.
С учетом изложенного, поскольку заявитель является главой крестьянского фермерского хозяйства, кроме него с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду другие фермерские хозяйства не обращались, главой крестьянского фермерского хозяйства осуществлены все необходимые действия, предусмотренные ст.12 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для приобретения земельных участков в аренду, суды правомерно признали оспариваемые отказы администрации и Комитета незаконными и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды признали надлежащим способом восстановления нарушенного права главы крестьянского фермерского хозяйства возложение на администрацию обязанности в течение месяца с момента вступления судебного акта в законную силу направить главе крестьянского фермерского хозяйства проекты договоров аренды испрашиваемых земельных участков.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы администрации, содержащиеся в кассационной жалобе, отклоняются в силу вышеизложенного как основанные на неправильном толковании норм материального права с учетом обстоятельств настоящего дела, а также, поскольку по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2014 по делу № А07-12202/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.Г.Беляева
Судьи Е.А. Платонова
С.Э. Рябова