ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-15960/2017 от 19.03.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-54/18

Екатеринбург

21 марта 2018 г.

Дело № А07-15960/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Полуяктова А.С.,

судей Сулейменовой Т.В., Лазарева С.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, истец) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.09.2017 по делу № А07-15960/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – администрация сельского поселения, ответчик) – ФИО2 (доверенность от 29.01.2017).

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к администрации сельского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «МК-СитиСтрой» (далее – общество) о признании заключенного между ответчиками договора аренды земельного участка от 16.09.2016 № 3954-ЗУБ/16 недействительной (ничтожной) сделкой, применении последствий недействительности данной сделки в виде обязания общества возвратить земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:060601:530, 02:47:060601:531 администрации сельского поселения.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – администрация муниципального района).

Решением суда от 08.09.2017 (судья Харисов А.Ф.) в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 (судьи Пирская О.Н., Ермолаева Л.П., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель ссылается на то, что согласно ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства от 03.12.2014 № 1300 строительство линии электропередачи классом напряжения 10 кВ и связанной с ней трансформаторной подстанцией не требует предоставления земельных участков; для этих целей необходимо получение разрешения на использование земельных участков. Предприниматель считает ошибочным вывод судов о том, что оспариваемый договор заключен сторонами для решения вопросов местного значения сельского поселения, так как строительство обществом объекта электросетевого хозяйства осуществлено не за счет местного бюджета поселения. Кроме того, заявитель ссылается на отсутствие доказательств соответствия предоставленных земельных участков правилам определения размеров земельных участков для проектирования и строительства линий электропередач, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 № 486. Таким образом, по мнению предпринимателя, сторонами нарушена процедура предоставления права на использование обществом земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060601:530, 02:47:060601:531.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель 11.11.2013 обратился в администрацию муниципального района с заявлением, в котором просил рассмотреть возможность предоставления земельного участка, находящегося по правую сторону движения от п. Зубово в сторону п. Нижегородка, для размещения на нем торгово-сервисного комплекса строительных материалов с размещением стоянки автотранспорта на прилегающей территории согласно прилагаемой схеме.

Администрация муниципального района письмом от 22.11.2013 № 2340 сообщила предпринимателю о невозможности рассмотрения его вопроса ввиду того, что на испрашиваемую территорию ранее выдавались градостроительные документы.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2014 по делу № А07-2949/2014 требования предпринимателя удовлетворены, отказ администрации муниципального района, выраженный в письме от 22.11.2013 № 2340, в проведении процедуры выбора земельного участка признан незаконным, на администрацию муниципального района возложена обязанность в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, информировать население о возможном предоставлении земельного участка для строительства; в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить выбор земельного участка, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, оформить результаты выбора земельного участка в соответствии с требованиями п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации для последующего принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В газете «Уфимские нивы» 22.05.2015 опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении вышеназванного земельного участка. На указанное информационное сообщение поступило несколько заявлений о предоставлении вышеуказанного земельного участка.

Администрацией муниципального района 28.10.2015 в адрес предпринимателя направлено письмо № 4869 с приложением постановления № 1968 «Об отказе в размещении объекта торгово-сервисного комплекса строительных материалов с размещением стоянки автотранспорта на земельном участке ориентировочной площадью 5,4 га, расположенном западнее с. Зубово на землях и в административных границах сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан».

Предприниматель 01.02.2016 обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании отказа администрации муниципального района, выраженного в письме от 28.10.2015 № 4869 незаконным, обязании заинтересованного лица в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта в пользу заявителя, утвердить акт о выборе земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, по правую сторону движения от п. Зубово в сторону п. Нижегородка, ориентировочной площадью 5,4 га и предоставить земельный участок в аренду.

Вступившем в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.04.2017 по делу № А07-27005/2015 в удовлетворении заявления предпринимателя отказано.

В ходе судебного разбирательства по делу № А07-27005/2015 обществом представлен договор от 16.09.2016 № 3954-ЗУБ/16 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060601:530, 02:47:060601:531, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, Зубовский сельсовет, с. Зубово, общей площадью 10 483 кв. м, с видом разрешенного использования – для проектирования и строительства линии электропередач 10 кВ.

Истцом в адрес ответчиков 07.04.2017 направлена претензия с требованием о расторжении указанного договора аренды.

