ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-12231/04 от 16.02.2006 АС Республики Башкортостан

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений арбитражного суда,

не вступивших в законную силу

г.Уфа

«16 » февраля  2006 г.                                                  Дело № А07-12231/04-А-ГРХ/ИУС

резолютивная часть постановления объявлена 16.02.06г.

постановление в полном объеме изготовлено 17.02.06г.

Апелляционная инстанция Арбитражного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Л.В. Новиковой

судей: С.Л. Чернышовой, В.И.Султанова

при ведении протокола судебного заседания судьей Новиковой Л.В. 

при участии в заседании:

от ОАО «Башкирэнерго»  – ФИО1, доверенность № 119/11-29 от 26.12.05г.;

от ИФНС РФ по Ленинскому району г.Уфы  – ФИО2,  нач. юрид. отдела, доверенность от 12.01.06г.;

от МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 4 – не явились, поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы  без участия представителя Инспекции

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу

ОАО «Башкирэнерго»

на решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан

от 19.12.05г. по делу № А07-12231/04-А-ГРХ/ИУС

по заявлению ОАО «Башкирэнерго»

к Инспекции ФНС РФ по Ленинскому  району    г.Уфы,

Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 4 

о признании незаконными действий  налоговых органов по снятию с налогового учета   и постановке на учет

          В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Открытое акционерное общество «Башкирэнерго» с заявлением о признании незаконными действий ИФНС РФ по Ленинскому району г.Уфы  по снятию с налогового учета по месту нахождения и постановке на учет в МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 4.

         Решением Арбитражного суда РБ от 19.12.05г. (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении требований ОАО «Башкирэнерго» отказано, при этом суд исходил из того, что Инспекции действовали в рамках предоставленных им полномочий.

         С вынесенным решением ОАО «Башкирэнерго» не согласилось и обжаловало его по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявленные требования.

Законность принятого решения проверена апелляционной инстанцией  в порядке ст.ст. 258, 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса РФ. 

Как следует из материалов дела,  поводом для обращения ОАО "Башкирэнерго" с заявлением в суд послужили действия Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Уфы по снятию заявителя с налогового учета по месту его нахождения и действия Межрегиональной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 4  по постановке общества на налоговый учет как крупнейшего налогоплательщика в сфере передачи, распределения и диспетчеризации электрической энергии и производства,  передачи, распределения, диспетчеризации и реализации тепловой энергии (письмо от 05.05.2004г. N 55-07/144дсп, свидетельство серии 99 N 000018260 от 30.04.2004г., уведомление формы №9-КНУ).

Свои действия инспекции обосновывают абзацем 3 п. 1 ст. 83 НК РФ и Приказами МНС РФ N БГ-3-08/279 от 10.08.2001 "Об утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах федерального, окружного и регионального уровней" и N БГ-3-09/319 от 31.08.2001 "Определение особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций".

Оспаривая указанные действия, Общество ссылается на нарушение инспекциями п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 83, ст. 84 НК РФ и, соответственно, его прав в сфере хозяйственной деятельности, выражающееся в дополнительных материальных и временных затратах при осуществлении прав и обязанностей налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговым органом, расположенным не по месту его нахождения.

Проанализировав правовую базу по спорным правоотношениям, суд первой инстанции пришел к выводу, что МНС России предоставлено законодателем право определения места постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Исследовав материалы дела,  рассмотрев  доводы апелляционной жалобы, заслушав  представителей сторон,  оценив  выводы суда и представленные  документы, апелляционная инстанция оснований для отмены решения суда  первой  инстанции в силу следующего  не усматривает.

Отношения, возникающие в процессе постановки на налоговый учет, относятся к отношениям в сфере налогового контроля.

Согласно статье 2 НК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 4 Кодекса предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, к которым относилось и МНС России, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля местом постановки на налоговый учет налогоплательщиков - юридических лиц являются место нахождения организации, место нахождения его обособленных подразделений, место нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

МНС России, издавая приказы N БГ-3-08/279 от 10.08.2001г. и N БГ-3-09/319 от 31.08.2001г., действовало в пределах предоставленных ему полномочий, поскольку указанные акты не  изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах.

Суд находит неубедительными доводы заявителя жалобы  о том, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 83 Кодекса МНС России могло определять только особенности порядка постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, но не определять место их постановки на учет, отличное от мест, указанных в абзаце первом этого же пункта.

При этом суд исходит из того, что порядок постановки на учет налогоплательщиков регламентируется статьей 84 Кодекса. В статье 83 Кодекса речь идет как о месте постановки на учет, так и об иных основаниях постановки на учет. Поэтому законодатель, устанавливая право МНС России определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, имел в виду и право определять место постановки на учет.

Кроме того, отнесение налогоплательщика к категории крупнейших налогоплательщиков является самостоятельным основанием постановки на учет в налоговом органе. Указанное основание предусмотрено абзацем третьим пункта 1 статьи 83 Кодекса.

Решение о создании межрегиональных и межрайонных инспекций МНС России по крупнейшим налогоплательщикам было принято на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что оспариваемыми Приказами нарушаются предусмотренное пунктом 1 статьи 83 Кодекса право постановки на налоговый учет по месту нахождения, а также его законные интересы реализовывать свои права и выполнять обязанности налогоплательщика с минимальными издержками в условиях территориальной близости налогового органа.

Анализ статей 11, 21, 23, 83, 84  Налогового кодекса РФ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что оспариваемые Приказы не исключают возможности учета крупнейших налогоплательщиков и в налоговом органе по месту нахождения организации. Принимая во внимание данное обстоятельство, такие налогоплательщики не лишены возможности реализовывать свои права и выполнять обязанности налогоплательщика, в том числе, и по месту нахождения организации.

Аналогичные действия Инспекций уже были предметом исследования не только суда кассационной инстанции, но и Высшего Арбитражного Суда   Российской Федерации, которые в соответствующих судебных актах признаны правомерными (Постановления Президиума ВАС РФ от 29.06.04г. № 1389/04, №1401/04; Решение ВАС РФ от 25.11.04г. №7448/04).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, оснований для признания оспариваемых действий Инспекций незаконными  не имеется.

Решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция

ПОСТАНОВИЛА:

Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу                                         № А07-12231/04-А-ГРХ/ИУС от 19.12.05г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента принятия и может быть обжаловано в порядке статей  275, 276 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья                                       Л.В. Новикова 

Судьи                                                                             С.Л. Чернышова

                                                                                     В.И.Султанов