АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5050/17
Екатеринбург
29 августа 2017 г.
Дело № А07-1812/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Полуяктова А. С., Рябовой С. Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.03.2017 по делу № А07-1812/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – глава КФХ ФИО1) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - администрация сельского поселения), Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – администрация муниципального района) о признании незаконным изложенного в письме от 30.12.2016 № 1017 02-25 решения администрации сельского поселения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:091301:340 площадью 244 295 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Красноярский, обязании администрации муниципального района в двухдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес заявителя - главы КФХ ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:091301:340 площадью 244 295 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Красноярский.
Решением суда первой инстанции от 17.03.2017 (с учетом определений об исправлении описок от 17.03.2017 и от 15.08.2017, судья Кузнецов Д.П.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.05.2017 (судьи Богдановская Г.Н., Пирская О.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального района просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований главы КФХ ФИО1 отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что оснований для предоставления главе КФХ ФИО1 спорного земельного участка не имеется, учитывая следующее.
Заявитель отмечает, что образованный из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:200 земельный участок с кадастровым номером 02:47:091301:340 площадью 244 295 кв.м. не являлся предметом договора аренды, поскольку договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 02:47:091301:340 не заключался, запись о зарегистрированном праве аренды на земельный участок с кадастровым номером 02:47:091301:340 отсутствует.
Кроме того, по мнению заявителя, удовлетворяя заявленные требования главы КФХ ФИО1, суды применили подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в недействующей редакции. Заявитель отмечает, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 336-ФЗ в
подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым земельный участок может быть предоставлен при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации. При этом администрация сельского поселения ссылается на выявленные нарушения требований подп.1, 2, 4, 6, 7 п. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации допущенные главой КФХ ФИО1, выразившиеся в факте нецелевого использования предоставленного для сельскохозяйственного производства земельного участка, уничтожении плодородного слоя почвы и порчи земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, а также в загрязнении земельного участка вследствие захламления свалками твердых бытовых отходов.
С учетом изложенного заявитель полагает, что глава КФХ лишен права на приватизацию образованного земельного участка площадью 244 295 кв. м.
Также заявитель ссылается на допущенные судами нарушения процессуального права. По мнению заявителя, учитывая, что в производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан рассматривается гражданское дело № А07-27922/2016 по заявлению главы КФХ ФИО1 к администрации сельского поселения о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 09.11.2016 № 812-02-25, обязании администрации заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:200 и направить проект договора аренды, результат рассмотрения которого имеет значение для рассмотрения настоящего дела, суды должны были приостановить производство по настоящему делу.
Глава КФХ ФИО1 представил отзыв на кассационную жалобу и пояснения по делу, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 8, 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, среди прочего: земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов)
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что между главой КФХ ФИО1 и Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району заключен договор аренды
от 22.03.2010 № 958-КР земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:200 общей площадью 1244 га, в том числе: 699 га пашня,
97 га сенокосы, 448 га пастбище, для сельскохозяйственного производства.
Договор заключен сроком по 10.12.2016 с распространением срока его действия на период с 11.12.2001 в порядке ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2.1 договора).
Государственная регистрация договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 17.06.2011.
Земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:200 общей площадью 1244 га, расположение установлено относительно ориентира, расположенного в административных границах муниципального образования Красноярский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский район, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», поставлен на кадастровый учет 26.07.2005.
Земельный участок представляет собой единое землепользование, в состав которого входят обособленные земельные участки, список кадастровых номеров которых приведен на листе № 2, 3 кадастрового плана.
По заказу главы КФХ ФИО1 кадастровым инженером
ФИО2 выполнены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:200, по результатам которых выполнен межевой план
от 21.10.2016, в котором указаны следующие сведения об образуемом земельном участке – обозначение 02:47:000000:200:ЗУ1, площадь 244 295 кв. м, местоположение Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Красноярский, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства».
Глава КФХ ФИО1 обратился в администрацию сельского поселения с заявлением от 24.11.2015 вх. № 614-509 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка с условным кадастровым номером 02:47:000000:200ЗУ1 площадью 244 295 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – «под овощеводство в открытых грунтах».
Постановлением администрации сельского поселения от 28.04.2016
№ 129 утверждена схема расположения земельного участка 02:47:000000:200ЗУ1 площадью 244 295 кв. м из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «под овощеводство» на кадастровом плане территории.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в администрацию сельского поселения с заявлением о внесении изменений в постановление Администрации сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 28.04.2016 № 129 – заменить слова под овощеводство на слова «для сельскохозяйственного производства».
