Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-975/18
Екатеринбург
14 марта 2018 г. | Дело № А07-13169/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Сирота Е. Г., Черкасской Г. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее – Общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2017 по делу № А07-13169/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" (далее – Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Обществу о взыскании 681 801 руб. 34 коп. неосновательного обогащения, расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2017 (судья Архиереев Н.В.) исковые требования Управляющей компании удовлетворены, с Общества в пользу истца взыскано 681 801 руб. 34 коп. неосновательного обогащения, 16 636 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Управляющей компании из федерального бюджета возвращено 364 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 (судьи Бабина О.Е., Карпусенко С.А., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на необоснованное применение судами результирующей величины 0,0568 Гкал, и, как следствие, применение одноставочного тарифа 74, 08 руб. в спорный период. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не включили в предмет исследования существенные вопросы о том, какая удельная величина тепловой энергии на подогрев была применена регулирующим органом на период формирования тарифов на 2015 г. Как указывает Общество, значение объема тепловой энергии в соответствии с данными об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации за спорный период 2015 г. соответствует 0,0656 Гкал, а не 0,0568 Гкал. При этом ответчик ссылается на судебную практику по делу № А60-3707/2017. Кроме того, как указывает Общество, пропущен срок исковой давности по ряду периодов, что также подлежит дополнительному исследованию.
Управляющая компания с доводами кассационной жалобы не согласна, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, по договору от 01.10.2013 № 420046/ГВС ответчик, осуществляющий горячее водоснабжение, обязуется поставить истцу (абоненту) горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (п. 8).
Истец является управляющей организацией и договор водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией - ответчиком заключен в целях оказания коммунальных услуг населению.
За поставленную горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения Общество выставило Управляющей компании счета-фактуры на оплату от 28.02.2014 № 1_00004149, от 31.03.2014 № 1_00005337, от 30.04.2014 № 1_00007766, от 31.05.2014 № 1_00008234, от 30.06.2014 № 1_000010884, от 31.07.2014 № 1_00012857, от 30.09.2014 № 1_00015379, от 31.10.2014 № 1_00015936, от 30.11.2014 № 1_00017019, от 31.12.2014 № 1_00017947, от 31.01.2015 № 1_00000458, от 28.02.2015 № 1_00000458.
Истец, заявляя о применении ответчиком необоснованно завышенного коэффициента на подогрев куб.м. горячей воды, обратился к последнему с претензией от 21.02.2017 № 98.
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемыми требованиями.
Истец, не оспаривая факта поставки ответчиком в спорный период ресурса "горячая вода" в многоквартирные жилые дома, находящиеся у него в управлении, а также данных о количестве поставленной воды (в куб.м.) и примененных истцом тарифов, действующих в спорный период, не согласился с предъявленным к оплате количеством тепловой энергии, определенным ответчиком расчетным методом с применением величины на подогрев 1 куб. м. воды в размере, превышающем 0,0568 Гкал/куб.м.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а также должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим кодексом (части 1, 3 статьи 65Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, на истца по требованию о взыскании неосновательного обогащения возлагается обязанность подтвердить относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами следующие обстоятельства: пользование ответчиком принадлежащим истцу имуществом; отсутствие предусмотренных законом либо договором правовых оснований для такого пользования; размер неосновательного обогащения.
Виды деятельности по оказанию коммунальных услуг населению, а также в сфере водоснабжения, теплоснабжения относятся к регулируемым видам деятельности в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В пунктах 4 и 5 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения. Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения: тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).
В соответствии с п. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции, действовавшей в спорный период), тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации", управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", определяющие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В пункте 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" предусмотрено, что регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Фактически разногласия сторон возникли в сфере определения и порядка применения данного показателя в расчетах. Общество применило при расчете платежей по двухкомпонентному тарифу за февраль 2014 г. - февраль 2015 г. показатель количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м. горячей воды, в размере - 0,0677 Гкал/куб.м. Управляющая организация настаивает на применении данного показателя в составе платы для населения за коммунальные услуги в сфере горячего водоснабжения по тарифам, установленным Госкомитетом Республики Башкортостан, исходя из определенного по утвержденной формуле показателя количества тепловой энергии для подогрева 1 куб. м. горячей воды, в размере - 0,0568 Гкал/куб.м.
Пунктом 88, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Суды верно исходили из того, что действующим в спорный период законодательством было предусмотрено установление только двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящего из компонента на холодную воду (руб./куб.м) и компонента на тепловую энергию (руб./Гкал), без установления какой-либо результирующей величины стоимости горячей воды, измеряемой в руб./куб.м.
