ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-13800/16 от 16.08.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4634/17

Екатеринбург

22 августа 2017 г.

Дело № А07-13800/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Платоновой Е. А.,

судей Краснобаевой И. А., Рябовой С. Э.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – Администрация района) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2017 по делу № А07-13800/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, представителя в судебное заседание не явились.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными действий Администрации сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан (далее - Администрация сельсовета, заинтересованное лицо), выразившихся в непринятии решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:47:090901:63 площадью 2057 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Красноярский, с. Кумлекуль; об обязании Администрации района в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, принять решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:47:090901:63 площадью 2057 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Красноярский, с. Кумлекуль, согласно классификатора видов разрешенного использования; о признании незаконными действий Администрации сельсовета, выразившихся в подаче заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:090112:126 площадью 20882 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Красноярский, с. Кумлекуль; об обязании Администрации сельсовета либо Администрации района в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить действия по подаче в орган кадастрового учета заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка с уникальными характеристиками, тождественными характеристикам земельного участка, имевшего кадастровый номер 02:47:090112:126.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Решением суда от 13.02.2017 (судья Насыров М.М.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Пирская О.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация района просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Как указывает заявитель кассационной жалобы, земельный участок с кадастровым номером 02:47:090901:63 относится к землям сельскохозяйственного назначения и размещение на таких землях автозаправочных станций действующим законодательством не предусмотрено, в силу чего определение виду разрешенного использования указанного земельного участка не представляется возможным.

Кроме того, Администрация района полагает, что права индивидуального предпринимателя ФИО1 действиями Администрации сельсовета по снятию земельного участка с кадастровым номером 02:47:090112:126 с государственного кадастрового учета не нарушены, поскольку на момент аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости данного земельного участка сведения о правах и обременениях на земельный участок с кадастровым номером 02:47:090112:126 отсутствовали, договоры аренды, купли-продажи на указанный земельный участок с индивидуальным предпринимателем ФИО1 не заключались.

Заявитель кассационной жалобы также отмечает, что судами не исследовался вопрос о соответствии размер земельного участка с кадастровым номером 02:47:090112:126 функциональному назначению объекта недвижимости; не учтено, что ранее на этом земельном участке размещался дом бригадира, который незаконно разрушен индивидуальным предпринимателем ФИО1

В отзыве на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель ФИО1 с доводами кассационной жалобы не согласен, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. Согласно отзыву в настоящее время решение суда исполнено. В подтверждение указанного обстоятельства к отзыву приложены: постановление Главы Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 28.04.2017 № 923 об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:47:090901:63, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Красноярский, с. Кумлекуль; договор купли-продажи от 23.05.2017 № 3145-КР/17 земельного участка с кадастровым номером 02:47:090901:63; выписка из ЕГРН от 02.06.2017.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в едином государственном реестре недвижимости за индивидуальным предпринимателем ФИО1 зарегистрировано право собственности на следующие объекты:

- емкости для ГСМ, назначение: сооружение топливной промышленности, адрес объекта: адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Кумлекуль (свидетельство о государственной регистрации права от 07.03.2013 серии 04 АД № 320828);

- здания столовой, нежилое, 1-этажное, общей площадью 100, 2 кв. м, инв. № 11566, лит. А, кадастровый (условный) номер 02-04-01/073/2007-116, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Кумлекуль (свидетельство о регистрации права от 29.03.2007 серии 04 АА № 838267);

- здания пилорамы, нежилое, 1-этажное, общей площадью 165,9 кв. м, инв. № 11568, лит. А, кадастровый условный номер 02-04-01/073/2007-117, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Кумлекуль (свидетельство о регистрации права собственности от 29.03.2007 серии 04 АА № 838268).

Как следует из кадастровых паспортов земельных участков по состоянию на 10.04.2014, в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о следующих участках:

- земельном участке с кадастровым номером 02:47:090901:63 площадью 2057 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира Республика Башкортостан, р-н Уфимский, с/с Красноярский, с. Кумлекуль, категория земель не установлена, разрешенное использование не установлено.

- земельном участке с кадастровым номером 02:47:090112:126, площадью 20882 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира Республика Башкортостан, р-н Уфимский, с/с Красноярский, с. Кумлекуль, категория земель не установлена, разрешенное использование не установлено.

