ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-19391/20 от 07.11.2023 АС Уральского округа

ё

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6642/23

Екатеринбург

08 ноября 2023 г.

Дело № А07-19391/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И.А.,

судей Краснобаевой И.А., Рябовой С.Э.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания населения «Азатлык» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан
от 31.05.2023 по делу № А07-19391/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители (посредством онлайн-присутствия):

Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан – Гифранова А.И. (доверенность от 14.04.2023 № М2-06-252).

автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания населения «Азатлык» – Абдулгужин И.Ф. (директор).

Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания населения «Азатлык» (далее – организация «Азатлык») о взыскании 1 307 113 руб. 36 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Юго-Восточный межрайонный центр «Семья», государственное казенное учреждение Республиканский центр социального обслуживания населения.

Решением суда первой инстанции от 31.05.2023 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано
928 604 руб. 74 коп.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.07.2023 принят отказ министерства от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2023 по делу № А07-19391/2020. Производство по апелляционной жалобе министерства прекращено. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2023 по делу
№ А07-19391/2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба организации «Азатлык» - без удовлетворения.

В кассационной жалобе организация «Азатлык» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. По мнению заявителя, проведение министерством проверки деятельности организации «Азатлык» незаконно, поскольку в перечне проверяемых лиц организация «Азатлык» отсутствует. Суды не дали оценку правомерности и законности организованной проверки, порядка проведения проверки, материалам проверки. Также заявитель не согласен с выводами судов о том, что организация «Азатлык» вправе обжаловать акт проверки, поскольку заинтересованное лицо вправе оспорить только решение, основанное на соответствующем акте проверки.

Помимо изложенного заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о нецелевом использовании ответчиком средств субсидии как опровергающийся предоставленными в материалы дела доказательствами. Ссылаясь на положения статей 28, 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель полагает, что расходы на коммунальные услуги, на уплату налогов, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, транспортные расходы являются косвенными расходами при предоставлении услуг социального обслуживания на дому и закреплены в приложении № 3 Порядка предоставления субсидии, следовательно не могут являться нецелевым использованием средств. По мнению заявителя, несение указанных расходов соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств (бюджетное ассигнование) осуществляется, в том числе в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям, физическим лицам) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.08.2014 № 402 утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим государственную услугу «Предоставление социального обслуживания на дому, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социальнопедагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг (далее – Порядок).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.08.2014
№ 402 министерство определено уполномоченным органом по предоставлению субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим государственную услугу «Предоставление социального обслуживания на дому, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг».

В соответствии с Порядком, на основании протокола от 27.12.2017 № 1 конкурсной комиссии по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим услуги в сфере социального обслуживания на дому, между министерством и организацией «Азатлык» заключен договор на предоставление субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан от 15.01.2018 № 30/28 на сумму 6 282 002 руб. 89 коп. для оказания услуги «социальное обслуживание на дому» 446 получателям социальных услуг.

Проведенной министерством плановой проверкой соблюдения целевого использования субсидий организацией «Азатлык» за период деятельности с 01.01.2018 по 31.12.2018 установлено, что в нарушение условий, предусмотренных пунктом 4.3.3 договора от 15.01.2018 № 30/18 о предоставлении субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим услугу «Предоставление социального обслуживания на дому, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг», допущено использование средств субсидии на цели, не предусмотренные условиями договора в сумме 645 108 руб. 49 коп., которая подлежит возврату в бюджет Республики Башкортостан.

Также министерством установлено, что организацией «Азатлык» необоснованно проводилось отвлечение средств субсидии на срок до полугода путем перечисления средств ответчика обществу с ограниченной ответственностью ЦСОН «Азатлык», обществу с ограниченной ответственностью «Азатлык», учредителем которых является директор организации «Азатлык», а также путем проведения платежей другим организациям по долгам указанных обществ с ограниченной ответственностью.

За счет средств субсидии в пользу обществ с ограниченной ответственностью перечислено в 2018 г. 1 383 400 руб.

Из них в 2018 г. возвращено на лицевой счет организации «Азатлык»
1 299 906 78 руб., 83 493 руб. 22 коп. на счет ответчика не возвращены.

Документы в обоснование проведения расчетов между организацией «Азатлык» и указанными юридическими лицами при проведении проверки не предоставлены.

Кроме того, министерством установлено, что средства субсидии также необоснованно использовались на оплату расходов, не связанных с оказанием социальных услуг на дому в 2018 г., в общей сумме 561 615 руб. 27 коп.