Ранее, постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27.11.2012 № 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 были установлены одноставочные тарифы, определяющие цену 1 куб. м. горячей воды: для населения - 63,43 руб./куб. м. (с учетом НДС), для иных потребителей - 53,76 руб./куб. м. (без учета НДС).
Впоследствии, постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27.09.2013 № 195 в постановление от 27.11.2012 № 590 внесены изменения, на период, с момента вступления данного постановления в силу, и по 31.12.2013, оставлен только двухкомпонентный тариф без указания "результирующей" величины.
Таким образом, определение расчетным путем "результирующей" составляющей двухкомпонентного тарифа, действовавшего в предыдущие периоды поставка ресурса, было обусловлено изначальным включением указанной величины в тариф при его установлении.
При этом, величина количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м. горячей воды в размере 0,0568 Гкал/куб. м. была определена тарифным органом не в качестве норматива потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, но как расчетная величина.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 внесены изменения в Правила № 306. В частности, п. 24 дополнен абзацем вторым, согласно которому при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду предусмотрено установление норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении (далее - норматив потребления горячей воды), определяемого исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Полномочия по утверждению норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению закреплены за Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам с 07.10.2015 в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.10.2015 № 437 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.09.2013 № 437 "Об утверждении положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам", и такой норматив утвержден Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 № 121, с 01.07.2017.
Таким образом, утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в спорный период отсутствовал.
Ответчик произвел собственный расчет показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м. горячей воды, получив данные, аналогичные нормативу, утвержденному Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 № 121, в связи с чем, считает обоснованным его применение в период с февраля 2014 г. по февраль 2015 г.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о правомерности использования истцом показателя количества тепловой энергии для подогрева 1 куб. м. горячей воды 0,0568 Гкал/куб. м.
Поскольку вопросы формирования цены на рассматриваемый ресурс не находятся в ведении хозяйствующих субъектов и не могут определяться ими на основании собственного волеизъявления, с применением методик, утвержденных в иные периоды регулирования, а относятся к компетенции тарифных органов, суд апелляционной инстанции в целях полного и объективного рассмотрения дела, в целях выяснения, включен ли соответствующий показатель в тариф на спорный период, и может ли он быть использован в спорный период, направил запрос в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет) о предоставлении разъяснений о том, подлежал ли применению в спорном периоде (февраль 2014 г. - февраль 2015 г.) норматив расхода тепловой энергии необходимый для приготовления 1 куб м. горячей воды в объеме 0,0568 Гкал/куб.м. определенный Комитетом при установлении одноставочного тарифа на горячую воду, поставляемую Обществом потребителям городского округа город Уфа согласно постановлению от 27.11.2012 № 590. В случае, если величина 0,0568 Гкал/куб.м. в спорном периоде по договору горячего водоснабжения применению не подлежала, предложил указать подлежащую применению в спорном периоде величину расхода тепловой энергии необходимую для подогрева 1 куб. метра воды.
Во исполнение определения апелляционного Комитет представил пояснения от 14.11.2017 (вход. № 44570), согласно которым с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федераций от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования) тарифы на горячую воду подлежали установлению в виде двух компонентов: компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (п. 88 Основ ценообразования).
Возможность применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду связана с определением объемных показателей, а именно, объема расхода горячей воды в куб.м. (для компонента холодная вода) и объема расхода тепловой энергии, необходимой для производства этой горячей воды в Гкал (для компонента тепловая энергия).
При этом, порядок определения объемных показателей, как при расчете платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, так и порядок установления и определения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен только 14.02.2015 постановлением Правительства Российской Федерации № 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (далее - Постановление № 129) (вступило в силу 28 февраля 2015 года).
Таким образом, с января 2014 г. по март 2015 г. в сфере горячего водоснабжения отсутствовал законодательно установленный порядок определения платежа, как за коммунальный ресурс "горячая вода" по двухкомпонентному тарифу, так и порядок определения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом, ранее в 2013 г. Комитет в рамках своих полномочий, руководствуясь действующими на тот момент постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и Методическими указаниями, изданными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12.02.2011 № 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Методические указания), устанавливал для организаций, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению в закрытой системе теплоснабжения, одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды.
