ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-12490/14 от 29.01.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9745/14

Екатеринбург

03 февраля 2015 г.

Дело № А07-12490/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  03 февраля 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т. П.,

судей Кравцовой Е. А., Поротниковой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества                       с ограниченной ответственностью «ГЕРОЙЛ» (ИНН 0266024426, ОГРН 1050203380732; далее - общество, ООО «Геройл») на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.09.2014 по делу № А07-12490/2014             и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда                   от 13.11.2014 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества - ФИО1 (доверенность от 15.01.2015);

акционерного общества «Транснефть-Урал» - ФИО2 (доверенность от 15.12.2014 № 10-26936).

Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным заключения от 22.04.2014 № РНП/223-01/2014 о включении ООО «Геройл» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: открытое акционерное общество «Урало-Сибирские магистральные Нефтепроводы им. Д.А. Черняева»(переименовано в Акционерное общество «Транснефть-Урал»  (далее - ОАО «Уралсибнефтепровод», АО «Транснефть-Урал»).

Решением суда от 12.09.2014 (судья Галимова Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 (судьи Баканов В.В., Малышев М.Б., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что принятие УФАС ненормативного правового акта в форме заключения не соответствует процедуре, предусмотренной антимонопольным законодательством, поскольку она  регламентирована            ч. 3 ст. 5 Федерального Закона от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ), п. 5 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012                       № 1211«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - постановление Правительства № 1211). Общество полагает, что указанные действия нарушают его права и законные интересы        в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, также полагает неверным ссылку суда первой инстанции на положения п. 7.12.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Уралсибнефтепровод» утвержденного решением  Совета директоров общества от 06.11.2013, протокол № 14   (далее - Положение    ОАО «Уралсибнефтепровод»  о закупке товаров, работ, услуг).

Раздел 7.12 Положения ОАО «Уралсибнефтепровод»  о закупке товаров, работ  предусматривает, что в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, конкурсная комиссия вскрывает единственную заявку  и если единственная заявка соответствует требованиям документации о закупке, конкурсная комиссия вправе принять решение  о заключении договора с участником закупки, подавшим данную заявку. По мнению общества,  поскольку, в  рассматриваемом случае на участие в закупке подано две заявки,  вскрытые конкурсной комиссией,                п. 7.12.3 Положения ОАО «Уралсибнефтепровод» о закупке товаров, работ, услуг, не применим.

Кроме того, общество полагает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены положения  п. 5.9.4 Инструкции для претендента  по подготовке заявки на участие в закупке (аукционе)                     на выполнение работ (оказание услуг) ОАО «Уралсибнефтепровод»                         И-03.100.50-УМСН-13 (далее -  Инструкция ОАО «Уралсибнефтепровод»).        В соответствии с протоколом конкурсной комиссии от 20.02.2014, аукцион признан несостоявшимся, заявитель не признан единственным участником, его статус в протоколе конкурсной комиссии не определен, что повлекло последствия, установленные в п. 5.8.7 Инструкции                                             ОАО «Уралсибнефтепровод»,  которым указано, что при наличии одного участника закупки и объявлении о несостоятельности закупки, договор (контракт) в данном случае с единственным участником не заключается. Результаты закупки подлежат отмене.

Также общество считает, что    после признания торгов несостоявшимися, возможно   заключение   договора    с      ОАО «Уралсибнефтепровод»                  в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.                                            ОАО «Уралсибнефтепровод»  отказано обществу  в рассмотрении вопроса               о внесении изменений в проект контракта, не мотивировав свое решение, не подтвердив его письменно. УФАС, принимая решение о включение                ООО «Геройл» в реестр недобросовестных поставщиков, не проверило существенные условия проекта контракта на предмет их соответствия действующему законодательству.

В отзыве на кассационную жалобу АО «Транснефть-Урал» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

При  исследовании обстоятельств дела, судами установлено следующее.