Общая сумма, установленная к возврату, составила по расчету истца
1 307 113 руб. 36 коп.

Истец обратился к ответчику с претензией от 23.07.2020 № 12-235 о возврате в доход бюджета Республики Башкортостан средств субсидий.

Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд.

При обращении в суд истец пояснил, что организацией «Азатлык» нарушены условия, установленные договором о предоставлении субсидии, в части принятых обязательств по количеству обслуженных получателей социальных услуг, а именно: в течение года неоднократно перезаключались договоры с одними и теми же получателями социальных услуг и в отчетах, представляемых в министерство, отражались данные не о количестве обслуживаемых получателей социальных услуг, а о количестве заключенных с ними договоров.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные истцом в материалы дела материалы проверки, в том числе копии заявлений о предоставлении социальных услуг и копии договоров о предоставлении социальных услуг, а также сводные таблицы анализа договоров с указанием получателей социальных услуг, договоров, заключенных с получателями и количество договоров в год, суды установили, что в результате заключения с одними и теми же лицами в течение одного календарного года двух и более договоров организацией «Азатлык» на одних и тех же получателей социальных услуг годовой объем субсидий получен дважды и более раз.

Принимая во внимание, что объем субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, на оказание государственной услуги «Социальное обслуживание населения на дому» определяется по формуле с учетом подушевого норматива финансирования оказания государственной услуги «Социальное обслуживание на дому» в год, суды пришли к выводу о нарушении организацией «Азатлык» обязательств по договору от 15.08.2018 № 30/28 о предоставлении субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, оказывающим услугу «Социальное обслуживание на дому».

Далее суды оценили доводы министерства о том, что ответчиком из суммы 4 711 502 руб. 15 коп. не освоено 662 004 руб. 87 коп., в обоснование которых истец сослался на наличие договоров, заключенных с умершими гражданами, с лицами, в отношении которых отсутствуют сведения в АИС СОН (автоматизированная информационная система «Социальное обслуживание населения»); на нарушение порядка и сроков оформления и внесения сведений в АИС СОН; на необоснованное заключение договоров в отношении несовершеннолетних граждан, поскольку в отношении этой группы лиц предусмотрено отдельное субсидирование, иной порядок учета данной категории лиц, иной порядок оформления договоров.

Суды не нашли оснований для удовлетворения требований о взыскании денежных средств в отношении лиц, с которыми были заключены соответствующие договоры, но нарушены порядок и формы заключения договоров, спорные договоры представлены невовремя, имеются недочеты в оформлении актов об оказании услуг, придя к выводу о том, что вышеперечисленные нарушения следует оценивать как нарушение условий договора, при этом использования денежных средств не по целевому назначению не допущено.

Учитывая справочный расчет истца, составленный по итогам трехсторонней сверки документов, суд первой инстанции не принял данные в отношении 21 человека, с учетом чего заключил, что неосвоенной по расчету суда является сумма 295 789 руб. 41 коп. (21 человек*14 085, 21 руб.).

Далее судами дана оценка произведенным ответчиком затратам из средств субсидии, предназначенной для финансового обеспечения иных затрат, кроме заработной платы.

Изучив документы по заявленной министерством сумме
645 108 руб. 49 коп., суды признали, что вычету из указанной суммы подлежит платеж за теплоэнергию за январь 2018 г. (платежное поручение от 02.03.2018
№ 14) в сумме 12 293 руб. 16 коп.

Остальные расходы ответчика: перечисление ответчиком обществу с ограниченной ответственностью «Азатлык», уплата задолженностей, возникших в 2017 г., уплата пеней и штрафов за несвоевременную уплату в бюджет и внебюджетные фонды, уплата задолженностей по налогам и сборам за 2017 г., расходы на командирование директора и главного бухгалтера, -признаны судами необоснованными, поскольку свидетельствуют об использовании денежных средств не по целевому назначению.

Таким образом, суды установили, что сумма неосвоенной части субсидии, предназначенной для финансового обеспечения иных затрат, кроме заработной платы, подлежащая взысканию, составила 632 815 руб. 33 коп., общая сумма к взысканию составила 928 604 руб. 74 коп.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив предоставленные в материалы доказательства, доводы и возражения сторон, приняв во внимание предоставленные документы в совокупности с результатами трехсторонней сверки, суды обоснованно удовлетворили исковые требования министерства о взыскании с общества «Азатлык» средств предоставленной субсидии в сумме 928 604 руб. 74 коп.

Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2023 по делу № А07-19391/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания населения «Азатлык» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.А. Татаринова

Судьи И.А. Краснобаева

С.Э. Рябова