Постановлением администрации от 05.12.2016 № 516 п. 1 постановления администрации сельского поселения от 28.04.2016 № 129 изложен в следующей редакции: «утвердить схему расположения земельного участка 02:47:000000:200ЗУ1 площадью 244 295 кв. м с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» из категории «земли сельскохозяйственного назначения», территориальная зона С-1, расположенного: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфимский район СП Красноярский сельсовет на кадастровом плане территории».
Земельный участок с кадастровым номером 02:47:091301:340 площадью 244 295 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: 450000, Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Красноярский; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», 06.12.2016 поставлен на кадастровый учет.
Глава КФХ ФИО1 09.12.2016 обратился в администрацию сельского поселения с заявлением вх. № 402 о предоставлении на основании
п. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность арендуемого по договору от 22.03.2010 № 958-КР аренды земельного участка с кадастровым номером 02:47:091301:340 площадью 244 295 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район,
с/с Красноярский для ведения сельскохозяйственного производства.
Письмом от 30.12.2016 № 1017-02-25 администрация сельского поселения отказала заявителю в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, указав в обоснование отказа на обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением после дня истечения срока указанного договора аренды.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:200, арендуемого главой КФХ ФИО1 на основании договора аренды
от 22.03.2010 № 958-КР с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства», образован испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:47:091301:340 площадью 244 295 кв. м, что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отклонили доводы администрации сельского поселения о том, что глава КФХ ФИО1 не вправе претендовать на выкуп земельного участка с кадастровым номером 02:47:091301:340, поскольку в отношении данного участка не был оформлен договор аренды.
Кроме того, выявив, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:091301:340 поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», из межевого плана, составленного кадастровым инженером ФИО2 по заказу главы КФХ ФИО1, следует, что кадастровые работы также выполнялись для целей образования земельного участка с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что изначальное формирование земельного участка с разрешенным использованием «под овощеводство» на основании утвержденной администрацией сельсовета схемы расположения участка на кадастровом плане территории не влияет на право главы КФХ ФИО1 приватизировать по основаниям, предусмотренным п. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, тот же земельный участок как используемый для сельскохозяйственного производства, учитывая, что впоследствии на основании постановления администрации сельского поселения от 05.12.2016
№ 516 указанный вид разрешенного использования был изменен на вид «для сельскохозяйственного производства», поскольку указанные виды разрешенного использования участка не являются взаимоисключающими и такое изменение разрешенного использования не противоречит минимальным размерам образуемых земельных участков, установленным ст. 22 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».
Исследовав доводы администрации сельского поселения о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации, допущенных главой КФХ
ФИО1 при использовании такого земельного участка, суды установили следующее.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела материалы административного производства по факту нарушения предпринимателем ФИО1 земельного законодательства, суды выявили, что указанные нарушения касаются иного земельного участка – с кадастровым номером 02:47:000000:1387.
Учитывая, что названный участок входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:200 наряду с испрашиваемым земельным участком с кадастровым номером 02:47:091301:340, вывод суда апелляционной инстанции о том, что соответствующие нарушения не относятся к части земельного участка, впоследствии поставленного на кадастровый учет с кадастровым номером 02:47:091301:340, является правомерным.
Суд апелляционной инстанции отметил, что факт нарушения требований земельного законодательства в отношении части земельного участка площадью 1244 га является единичным, вывод суда о том, что указанное ответчиком нарушение не может безусловно лишить главу КФХ ФИО1 права на приватизацию образованного земельного участка площадью 244 295 кв. м, учитывая, что заявителем представлены статистические сведения о производимых посевах и сборе урожая в рамках отчета в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики за 2013-2016 г., которые заинтересованными лицами не опровергнуты, также следует признать правомерным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявление о приватизации земельного участка подано главой КФХ ФИО1 подано в соответствии с п. 2.1. договора до окончания срока его действия - 09.12.2016, руководствуясь подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, суды обоснованно признали право главы КФХ ФИО1 на приватизацию используемого для сельскохозяйственного производства земельного участка с кадастровым номером 02:47:091301:340.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные главой КФХ ФИО1 требования о признании недействительным изложенного в письме от 30.12.2016 № 1017-02-25 решения администрации сельского поселения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:091301:340 и обязании направить в адрес главы КФХ ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.03.2017 по делу № А07-1812/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.А. Татаринова
Судьи А.С. Полуяктов
С.Э. Рябова