ОАО «Уралсибнефтепровод» объявлен открытый аукцион по лоту № 5 ОУС-2014 «Оформление прав на земельные (лесные) участки под объектами недвижимости и установление охранных зон после завершения строительных работ по объектам: - замена участков с подкладными кольцами МН Салават-Орск, Зилаир-Орск (РБ), Ду500, 191, 07-193, 01км, 193, 33-253, 71км. ФИО3, Реконструкция; - Замена участков с подкладными кольцами МН Салават-Орск, Мраково-Зилаир, Ду500, 142, 85-166, 53, 166, 89-190, 6км. ФИО3. Реконструкция; - Замена участков с подкладными кольцами МН Салават-Орск, Салават- Мраково, Ду500, 42, 76-73,99км, 74, 82-104, 49км. ФИО3. Реконструкция».

На участие в закупке подано 2 заявки, одна из которых (заявка  филиала ФГУП «Ростехинвентаризхация - Федеральное БТИ)  отклонена как                    не соответствующая требованиям документации;  заявка  ООО «Геройл» допущена к дальнейшему участию в закупке согласно протоколу заседания конкурсной комиссии    ОАО «Уралсибнефтепровод».

На основании п. 7.12.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг         ОАО «Уралсибнефтепровод», утвержденного   06.11.2013 решением Совета директоров ОАО «Уралсибнефтепровод», протокола № 14  - открытый аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в закупке одного участника, 17.02.2014  конкурсной комиссией принято решение заключить договор по лоту № 5 ОУС-2014 с ООО «Геройл» согласно п. 7.12.3 указанного Положения           о закупке.

Письмом от 18.02.2014 ОАО «Уралсибнефтепровод» уведомил               ООО «Геройл» о получении права на заключение договора на оказание услуг (выполнение работ) по вышеуказанному лоту, которым направлен ответ              о намерении заключить договор и начать выполнение работ (письмо                  от 26.02.2014 исх. № 9/14у).

Направленный для подписания контракт на выполнение работ                   по оформлению прав на земельные участки под объектами недвижимости               ООО «Геройл»  не подписан  ввиду возникших с его стороны разногласий по условиям контракта, о чем заявителем сообщено ОАО «Уралсибнефтепровод» (письмо  от 14.03.2014).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения         ОАО «Уралсибнефтепровод»  в антимонопольный орган с заявлением                 об уклонении участника закупки - ООО «Геройл» от заключения договора            (ч. 3 ст. 5 Закона о закупках,  п. 5  постановление Правительства № 1211).

Исследовав представленные материалы, УФАС вынесено заключение              от 22.04.2014 № РНП/223-01/2014 (с учетом определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 30.04.2014), в резолютивной части которого решено включить   ООО «Геройл»  в  реестр недобросовестных поставщиков, мотивировав решение тем, что обществом не подписан                    в  установленный  срок  договор, заявив  отказ  от  его заключения; при этом подтвердив  в заявке на участие в конкурсе по форме № 8, подписанной руководителем организации, свое согласие с условиями договора.

Общество, не согласившись с заключением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный  суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой             и апелляционной инстанций исходили из соответствия оспариваемого ненормативного акт требованиям законодательства, отсутствия  нарушения прав и законных интересов общества.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий:                не соответствия  его закону или иному правовому акту; нарушения прав                и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования         к таким закупкам установлены Законом о закупках.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними             и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки)                и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров,              а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. При этом заказчик обязан установить       в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики в силу положений                   ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также необоснованного ограничения допуска к участию в закупке.

Как установлено судами, ОАО «Уралсибнефтепровод» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Пунктом 5.9.4 Инструкции  ОАО «Уралсибнефтепровод»  определено, что в случае если участник, подавший заявку на участие в закупке, признан единственным участником закупки, организатор закупки вправе принять решение о заключении договора с единственным участником закупки.            При этом заключение договора для такого участника закупки является обязательным. Организатор закупки вправе направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренной документацией о закупке, подписанный договор (п. 5.9.5 Инструкции ОАО «Уралсибнефтепровод»).

В соответствии с постановлением Правительства № 1211 в случае, если единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке,           либо участник закупки, признанный единственным участником закупки,          либо участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, которые в соответствии с документацией о закупке обязаны заключить договор, уклонились от заключения договора (далее - лицо, уклонившееся                          от заключения договора), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке, направляет в уполномоченный орган сведения о лице, уклонившемся                   от заключения договора, предусмотренные пунктами 3 - 7 перечня.