Администрацией сельского поселения 28.04.2017 направлен ответ на указанную претензию, согласно которому договор аренды земельных участков заключен в соответствии с действующим законодательством, в целях устойчивого развития территории сельского поселения.

Предприниматель, полагая, что договор аренды земельного участка от 16.09.2015 № 3954-ЗУБ/16 является недействительным (ничтожным), нарушает его право на участие в торгах с целью приобретения права заключения договора аренды земельного участка, обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В силу положении п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно п. 2, 3 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

На основании п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Предприниматель в обоснование заявленных в рамках настоящего дела требований указал на то, что оспариваемая сделка является ничтожной, так как при ее заключении нарушены публичные интересы, поскольку земельные участки подлежали предоставлению на торгах.

В п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к ст. 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Случаи предоставления земельных участков без проведения торгов предусмотрены п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участки для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

Условиями размещения объектов федерального, регионального или местного значения являются: соответствие приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, а также приоритетам и целям, поставленным соответствующими государственными и муниципальными программами; размещение таких объектов предусмотрено соответствующими документами территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено соответствующими документами территориального планирования.

Таким образом, размещение указанных объектов в случае, если данные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, должно быть предусмотрено соответствующими документами территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).

В ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения указываются в проекте планировки территории.

Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Согласно ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 названного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5).

Судами при рассмотрении дела установлено, что 10.07.2014 решением Совета сельского поселения Зубовского сельсовета муниципального района Уфимский район утвержден проект Генерального плана сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.

Постановлением администрации сельского поселения от 24.11.2015 № 755 утвержден проект планировки и межевания территории в административных границах с. Зубово сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.

Согласно указанному проекту спорный земельный участок общей площадью 5,4 га входит в разработанный проект.

Постановлением администрации сельского поселения от 17.05.2016 № 374 утверждена корректировка указанного проекта планировки и межевания территории.

Согласно п. 20 ст. 1 Градостроительный кодекс Российской Федерации объекты местного значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселении, городских округов.

Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в п. 1 ч. 3 ст. 19 и п. 1 ч. 5 ст. 23 названного Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что вышеперечисленными документами подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами: 47:060601:530, 02:47:060601:531 предоставлены для размещения объектов местного значения.

Согласно п. 25 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Министерства экономического развития от 12.01.2015 № 1, документом, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемым к заявлению о приобретении прав на земельный участок является справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения.

Письмом Министерства экономического развития от 02.07.2015
№ Д23и-3071 разъяснено, что по основаниям, предусмотренным подп. 4 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения. Определение юридических лиц, уполномоченных на размещение таких объектов, осуществляется без ограничений.

Судами установлено, что спорные земельные участки предоставлены для проектирования и строительства линии электропередач 10 кВ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2017 № 02/101/001/2017-45601 земельный участок с кадастровым номером 02:47:060601:530 относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства и эксплуатации линии электропередачи 10 кВ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2017 № 02/101/001/2017-45603 земельный участок с кадастровым номером 02:47:060601:531 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для строительства и эксплуатации линии электропередачи 10 кВ.

Указанные земельные участки предоставлены обществу в аренду на основании постановления администрации от 15.06.2016 № 436.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемая сделка по передаче в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060601:530, 02:47:060601:531, находящихся в муниципальной собственности правомерно заключена без проведения торгов на основании положений подп. 4 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для строительства и эксплуатации линии электропередачи.

Таким образом, с учетом отсутствия оснований для признания договора аренды от 16.09.2016 № 3954-ЗУБ/16 недействительным, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований предпринимателя.

Ссылка истца на то, что сторонами нарушена процедура предоставления права на использование обществом земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060601:530, 02:47:060601:531 подлежит отклонению на основании вышеизложенного.

Довод, изложенный предпринимателем в кассационной жалобе, об отсутствии оснований для вывода о предоставлении спорных участков для решения вопросов местного значения сельского поселения, основан на ошибочном толковании норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, подлежат оставлению без изменения.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.09.2017 по делу № А07-15960/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру Башкирского отделения № 8598 филиал № 188 от 18.01.2018 операция № 7367.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.С. Полуяктов

Судьи Т.В. Сулейменова

С.В. Лазарев