ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-13786/14 от 27.04.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1435/15

Екатеринбург

30 апреля 2015 г.

Дело № А07-13786/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гусева О.Г.,

судей Ященок Т.П., Токмаковой А.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» (ИНН: 0266007276, ОГРН: 1020201999355;  далее -  ФКУ ЛИУ № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан, учреждение)  на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2014 по делу                          № А07-13786/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по тому же делу.

          Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

ФКУ ЛИУ № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан  обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к ОГИБДД Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в совершении регистрационных действий, выраженного в письме от 15.05.2014 № 14/143, и обязании совершить регистрационные действия, связанные с изменением регистрационных данных транспортного средства ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак Е325РО102, и внести изменения в регистрационные документы транспортного средства.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан                           от 30.07.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Салавату.

Решением суда от 19.09.2014 (судья Крылова И.Н.)  в удовлетворении заявленных требований отказано. В части требований, заявленных к ОГИБДД Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Салавату, производство по делу прекращено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда                от 25.12.2014 (судьи Малышев М.Б., Толкунов В.М., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФКУ ЛИУ № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан  просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.

 Заявитель кассационной жалобы полагает, что термин «изменение конструкции» определен в п. 1 Наставлений по техническому надзору государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000№ 1240: «изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка непредусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение дорожного движения». ФКУ ЛИУ                № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан указывает на то, что подобные действия им не производились, поскольку был заменен кузов автомобиля  ГАЗ 3110 согласно заключенному с обществом с ограниченной ответственностью «ЛуидорГарантия-Уфа» (далее - общество «ЛуидорГарантия-Уфа») государственному контракту на оказание услуг по ремонту служебного автомобиля  от 18.12.2013 № 264 на сумму 248 750 руб. в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

ФКУ ЛИУ № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан считает, что отказом в совершении регистрационных действий ему создано препятствие по реализации прав пользования и распоряжения автомобилем ГАЗ-3110, находящимся на балансе учреждения, переданным согласно приказу Государственного учреждения Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан от 04.02.2011 № 41.

По мнению учреждения, замена кузова автомобиля не влечет ликвидацию его как базового транспортного средства.

Заявитель кассационной жалобы ссылается на п. 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», п. 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации «О порядке регистрации транспортных средств»                   от 24.11.2008 № 1001 и полагает, что изменение регистрационных данных, связанное и заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Салавату представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ФКУ ЛИУ № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан  является владельцем транспортного средства ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак Е325РО102, идентификационный номер (VIN) XTН311000УО966820, кузов               № 311000УО0376612.

Учреждением у общества «ЛуидорГарантия-Уфа» по договору                          от 15.01.2013 № ЛГЗ/012/2014 приобретен кузов ГАЗ-31105 в металле окрашенный, старый интерьер, цвет Hollywood black № 311050В01965, 2013 года, который, по утверждению ФКУ ЛИУ № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан, установлен на автомобиль ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак Е325РО102, в связи с изношенностью прежнего кузова данного автомобиля и сдачей его в металлолом.

Учреждение обратилось в ОГИБДД Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Салавату с заявлением о выдаче свидетельства о регистрации в связи с заменой кузова.

В письме от 15.05.2014 № 14/143 ОГИБДД Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Салавату в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по замене кузова на транспортном средстве ФКУ ЛИУ № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан отказано со ссылкой на абз. 4 п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел России от 07.08.2013 № 605 (далее – Административный регламент от 07.08.2013 № 605), по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.

Полагая, что отказ в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак Е325РО102, выраженный в письме от 15.05.2014 № 14/143, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ФКУ ЛИУ № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что отсутствует совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконным отказа в совершении регистрационных действий.

Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие совокупности условий, а именно несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

На основании п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Порядок регистрации транспортных средств определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации                       от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Указанными Правилами предусмотрено, что регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

Согласно подпункту «а» п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации                          от 15.06.1998 № 711 (далее – Положение о ГИБДД), на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Госавтоинспекция) возложена обязанность по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в частности к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования; к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, в частности, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения (подп. «з» п. 12 Положения).

Пунктом 4 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009
№ 720 утвержден Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Технический регламент), названный технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

В пункте 5 Технического регламента понятие «базовое транспортное средство» определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.

Согласно п. 66 Технического регламента оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний.

Если единичное транспортное средство относится к типу, на который было оформлено одобрение типа транспортного средства, то оценка соответствия в форме технической экспертизы не проводится, а свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства оформляется на основании указанного одобрения типа транспортного средства.

Порядок проведения оценки соответствия установлен п. 71-75 Технического регламента.

Требования к оценке соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, установлены подразделом 4 раздела 3 Технического регламента.

В соответствии с п. 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.

Целью технической экспертизы конструкции и проверки технического состояния транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями является удостоверение в том, что характеристики транспортного средства не ухудшились по отношению к требованиям, действовавшим в момент выпуска его в обращение.

При внесении изменений в конструкцию транспортного средства должны выполняться требования приложения № 18 к Техническому регламенту.

Согласно п. 80 Технического регламента объектами оценки соответствия являются единичные транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых:

- изменены конструктивные параметры, оказывающие влияние на характеристики транспортного средства, предусмотренные п. 10 и 11 Технического регламента;

- заменены снятые с производства компоненты на компоненты, находящиеся в производстве, для увеличения ресурса транспортного средства.

При этом не является внесением изменений в конструкцию замена компонентов на компоненты, которые не поставляются на сборочное производство, но разрешены изготовителем транспортного средства для установки на транспортные средства соответствующего типа.

В соответствии с п. 81- 83 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением № 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.

Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации.

Аналогичные требования установлены Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел России от 07.12.2000 № 1240 (далее – Порядок).

Судами установлено, что оценка соответствия транспортного средства ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак Е325РО102, после внесенных изменений в установленном порядке не произведена, свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением № 16 к Техническому регламенту, не получено; ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Башкортостан документально не подтвержден факт сдачи кузова транспортного средства ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак Е325РО102, в металлолом.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды сделали обоснованные выводы о том, чтоуказанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении  ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Башкортостан требований Технического регламента, что препятствует оказанию испрашиваемой государственной услуги по совершению регистрационного действия в отношении транспортного средства после замены кузова, в связи с чем отказ в предоставлении услуги по совершению регистрационного действия является законным и обоснованным.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку  основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.

         Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

          С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

         Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2014 по делу № А07-13786/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение № 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                          О.Г.Гусев

Судьи                                                                                       Т.П.Ященок

А.Н.Токмакова