Частью 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ установлено,  что сведения                        об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также              о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок

ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования                                к технологическим, программным, лингвистическим, правовым                           и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом  2.1.  приказа  Федеральной антимонопольной  службы                 от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Приказ № 164/13) предусмотрена, что комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение        10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю Федеральной антимонопольной службы  России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения Сведений в Реестр, которое оформляется приказом Федеральной антимонопольной службы России.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что по итогам рассмотрения двух поступивших заявок, 17.02.2014 конкурсной комиссией ОАО «Уралсибнефтепровод» принято решение о заключении контракта               с участником, чья заявка была признана соответствующей требованиям документации и допущена к участию в закупке - ООО «Геройл».

Исследовав и оценив документацию о закупке, суды обоснованно заключили, что  в рассматриваемом случае  заключение контракта являлось обязательным для единственного участника закупки; согласно  протокола          от  17.02.2014    № 5у-14ОУС  в   закупке по лоту  № 5  ОУС-2014 заявлено два участника; в ходе проверки заявок, заявка претендента на участие в закупке - филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Башкортостан отклонена, ввиду ее несоответствия требованиям конкурной документации; заявка ООО «Геройл» допущена к дальнейшему участию                в закупке;  конкурсной комиссией согласно положениям п. 7.12.3 Положения      о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Уралсибнефтепровод принято решение              о заключении договора по названному выше лоту  с ООО «Геройл».

Суды  верно отметили, что решение конкурсной комиссии                          от 17.02.2014 не признано недействительным в установленном порядке.               В данном конкретном  случае обществом подана  заявка  на  участие                     в аукционе; он  ознакомлен с условиями контракта; знал о необходимости         его заключения;  высказывал такое согласие, заполнив форму 8 «Подтверждение согласие с условиями договора», направил                                             ОАО «Уралсибнефтепровод» такое  письмо  от 26.02.2014 № 9/14у;  однако впоследствии от заключения контракта отказался и, пришли к обоснованному выводу об умышленном уклонении ООО «Геройл» от заключения контракта.

Судами обеих инстанций правомерно указано на то, что обществом          не представлено доказательств наличия существенных препятствий                      в заключении предложенного контракта,  либо  нарушений  со  стороны  организатора закупки при предложении его подписания.

С учетом изложенных обстоятельств дела,  верным является вывод судов   о том, что оформление выводов комиссии УФАС по результатам проверки сведений о недобросовестных участниках закупки в целях их включения               в реестр недобросовестных поставщиков посредством выдачи оспариваемого ненормативного акта  соответствует положениям Приказа № 164/13.

Кроме того, из  резолютивной части заключения  РНП /223-01/2014 следует решение антимонопольного органа  о включении сведений, представленных ОАО «Уралсибнефтепровод»,  в  отношении ООО «Геройл»      об уклонении от заключения договора по лоту № 5 ОУС-2014 в реестр недобросовестных поставщиков.

Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон с учетом изложенных выше обстоятельств, вывод судов о том, что действия общества верно  квалифицировано антимонопольным органом как уклонение от заключения договора по лоту   № 5 ОУС-2014,             в связи с чем  ООО «Геройл»  обоснованно включено в реестр недобросовестных поставщиков.

Доказательств обратного, обществом в материалы дела не представлено.

Данные выводы судов соответствуют доказательствам, представленным           в  материалы дела,  основаны на нормах права, переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу      и оценка представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.

При таких обстоятельства судами обоснованно отказано  ООО «Геройл»  в удовлетворении заявленных требований.

Всем конкретным обстоятельствам дела, доводам и возражениям сторон судами дана надлежащая правовая оценка. Иное толкование обществом  положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.

Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы ООО «Геройл»  проверялись судами  и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.

Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами обеих инстанций, которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе обществом  не приведено.

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.09.2014 по делу № А07-12490/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГЕРОЙЛ» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                           Т.П.Ященок

Судьи                                                                                        Е.А.Кравцова

Е.А.Поротникова