Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8416/17
Екатеринбург
13 февраля 2018 г. | Дело № А07-12242/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Столяренко Г.М., Шавейниковой О.Э.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вараксиной С.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее – Территориальное управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.08.2017 по делу № А07-12242/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по тому же делу по заявлению Территориального управления к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 39 по Республике Башкортостан (далее – инспекция № 39), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее – Управление ФНС по РБ), третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 31 по Республике Башкортостан (далее – инспекция № 31), о признании незаконными решения, действий регистрирующего органа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Республики Башкортостан приняли участие представители:
Территориального управления – ФИО1 (доверенность от 28.12.2017 № 258);
инспекции № 39 – ФИО2 (доверенность от 09.01.2018);
Управления ФНС по РБ – ФИО3 (доверенность от 13.12.2017);
инспекции № 31 - ФИО3 (доверенность от 22.12.2017).
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к инспекции № 39, Управлению ФНС по РБ, в котором просит признать незаконными действия и решения инспекции № 39 по исключению общества с ограниченной ответственностью «Башрегионстрой» (далее - общество «Башрегионстрой») из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) как недействующего юридического лица; просит восстановить записи в отношении общества «Башрегионстрой» в ЕГРЮЛ; признать незаконным бездействие Управления ФНС по РБ, выразившееся в непринятии решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании общества «Башрегионстрой» банкротом.
Определением суда от 14.06.2017 инспекция № 31 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 23.08.2017 (судья Бобылев М.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 (судьи Калина И.В., Арямов А.А., Забутырина Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права. Территориальное управление считает, что судами неправильно применен п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), не учтено, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 10-П данный п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, то есть утратил силу, поэтому запись об исключении общества «Башрегионстрой» из ЕГРЮЛ внесена регистрирующим органом на основании утративших силу положений закона; указывает на то, что обращалось в налоговый орган с письмом, в котором просило инициировать процедуру банкротства упомянутого общества, но в результате незаконного исключения его из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица и необращения в суд с заявлением о банкротстве общества Территориальное управление лишено возможности взыскать с общества задолженность, взысканную в рамках дела № А07-45/2014.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция № 39 и Управление ФНС по РБ просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, считают выводы судов правильными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом положений
ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.04.2017, общество «Башрегионстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.04.2007 с уставным капиталом в размере 10 000 руб.; регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица является инспекция № 39.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу № А07-45/2014 с общества «Башрегионстрой» в пользу Территориального управления взыскано 6 307 450 руб. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.12.2014 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу № А07-45/2014 оставлено без изменения.
Территориальное управление получило исполнительный лист, направило его в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан для возбуждения исполнительного производства и взыскания денежных средств.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.11.2014 возбуждено исполнительное производство в отношении общества «Башрегионстрой».
Территориальное управление письмами от 06.04.2016 № 07/2432 и № 07/2433 уведомило Управление ФНС по РБ о наличии у общества «Башрегионстрой» непогашенной задолженности в сумме 6 307 450 руб. и необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом).
На основании Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом Федеральной налоговой службы и территориальными органами, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 03.10.2012 № ММВ-7-8/663@, указанные выше письма были направлены Управлением ФНС по РБ в территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика - инспекцию № 31 для рассмотрения целесообразности инициирования процедуры несостоятельности (банкротства) или отложения подачи заявления о банкротстве должника в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах банкротства, применяемых в деле о банкротстве».
Инспекция № 31 установила, что общество «Башрегионстрой» имеет признаки недействующего юридического лица, определенные ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как в течение двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (последняя налоговая отчетность представлена 23.07.2014), не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (открытые расчетные счета отсутствуют, последняя операция по расчетному счету датирована 26.10.2011). Инспекцией № 31 также направлены запросы в регистрирующие органы в отношении наличия (отсутствия) имущества у общества «Башрегионстрой», получены ответы об отсутствии имущества у данного общества.
Документы, подтверждающие наличие указанных признаков, документы об отсутствии у общества имущества направлены инспекцией № 31 письмом от 18.04.2016 № 12-15/05093 в инспекцию № 39 для исключения данной организации из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о государственной регистрации; документы хранятся в регистрационном деле организации.
На основании данных документов инспекцией № 39 принято решение от 22.04.2016 № 1744 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - общества «Башрегионстрой» из ЕГРЮЛ.
Указанное решение опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» от 27.04.2016 часть 2 № 16 (579).
Инспекция № 39 внесла 16.08.2016 в ЕГРЮЛ запись № 2160280880880 о прекращении деятельности общества «Башрегионстрой» как недействующего юридического лица.
Постановлением Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан от 18.01.2017 № 02019/17/4687 прекращено исполнительное производство в отношении общества «Башрегионстрой».
Территориальное управление обратилось в Управление ФНС по РБ с жалобой на решение регистрирующего органа от 22.04.2016 № 1744 и действия по исключению из ЕГРЮЛ общества «Башрегионстрой» как фактически прекратившего свою деятельность.