Для Общества одноставочный тариф на горячую воду устанавливался Постановлением Комитета от 27.11.2012 № 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период с 01.01.2013 по 31.12.2013" в размере:
- для населения - 63,43 руб./куб. м. (с учетом НДС),
- для иных потребителей - 53,76 руб./куб. м. (без учета НДС).
Постановлением Комитета от 01.07.2013 № 156 в постановление от 27.11.2012 № 590 внесены изменения, а именно: тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую Обществом потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлены в размере:
- для населения - 74,08 руб./куб. м., в составе тарифа компонент на холодную воду - 12,90 руб./куб. м. и компонент на тепловую энергию - 1075,88 руб./Гкал (тарифы указаны с учетом НДС);
- для иных потребителей - 62,78 руб./куб.м., в составе тарифа компонент на холодную воду 10,93 руб./куб.м и компонент на тепловую энергию - 911,76 руб./Гкал (тарифы указаны без учетом НДС).
При этом установленный вышеназванными постановлениями Комитета тариф на горячую воду в расчете на 1 куб.м., в судебном порядке не оспаривался и применялся Обществом и Управляющей компанией при расчетах за коммунальный ресурс горячая вода в период до октября 2013 г. включительно.
Впоследствии в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в вышеназванное постановление внесены изменения, исключившие графу, содержащую информацию о "результирующей величине тарифа" (в размере 74,08 руб./куб.м. и 62,78 руб./куб.м., соответственно), и установлен только двухкомпонентный тариф на горячую воду, составляющий для населения: 12,98 руб./куб.м. - компонент на холодную воду, 1 075,88 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию.
Указанные одноставочные тарифы на горячую воду рассчитаны Комитетом в соответствии с п. 58 Методических указаний по формуле: Тгвсзакр = Тхвс + Тт/э x Qт/э, где:
- тариф на холодную воду питьевого качества для соответствующей группы потребителей (руб./куб. м);
- тариф на тепловую энергию для соответствующей группы потребителей (руб./Гкал);
- количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, определяется по формуле (Гкал/куб. м):
Так, тариф на горячую воду для населения в размере 74,08 руб./куб.м. рассчитан исходя из 12,98 руб. / куб. м (компонент на холодную воду) + (1075,88 руб. / Гкал (компонент на тепловую энергию) * 0,0568 Гкал / куб. м.) (одноставочный тариф).
Расчет, равный 0,0568 Гкал. На куб.м., Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам осуществил с использованием формулы Q m/э = c * p * (t гвс - t хвс ) * (1 + Kn), где:
c - удельная теплоемкость воды, Гкал/кг x 1 град. C;
p - плотность воды при температуре, равной, и среднем по году давлении воды в трубопроводе;
гвс t - средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения (град. C);
хвс t - средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (град. C);
Kn - 0,15 коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения (ЦГВ).
Расчет коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем ЦГВ, определялся в целом по организации Общество, осуществляющей эксплуатацию системы ЦГВ в городе Уфа, с учетом количества жилых домов, подключенных к данной системе ЦГВ.
= 000001*983,24*(60-9,8)*(1+0,15) - 0,0568 (Гкал/куб. м).
В период январь 2014 г.- март 2015 г. единственной величиной определяющей количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, являлась величина, определенная Государственным комитетом Республики Башкортостан при расчете одноставочного тарифа на горячую воду, поставляемую Обществом, в размере 0,0568 Гкал. на куб.м.
Комитет 21.11.2013 в связи с отсутствием законодательно установленного порядка определения платежа, как за коммунальный ресурс "горячая вода" по двухкомпонентному тарифу, так и порядка определения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, издал информационное письмо № 27/05-И "О количестве тепла, необходимого для приготовление одного кубического метра горячей воды" (далее - Информационное письмо), которым разработаны "Рекомендации по расчету стоимости горячей воды при расчетах по двухкомпонентному тарифу" (далее - Рекомендации). Информационное письмо не являлось нормативным правовым актом, а было издано для органов местного самоуправления, организаций осуществляющих производство горячей воды и исполнителей коммунальных услуг в целях урегулирования сторонами взаимоотношений в сфере горячего водоснабжения.
В соответствии с абз. 3 Информационного письма Рекомендации действовали до внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 № 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила № 306), то есть порядка установления норматива потребления, определяющего расход тепловой энергии на подогрев в целях горячего водоснабжения - до марта 2015 г.