Согласно справкам, выданным Администрацией сельсовета, нежилые строения столовой и пилорамы расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:47:090112:126, пункт хранения ГСМ расположен на земельном участка с кадастровым номером 02:47:090901:63.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился с заявлением от 12.02.2016 в Администрацию сельсовета об установлении категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и вида разрешенного использования «для обслуживания объектов сельскохозяйственного назначения» для вышеназванных земельных участков и предоставления указанных земельных участков в собственность за плату.

Отсутствие ответа уполномоченных органов, послужило основанием для

обращения индивидуального предпринимателя ФИО1 в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) – незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Заявитель является собственником, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:47:090901:63, площадью 2057 кв. м объекта недвижимого имущества – автозаправочного пункта, находящегося по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Красноярский, с. Кумлекуль, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 04 АД № 321805.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:47:090901:63 следует, что разрешенное использование участка не установлено.

При указанных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что заявитель, являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на его приватизацию для целей эксплуатации объекта недвижимости.

При этом с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.08.2016 № 18-КГ16-74, суды указали, что исключительное право на приобретение земельного участка в собственность не может быть ограничено видом разрешенного использования земельного участка, в том числе и отсутствием такового в государственном кадастре недвижимости.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Пунктом 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменении видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район от 28.11.2016 № 1011 установлена категория земельного участка с кадастровым номером 02:47:090901:63 – «земли сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

В силу п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, а также иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в силу чего сам по себе факт размещения на земельном участке автозаправочной станции не свидетельствует о несоответствии целевого использования земельного участка, а разрешенное использование земельного участка определяется его фактическим использованием.

Принимая во внимание изложенное, Администрация сельсовета обязана была принять решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:47:090901:63.

Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что Администрация сельсовета в месячный срок приняла положительное решение либо отказала в установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:47:090901:63, в материалы дела не представлено.

Таим образом, суды пришли к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия Администрации сельсовета в неустановлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:47:090901:63 и обязании уполномоченного органа принять решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка.

Из материалов дела следует, что на основании заявления Администрации сельсовета от 06.07.2016 после обращения заявителя в Администрацию о выкупе испрашиваемых земельных участков органом кадастрового учета произведены действия по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:090112:126.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 5 ст. 4 Федерального закона о кадастре).

В части 1 ст. 25 Федерального закона о кадастре установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 настоящего Федерального закона.

Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (ч. 2 ст. 25 Федерального закона о кадастре).

Частью 5 ст. 24 Федерального закона о кадастре установлено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений Федерального закон о кадастре, судами установлено, что у Администрации сельсовета отсутствовали правовые основания для обращения в орган кадастрового учета с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 02:47:090112:126.

При этом со стороны Администрации сельсовета допущено злоупотребление правом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:47:090112:126 снят с кадастрового учета по заявлению Администрации сельсовета от 01.07.2016, то есть после обращения индивидуального предпринимателя ФИО1 в Администрацию с заявлением от 12.02.2016 о приватизации участка, таким образом, Администрация сельсовета своими действиями препятствует в реализации индивидуальным предпринимателем исключительного права на приватизацию участка.

При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о нарушении со стороны заинтересованного лица прав и законных интересов заявителя, предусмотренных ст. ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, требования о признании незаконными действий Администрации сельсовета, выразившихся в подаче заявления о снятии с государственного кадастрового учета, земельного участка с кадастровым номером 02:47:090112:126, правомерно удовлетворены судами первой и апелляционной инстанций. При этом обязанность по восстановлению нарушенных прав заявителя обоснованно возложена судом первой инстанции на Администрацию района в соответствии с ч. 1 ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно отзыву индивидуального предпринимателя ФИО1 на кассационную жалобу в настоящее время Администрация района произвела действия, связанные с постановкой на кадастровый учет земельного участка с уникальными характеристиками, тождественными характеристикам земельного участка, имевшего кадастровый номер 02:47:090112:126, земельному участку присвоен кадастровый номер 02:47:090112:143 с теми же уникальными характеристиками. В подтверждение указанного обстоятельства к отзыву приложены договор купли-продажи земельного участка от 16.06.2017 № 3146-КР/17, а также выписка из ЕГРН от 29.06.2017.

Доводы Администрации района, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, указанные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2017 по делу № А07-13800/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Платонова

Судьи И.А. Краснобаева

С.Э. Рябова