Решением от 12.04.2017 № 45/17-гр Управление ФНС РФ отказало в удовлетворении жалобы Территориального управления.
Территориальное управление 26.04.2017 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными указанных действий инспекции № 39 по внесению на основании ст. 21.1 Закона о государственной регистрации записи о прекращении деятельности общества «Башрегионстрой», ссылаясь на то, что в условиях признания п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации частично не соответствующим Конституции Российской Федерации запись об исключении из ЕГРЮЛ общества сделана на основании утративших силу положений закона, а также в условиях наличия у общества непогашенной задолженности перед бюджетом Российской Федерации.
Территориальное управление также просило признать незаконным бездействие Управления ФНС по РБ, выразившееся в непринятии решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании общества «Башрегионстрой» несостоятельным (банкротом), указывая на утрату в результате действий регистрирующего органа возможности погасить задолженность в сумме 6 307 450 руб.
В соответствии с положениями ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо), считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Законом.
В п. 2 и 3 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации закреплено, что при наличии одновременно всех указанных в п. 1 той же статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно п. 4 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В силу п. 7 ст. 22 Закона о регистрации, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 данного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Исследовав материалы дела, суды установили, что справки налогового органа от 16.04.2016 № 14-0 и № 14-С о непредставлении обществом «Башрегионстрой» в течение последних 12 месяцев документов отчетности (последняя отчетность представлена 23.07.2013) и отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам (сведения об открытых банковских счетах отсутствуют) подтверждают наличие у названного общества признаков недействующего юридического лица, и обоснованно признали, что у регистрирующего органа имелись основания для принятия решения о предстоящем исключении общества «Башрегионстрой» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Соответствующие сведения были в установленном порядке опубликованы в «Вестнике государственной регистрации» от 27.04.2016.
При этом инспекция № 31, выполняя указание Управления ФНС по РБ по вопросу о целесообразности инициирования процедуры несостоятельности (банкротства) в отношении общества «Башрегионстрой» или отложения подачи заявления о банкротстве должника, направила запросы в регистрирующие органы в целях установления наличия (отсутствия) у общества какого-либо имущества. Полученные ответы регистрирующих органов подтверждают отсутствие у общества «Башрегионстрой» транспортных средств и объектов недвижимости.
Рассмотрев первичные документы о наличии у общества «Башрегионстрой» задолженности, о наличии признаков недействующего юридического лица, учитывая сведения об отсутствии у общества открытых расчетных счетов, какого-либо имущества, инспекция № 31 признала экономически нецелесообразным обращение в арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом по причине отсутствия возможности формирования конкурсной массы, которая позволила бы покрыть судебные расходы, связанные с ведением дела о банкротстве, и направила документы в инспекцию № 39 для исключения общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица. С данными выводами согласилось Управление ФНС по РБ, отказав в удовлетворении жалобы Территориального управления.
Довод Территориального управления о том, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» пункт 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в связи с чем запись об исключении из ЕГРЮЛ общества «Башрегионстрой» сделана на основании утративших силу положений закона, был рассмотрен судами и обоснованно отклонен.
Как следует из вышеуказанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации, п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства.
Установив, что в отношении общества «Башрегионстрой» процедура банкротства не введена, суды обоснованно признали, что в данном случае не имеется оснований считать, что запись об исключении общества в административном порядке из ЕГРЮЛ сделана с нарушением норм п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.
Учитывая, что регистрирующим органом соблюден установленный Законом о государственной регистрации порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, учитывая, что само по себе наличие у общества непогашенной задолженности не препятствует исключению общества из ЕГРЮЛ в административном порядке, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых решения и действий регистрирующего органа.
Суды также обоснованно отказали в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Управления ФНС по РБ, выразившегося в непринятии решения о необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о признании общества «Башрегионстрой» банкротом.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В силу п. 2 ст. 227 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников» финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с Законом о банкротстве Правительством Российской Федерации представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета.
Таким образом, обращение уполномоченного органа в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом должно быть обусловлено наличием достаточной вероятности погашения и имеющейся задолженности, и судебных расходов по делу о банкротстве.
Выводы налогового органа об отсутствии у общества «Башрегионстрой» имущества и, следовательно, о нецелесообразности инициирования процедуры банкротства Территориальным управлением не опровергнуты.
Доводы Территориального управления о том, что именно исключение из ЕГРЮЛ общества «Башрегионстрой» и необращение налогового органа в арбитражный суд с заявлением о банкротстве общества лишило Территориальное управление возможности погасить задолженность в сумме 6 307 450 руб., не принимаются, поскольку, как видно из материалов дела, в течение более двух лет после возбуждения исполнительного производства и принятия мер к взысканию судебный акт обществом «Башрегионстрой» не исполнен, какое-либо имущество у общества отсутствует, открытых расчетных счетов не имеется, признаки осуществления обществом какой-либо деятельности не выявлены.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.08.2017 по делу № А07-12242/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.А. Артемьева
Судьи Г.М. Столяренко
О.Э. Шавейникова