ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-18329/18 от 29.11.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-16010/2018

г. Челябинск

30 ноября 2018 года

Дело № А07-18329/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2018 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Обвинцевой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.09.2018 по делу № А07-18329/2018 (судья Искандаров У.С.).

Общество с ограниченной ответственностью «Основа-Уфа» (далее – Общество, ООО «Основа-Уфа», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – Министерство, Минземимущество Республики Башкортостан) о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженный в ответе от 09.06.2018 № АХ-25/7286 во включении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Минземимущества Республики Башкортостан от 27.12.2017 № 1732, сведений об объекте недвижимого имущества – нежилом здании, кадастровый № 02:55:010503:504, расположенном по адресу: <...>, которое принадлежит на праве собственности ООО «Основа-Уфа».

Обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан разместить в установленном порядке на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о включении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Минземимущества Республики Башкортостан от 27.12.2017 № 1732, сведений об объекте недвижимого имущества – нежилом здании, кадастровый № 02:55:010503:504, расположенном по адресу: <...>, которое принадлежит на праве собственности ООО «Основа-Уфа» по состоянию на дату размещения данного Перечня в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - 31.12.2017.

Обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан направить в установленном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республики Башкортостан информацию о включении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Минземимущества Республики Башкортостан от 27.12.2017 № 1732, сведений об объекте недвижимого имущества – нежилом здании, кадастровый № 02:55:010503:504, расположенном по адресу: <...>, которое принадлежит на праве собственности ООО «Основа-Уфа».

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщить в письменной форме ООО «Основа-Уфа» о совершении выше названных юридических действий (с учетом уточненного заявления, принятого судом первой инстанции к рассмотрению).

Решением суда первой инстанции от 24.09.2018 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство указывало на несоответствие объекта недвижимого имущества – нежилого здания, кадастровый № 02:55:010503:504, расположенного по адресу: <...>, которое принадлежит на праве собственности ООО «Основа-Уфа», требованиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В представленном отзыве ООО «Основа-Уфа» указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, что ООО «Основа-Уфа» принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества – нежилое здание, кадастровый номер 02:55:010503:504, площадью 7 342,9 кв.м, расположенное по адресу: <...> (далее – Объект), запись о государственной регистрации права собственности № 02-04/101-04/201/045/2015-373/1.

Указанный Объект был включен Министерством за порядковым № 1850 в предварительный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (утвержден Приказом Министерства от 31.08.2017 № 1084, далее – Предварительный перечень).

Приказом Министерства от 27.12.2017 № 1732 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).

В утвержденный перечень Объект ООО «Основа-Уфа» не был включен.

В целях установления причин исключения Объекта из утвержденного Перечня, ООО «Основа-Уфа» обратилось в Министерство с соответствующим письмом-запросом от 14.02.2018 № 8.

В ответе Министерства от 19.03.2018 № АХ-25/3117 указано, что согласно проведенной проверке фактического использования Объекта, фактическое использование последнего не соответствует статье 378.2 НК РФ.

Заявитель повторно обратился в Министерство с мотивированным письмом-запросом от 11.05.2018 № 38.

Министерство письмом от 09.06.2018 № АХ-25/7286 отказало ООО «Основа-Уфа» во включении Объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку объект не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ с учетом результатов проведенной проверки фактического использования объекта.

Заявитель, полагая, что отказ Министерства, выраженный в письме от 09.06.2018 № АХ-25/7286, является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с данным заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств правомерности и обоснованности отказа Министерства во включении Объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Объектами налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 НК РФ).

Как следует из содержания части 1 статьи 375 НК РФ, по общему правилу налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, но в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.

Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2, 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в рассматриваемой ситуации установлены положениями статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28.11.2003 № 43-з (далее – Закон № 43-з).

Статьей 2.1 Закона № 43-з предусмотрено, что налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кромезданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);

отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3).