В пункте 3 разд. 1 Рекомендаций предусматривалось, что количество тепловой энергии, определяемое сторонами в соответствии с разделом III "Определение количества тепловой энергии для приготовления 1 куб.м горячей воды в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета на горячую воду", рассчитывать на основании данных, представленных жилищной организацией, по жилым домам, подключенным к системе горячего водоснабжения, эксплуатируемой регулируемой организацией в рамках одного муниципального образования.
При этом, порядок расчета - количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды Рекомендаций, полностью повторял порядок, установленный п. 58 Методических указаний, изданных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12.02.2011 № 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в соответствии с которыми Комитетом Q m/э было определено в размере 0,0568 Гкал/куб.м. при установлении одноставочного тарифа для Общества на 2013 г.
С 2013 г., то есть с момента расчета Комитетом одноставочного тарифа на горячую воду для Общества законодательных изменений в период с января 2014 г. по март 2015 г. в порядке расчета тарифа горячей воды не произошло.
Кроме того, как правильно установлено, ответчиком в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что с 2013 г. по март 2015 г. в порядке расчета тарифа горячей воды для Общества произошли законодательные изменения.
Согласно п. 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Вопреки доводам ответчика то обстоятельство, что величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал/куб. м не была утверждена регулирующим органом в установленном законом порядке именно в качестве норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в спорном периоде, не влечет вывода о невозможности его применения в расчетах. Данный показатель рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации при формировании тарифа на 2013 г.
При выявлении необходимости утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях проведения расчетов за услугу горячего водоснабжения, ресурсоснабжающая организация либо управляющие компании вправе инициировать процесс определения такого норматива и утверждения его в установленном порядке. При этом теплоснабжающая организация как профессиональный участник рынка при формировании данного норматива получает возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию, в том числе, по температурному режиму, по коэффициенту потерь тепла в системе водоснабжения и т.п. в целях исчисления данного показателя в соответствии с фактическими затратами, а потребитель в конечном итоге - право оплачивать услуги в том порядке, который предусмотрен законодательством и нормативными актами.
Показатель расхода тепловой энергии на производство 1 куб. м горячей воды (Гкал) является технической категорией, и его величина зависит только от технологии производства (получения) горячей воды, экономические значения в данном случае не имеют влияния на его величину.
Вместе с тем с момента расчета Комитетом показателя расхода тепловой энергии на производство 1 куб. м. горячей воды в размере 0,0568 Гкал./куб. м. и в течение спорного периода, изменений технологии производства горячей воды не произошло, доказательств этому обратного не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как верно отметил апелляционный суд, в отсутствие доказательств обратного, применение ответчиком расчетного показателя большей величины, основанного на использовании данных для расчетов за последующие периоды, нарушает баланс интересов на рынке оказания энергетических услуг, противоречит общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере ценообразования, водоснабжения и водоотведения.
Кроме того апелляционный суд обоснованно отметил, что споры по "величине подогрева" на ГВС связаны с тем, что ресурсоснабжающие организации и управляющие организациями не использовали право, установленное п. 9 Правил № 306, действующего с марта 2015 г., согласно которому "установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищностроительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений".
Расчет истца судами проверен и признан арифметически верным, в установленном порядке ответчиком не опровергнут.
Получение платежей на спорные суммы ответчик также не оспорил.
Вопреки доводам ответчика, принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции в рамках предоставленных полномочий сделан соответствующий запрос и получен официальный ответ от Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам по вопросу его компетенции, безусловных оснований для привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, при конкретных фактических обстоятельствах настоящего дела не имеется.
Возражения ответчика о том, что в иных делах, за иные периоды спорных отношений, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам давал иные ответы, исследованы апелляционным судом и правильно отклонены, поскольку в рамках настоящего дела по рассматриваемому периоду регулирования тарифным органом дан ответ исследованного содержания, исходя из обстоятельств настоящего дела, отличных от иных периодов правоотношений сторон.
Также суды учли, что истцом при предоставлении письменных возражений на апелляционную жалобу ответчика приобщены в материалы дела дополнительные доказательства, из которых следует, что им в процессе корректировки начисления платы за коммунальную услуги, населению, проживающему в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом, выставлены корректировочные счета именно с применением показателя 0,0568 Гкал./куб. м.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются с учетом выводов, содержащихся в настоящем постановлении. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора.
Нормы материального права применены судами к установленным по делу фактическим обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу нормы ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба– без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2017 по делу № А07-13169/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.В. Абознова
Судьи Е.Г. Сирота
Г.Н. Черкасская