Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2790/15
Екатеринбург
09 июня 2015 г. | Дело № А07-14144/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Ященок Т. П., Анненковой Г. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Башкиравтодор" (далее – общество "Башкиравтодор") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.11.2014 по делу № А07-14144/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Башкиравтодор" – ФИО1 (доверенность от 22.09.2014 № 09 юр/168).
Общество "Башкиравтодор" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействие) структурного подразделения ГИБДД МФД по РБ РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Балтачевский» (далее - ОГИБДД МО МВД России «Балтачевский») по отказу в совершении регистрационных действий и обязании в течение десяти дней с момента принятия решения судом устранить допущенные нарушения путём совершения регистрационных действий в виде внесения изменений в регистрационные документы и в регистрационные данные транспортного средства КАМАЗ 5320, г.р.з в453сс02, VIN номер ХТС 532080L0006732; о признании незаконными действия, решение начальника Управления ГИБДД России по Республике Башкортостан ФИО2 (далее - начальник Управления ГИБДД России по РБ), оформленное письмом от 04.06.2014 №27/9-4824, по отказу в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий, связанных с заменой рам на транспортных средствах марки «КАМАЗ».
Определением от 02.10.2014 суд, учитывая, что в данном деле оспариваются действия должностных лиц, на основании п. 6 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлёк к участию в деле в качестве заинтересованных лиц юридические лица: Межмуниципальный отдел МВД РФ «Балтачевский»; Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан. (Приказом от 16.10.2014 № 1101 Межмуниципальный отдел МВД РФ «Балтачевский» переименован в Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Балтачевскому району Республики Башкортостан).
Решением суда от 27.11.2014 (судья Сакаева Л.А.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (судьи Малышева И.А., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.), решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение и неправильное применение судами положений постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (далее – Технический регламент), п. 9, 15, 24, 55 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (далее – Административный регламент), Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 (далее – Положение о ГИБДД), п. 41 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее –Правила).
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Согласно материалам дела филиалом общества "Башкиравтодор" - заводом «Ремстройдормаш» в 2014г. произведён капитальный ремонт автомобилей КАМАЗ в количестве 14 шт., а именно: на автомобилях произведена замена номерных агрегатов – рам и кабин.
Факт приобретения запасных частей, произведенный ремонт и замена номерных агрегатов – рам и кабин, на вышеуказанных автомобилях, подтвержден соответствующими документами.
В результате произведенного 18.03.2014 ремонта автомобиля КАМАЗ 5320, г.р.з. в453сс02, VIN номер ХТС 532080L0006732, на данном транспортном средстве установлены: ДВС № Д2799518, КПП № 024886, кабина № 2327340, рама № ХТС0532000Д2199411.
Общество "Башкиравтодор" в целях совершения регистрационного действия, связанного с изменением регистрационных данных транспортного средства в связи с заменой номерных агрегатов в процессе ремонта (ДВС, КПП, кабины, рамы) на указанном автомобиле, обратилось с соответствующим заявлением в ОГИБДД МО МВД России «Балтачевский».
В совершении регистрационных действий 16.05.2014 ОГИБДД МО МВД России «Балтачевский» отказано.
Письмом от 16.05.2014 № 09-2207 общество "Башкиравтодор" обратилось к начальнику Управления ГИБДД России по РБ с просьбой о разъяснении сложившейся ситуации по отказу в регистрации транспортных средств после проведённого ремонта, а также выдаче письменного разрешения на регистрацию отремонтированных автомобилей.
Письмом от 30.05.2014 № 27/9-4824 за подписью начальника Управления ГИБДД МВД по РБ обществу "Башкиравтодор" сообщено о правомерности отказа в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий, связанных с заменой рам на транспортных средствах марки «КАМАЗ».
Полагая, что отказы в совершении регистрационных действий являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, общество"Башкиравтодор" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении настоящего спора суды не нашли оснований для его удовлетворения.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно подп "а" п. 11 Положения, на Госавтоинспекцию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, в частности, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения (подп. "з" п. 12 Положения).
Пунктом 4 ст. 15 Федерального закона 196-ФЗ предусмотрено, что после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В п. 5 Технического регламента понятие "базовое транспортное средство" определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Согласно п. 66 Технического регламента оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний.
Если единичное транспортное средство относится к типу, на который было оформлено одобрение типа транспортного средства, то оценка соответствия в форме технической экспертизы не проводится, а свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства оформляется на основании указанного одобрения типа транспортного средства.
Порядок проведения оценки соответствия установлен п. 71 - 75 Технического регламента.
Требования к оценке соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, установлены подразделом 4 раздела 3 Технического регламента.
В соответствии с п. 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Целью технической экспертизы конструкции и проверки технического состояния транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями является удостоверение в том, что характеристики транспортного средства не ухудшились по отношению к требованиям, действовавшим в момент выпуска его в обращение.
При внесении изменений в конструкцию транспортного средства должны выполняться требования приложения № 18 к Техническому регламенту.
Согласно п. 80 Технического регламента объектами оценки соответствия являются единичные транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых:
- изменены конструктивные параметры, оказывающие влияние на характеристики транспортного средства, предусмотренные п. 10 и 11 Технического регламента;
- заменены снятые с производства компоненты на компоненты, находящиеся в производстве, для увеличения ресурса транспортного средства.
При этом не является внесением изменений в конструкцию замена компонентов на компоненты, которые не поставляются на сборочное производство, но разрешены изготовителем транспортного средства для установки на транспортные средства соответствующего типа.
В соответствии с п. 81 - 83 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением № 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации.
Аналогичные требования установлены Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел России от 07.12.2000 № 1240 (далее - Порядок).
Судами установлено, что оценка соответствия транспортного средства после внесённых изменений в установленном порядке не произведена, свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением № 16 к Техническому регламенту, не получено.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды сделали обоснованные выводы о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении обществом "Башкиравтодор" требований Технического регламента, что препятствует оказанию испрашиваемой государственной услуги по совершению регистрационного действия в отношении транспортного средства после проведения замены номерных агрегатов – рам и кабин, в связи с чем отказ в предоставлении услуги по совершению регистрационного действия является законным и обоснованным.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом "Башкиравтодор" при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Кодекса.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.11.2014 по делу № А07-14144/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Башкиравтодор" – без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Башкиравтодор" из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению от 01.04.2015 № 3032.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Н. Василенко
Судьи Т.П. Ященок
Г.В. Анненкова