ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-16002/19 от 16.12.2021 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9301/21

Екатеринбург

21 декабря 2021 г.

Дело № А07-16002/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лазарева С.В.,

судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «Линкор-Инвест» на определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021
о процессуальном правопреемстве по делу № А07-16002/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Линкор-Инвест» –
Галимов И.А. (доверенность от 19.08.2021), Ибрагимов Б.Ш. (доверенность
от 11.02.2021);

Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – Зарипова Г.К. (доверенность от 09.07.2021, посредством онлайн-заседания).

Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – истец, Управление, УЗИО ГО г. Уфа) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Линкор-Инвест» (далее – ответчик, общество «Линкор-Инвест») о признании отсутствующим права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:050226:3488, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Д. Булякова,
о признании отсутствующим права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:050226:3489, расположенный
по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Д. Булякова, о погашении регистрационной записи в ЕГРН № 02:55:050226:3488-02/101/2018-1
от 31.08.2018 о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:050226:3488 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Д. Булякова, о погашении регистрационной записи в ЕГРН № 02:55:050226:3489-02/101/2018-1
от 31.08.2018 о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:050226:3489 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Д. Булякова, об обязании общества «Линкор-Инвест» освободить и вернуть по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 02:55:050226:3025, общей площадью
54 556 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа,
ул. Д. Булякова, о разрешении Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в случае неисполнения судебного решения обществом «Линкор-Инвест» освободить земельный участок с кадастровым номером 02:55:050226:3025, расположенный по адресу: Республика Башкортостан,
г. Уфа, Ленинский район, ул. Д. Булякова, с взысканием расходов с общества «Линкор-Инвест».

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, общество
с ограниченной ответственностью «Торгсервис», Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2020
в удовлетворении заявленных требований отказано.

С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке.

В ходе апелляционного производства от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан поступило ходатайство о замене истца – Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на его правопреемника – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 18.10.2021 заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан удовлетворено. Апелляционным судом произведена замена истца с Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на процессуального правопреемника – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

В кассационной жалобе общество «Линкор-Инвест» просит указанное определение апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.

Заявитель жалобы считает, что апелляционным судом неправомерно в резолютивной части определения указано на обжалование судебного акта путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции. Согласно позиции заявителя кассационная жалоба на вступившие в законную силу судебные акты подается через суд, принявший данный судебный акт. Таким образом, заявитель считает, что выполнение данных указаний апелляционного суда привело к необоснованному увеличению времени на ее рассмотрение. Как утверждает общество «Линкор-Инвест», фактические обстоятельства по делу подтверждают, что Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не могло являться для Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан правопредшественником, а последнее, соответственно, правопреемником для Управления. Податель жалобы отмечает, что апелляционная жалоба, поданная Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 25.12.2020 непосредственно в апелляционный суд, минуя суд первой инстанции, подана на следующий день с даты начала (24.12.2020) действия новой редакции Положения об УЗИО ГО г. Уфа,
в которой из функциональных полномочий Управления исключен объем полномочий по неразграниченным землям, расположенным на территории городского округа г. Уфа. Таким образом, с 24.12.2020 УЗИО ГО г. Уфа перестало обладать по неразграниченным землям, расположенным на территории городского округа г. Уфа, как властно-распорядительными функциями, так и правами арендодателя по договорам заключенными ранее с арендаторами, а также правами на представление интересов ГО г. Уфа в судах. Заявитель жалобы также приводит доводы о том, что процессуальное правопреемство имеет место лишь в том случае, если материальное правопреемство возникло после возбуждения арбитражного дела. По мнению заявителя, носителем властно-распорядительный функций и правами арендодателя по спорному договору аренды по настоящему делу на момент подачи Управлением в апелляционный суд жалобы Управление не являлось.

Рассмотрев кассационную жалобу в порядке, предусмотренном
статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

Удовлетворяя заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену данной стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 02.11.2020
№ 319-з «О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым – четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Из Закона Республики Башкортостан от 02.11.2020 № 319-з следует, что статья 10.1 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162- з
«О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» дополнена частью 3, согласно которой уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений предоставляет гражданам и юридическим лицам земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом правил землепользования и застройки, утвержденных органами местного самоуправления.

Закон Республики Башкортостан от 02.11.2020 № 319-з «О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» вступил в силу с 01.01.2021.

В силу пункта 1.1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35 «Об утверждении положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства, является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Руководствуясь изложенным, суд апелляционной инстанции заключил, что с 01.01.2021 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом государственной власти Республики Башкортостан, осуществляющим полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым – четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Положениями статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 09.01.2015 Федеральным законом от 29.12.2014
№ 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации», предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона
от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 Федерального закона
от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 02.11.2020 № 319-з «О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», на основании пункта 1.1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35 «Об утверждении положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства, является Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в том числе полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений города Уфа Республики Башкортостан с 01.01.2021 утратили полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, то есть полномочия по распоряжению ими.

Из материалов дела усматривается, что предметом заявленного иска является освобождение земельного участка с кадастровым номером 02:55:050226:3025, общей площадью 54 556 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Д. Булякова, от объектов ответчика, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости в качестве объектов незавершенного строительства.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь изложенными положениями действующего законодательства, установив, что
с 01.01.2021 полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, то есть по их распоряжению, перешли к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о состоявшемся функциональном правопреемстве на стороне истца, удовлетворив заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о процессуальном правопреемстве.

Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя об указании в обжалуемом определении неправильного порядка его обжалования не привело к принятию неправильного судебного акта и не является безусловным основанием к его отмене в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Довод о затягивании срока рассмотрения дела вследствие нарушения порядка обжалования судом отклоняется, поскольку указанный срок увеличился незначительно по сравнению с процессуальным поведением ответчика (в частности, по оспариванию различных судебных актов по настоящему делу).

Изложенные доводы заявителя об утрате Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан полномочий на подачу апелляционной жалобы подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку апелляционная жалоба Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подана на бумажном носителе до 01.01.2021, до возложения соответствующих полномочий на Министерство земельных и имущественных отношений Уфа Республики Башкортостан, подана Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан как лицом, участвующим в деле, до разрешения вопроса о его замене правопреемником, что не противоречит разъяснениям, приведенным в абзацах 1, 2 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции». Министерством земельных и имущественных отношений Уфа Республики Башкортостан инициирован вопрос о процессуальном правопреемстве на стороне Управления, что указывает на сохранение заинтересованности соответствующих органов власти к рассмотрению спора по существу.

Исходя из положений статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях недопустимости возникновения правовой неопределенности при защите нарушенных или оспоренных прав процессуальные права и обязанности возникают у правопреемника с момента осуществления процессуального правопреемства независимо от момента материального правопреемства, в связи с чем процессуальное правопреемство возможно на любой стадии процесса, в том числе при апелляционном пересмотре судебных актов. При этом до замены лица правопреемником реализация прав осуществляется правопредшественником, действия которого являются обязательными для правопреемника.

По настоящему делу Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан после совершенного процессуального правопреемства поддерживает апелляционную жалобу. Соответственно, оснований для прекращения производства по ней апелляционным судом обоснованно не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 18.10.2021 о процессуальном правопреемстве по делу № А07-16002/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Линкор-Инвест» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.В. Лазарев

Судьи В.А. Купреенков

Н.Г. Беляева