Согласно пункту 1.3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (действующего в спорный период) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, в том числе здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади объекта в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

Таким образом, на возможность определения налоговой базы по налогу на имущество как кадастровой стоимости недвижимого имущества влияют один из нескольких факторов:

соответствующий вид разрешенного использования земельного участка;

возможность использования соответствующего здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Возможность использования соответствующего здания может быть обусловлена как назначением помещений (исходя из кадастрового паспорта соответствующего объекта недвижимости/документами технического учета), так и фактическим использованием здания (пункты 3, 4 статьи 378.2 НК РФ)

Из материалов дела следует, что недвижимое имущество – нежилое здание, кадастровый № 02:55:010503:504, расположенном по адресу: <...>, используется в качестве гостиницы.

Здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использование которого указан как «гостиница» (т.1, л.д. 18-19).

Из материалов дела следует, что объект представляет собой 11 – этажное здание, которое состоит из отдельных, изолированных помещений (комнат, номеров), а также вспомогательных технических помещений (кладовая, коридоры, санузлы, прочее), кроме того, в здании предусмотрено размещение кухни и зоны обеда, конференцзала, что подтверждается техническим паспортом, предназначено для деловых и коммерческих целей.

Исходя из назначения помещений, расположения и конфигурации этих помещений суд приходит к выводу о возможности их использования для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Министерство, указывая на несогласие с решением суда первой инстанции, полагает, что актом обследования фактического использования Объекта, последний не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о невозможности принятия указанного акта от 28.02.2018 в качестве допустимого доказательства в связи со следующим.

В соответствии с процессуальными правилами доказывания (статьи 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) лица, участвующий в деле, обязаны доказать допустимыми доказательствами правомерность своих требований и соответствующих возражений.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном данным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в качестве доказательств не могут быть приняты сведения, документы, полученные с нарушением установленных требований.

Так, если для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций необходимо установить вид фактического использования нежилого здания, то согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок определения фактического использования установлен Постановлением Правительства РБ от 18.04.2014 № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»

Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан определено органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пункту 3.1. указанного порядка Заявители в случае несогласия с включением и (или) невключением соответствующих объектов недвижимого имущества в Перечень вправе до 1 ноября текущего налогового периода направить в Министерство обращение о проведении мероприятий по определению фактического использования объекта (далее - обращение) для принятия решения в части актуализации Перечня.

Однако, соответствующего заявление в адрес уполномоченного органа заявителем не направлялось и не могло быть направлено так как 31.08.2017 Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан был утвержден предварительный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (т.1, л.д. 23), при этом окончательный перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость был утвержден Приказом Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан только 27.12.2017 № 1732. Следовательно, заявитель по объективным причинам не мог подать обращение о проведении мероприятий по определению фактического использования Объекта (далее - обращение) для принятия решения в части актуализации Перечня.

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка обследование осуществляется комиссией в присутствии заявителя, однако, в акте отсутствуют сведения о присутствии при проведении обследования представителя заявителя.

Также в Акте отсутствует указание на ведение фото- и (или) видеосъемки. Представленные в дело Министерством к Акту обследования фотографии не имеют привязки относительно места и времени проведения фотосъемки, либо сделаны в иные даты, отличные от даты составления Акта.

Пунктом 3.6. Порядка установлено, что по результатам проведения обследования комиссией определяется вид фактического использования объекта недвижимого имущества, который отражается в акте обследования фактического использования объекта, однако, указания на вид фактического использования в акте отсутствуют.

Кроме того, Министерством не представлены доказательства составления мотивированного решения по итогам проведения обследований (пункт 3.9.Порядка).

Мероприятия по определению вида фактического использования здания на момент включения его в Перечень заинтересованным лицом не проводились, акт обследования составлен позже.

Таким образом, акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения от 28.02.2018 не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства обоснованности отказа во включении объекта недвижимого имущества с кадастровым № 02:55:010503:504 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ранее данный объект недвижимого имущества был включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Министерства от 29.12.2016 № 2007.

Иных доказательств в подтверждение доводов Министерства в материалы дела не представлено.

Следовательно, является верным вывод суда первой инстанции, что отказ Министерства, выраженный в письме от 09.06.2018 № 25/7286, во включении указанного Объекта общества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Минземимущества Республики Башкортостан от 27.12.2017 № 1732, не соответствует требования закона, не обоснован, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, потому признан судом первой инстанции незаконным, Министерство обязано восстановить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.09.2018 по делу № А07-18329/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Е.В. Бояршинова

Судьи Н.А. Иванова

А.П. Скобелкин