ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-22797/2021 от 07.07.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4339/22

Екатеринбург

12 июля 2022 г.

Дело № А07-22797/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лазарева С.В.,

судей Краснобаевой И.А., Татариновой И.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022 по делу № А07-22797/2021
и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 21.04.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан – Бугаева Г.И. (доверенность
от 13.05.2022).

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к сельскохозяйственному снабженческо-сбытовому потребительскому кооперативу «Акбар» (далее – ответчик, кооператив «Акбар») о взыскании части денежных средств, выделенных в виде гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сумме 548 821 руб. 12 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022
в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 21.04.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы утверждает, что заключение договора от 08.11.2018 осуществлялось на основании постановления Правительства Республики Башкортостан
от 08.06.2018 № 254 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив»
и к правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиком, применимы все нормы, предусмотренные указанным постановлением. Кассатор полагает, что предоставление гранта имеет целевой характер и не предполагает компенсацию уплаченных налогов и монтажных расходов. Согласно доводам заявителя судами не учтено, что конкурсный отбор участников на предоставление грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов проводился на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 № 254, которым определен порядок предоставления такого вида гранта и норма о выделении суммы гранта на определенные цели без учета НДС в нем закреплена. Податель жалобы обращает внимание, что оценка действий ответчика по оплате монтажных работ в сумме 69 136 руб. за счет средств гранта судами не дана.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 № 254, приказом Министерства от 01.11.2018 № 224 в Республике Башкортостан сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным инициативными группами – гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и (или) субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Башкортостан, предоставляются из бюджета Республики Башкортостан гранты в форме субсидий в целях реализации доходогенерирующих проектов. Грант предоставляется на приобретение нового оборудования, техники, металлоконструкций для каркасно-тентовых ангаров (помещений) сельскохозяйственного назначения по номенклатуре, утверждаемой приказом Министерства, по одному из направлений доходогенерирующих проектов

Кооператив «Акбар» в 2018 году подал заявку на участие в первом и во втором этапах конкурсного отбора по предоставлению из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственного потребительского кооператива для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив, с приложением полного пакета документов, предусмотренных в пунктах 2.3, 3.4 постановления Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 № 254.

По итогам конкурса в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 № 254 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив» в 2018 году между Министерством и кооперативом «Акбар» заключен договор от 08.11.2018 о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходгенерирующих проектов, основанных на гражданский инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив в размере 3 000 000 руб. (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 1.1 договора Министерство в 2018 году предоставило кооперативу «Акбар» (получатель гранта) грант в форме субсидий в целях реализации доходогенерирующих проектов в сумме 3 000 000 руб. Направление денежных средств кооперативу «Акбар» гранта подтверждается платежным поручением от 22.11.2018 № 237495 на сумму 3 000 000 руб.

Между кооперативом «Акбар» (покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью «УЗПО» (поставщик) 11.01.2019 заключен договор поставки № 4, согласно условиям которого покупателем приобретен: плунжерный гомогенизатор стандарт по цене 1 980 000 руб. (в том числе НДС), пастеризатор-охладитель ПОУ-3000 по цене 2 520 000 руб. (в том числе НДС).

Кооперативом «Акбар» произведена оплата по договору поставки
от 11.01.2019 № 4в сумме 4 500 000 руб.. (в том числе НДС – 750 000 руб.),
что подтверждается платежными поручениями от 14.01.2019 № 1
на сумму 2 000 000 руб., от 31.05.2019 № 434 на сумму 500 000 руб.,
от 06.06.2019 № 475 на сумму 300 000 руб., от 21.06.2019 № 550
на сумму 1 000 000 руб., от 04.07.2019 № 625 на сумму 200 000 руб.,
от 03.12.2019 № 1317 на сумму 225 000 руб., от 09.12.2019 № 1345
на сумму 205 864 руб., от 01.08.2019 № 743 на сумму 69 136 руб.

В пункте 2.2 договора от 08.11.2018 Министерство обязуется осуществлять контроль за целевым использованием предоставляемого гранта. В соответствии с пунктом 2.1 договора Министерство вправе требовать от получателя гранта надлежащего исполнения обязательств по договору и незамедлительного устранения выявленных недостатков.

Во исполнение плана финансового контроля на 2-е полугодие 2020 года отделом ревизионной работы Министерства проведена проверка, результат которой отражен в акте от 22.12.2020, по результатам которой выявлены следующие нарушения.

Согласно пункту 2.4 договора получатель гранта обязуется использовать денежные средства, вложенные в качестве софинансирования, согласно плану расходов, указанному в приложении № 1 к договору; не допускать необоснованного и несогласованного с конкурсной комиссией по отбору участников по предоставлению грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее – конкурсная комиссия) изменения плана расходов и использования денежных средств, образованных в результате экономии по фактическому исполнению договоров, заключенных с поставщиками товаров, работ и услуг; при необоснованном и несогласованном с конкурсной комиссией изменений плана расходов и использовании денежных средств, образованных в результате экономии по фактическому исполнению договоров, заключенных с поставщиками товаров, работ и услуг, возвращать на лицевой счет Министерства не согласованно использованную часть гранта.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора стороны несут ответственность по своим обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Получатель гранта несет ответственность в соответствии с законодательством, в том числе за нецелевое использование гранта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.

Пунктом 4.13 постановления Правительства Республики Башкортостан
от 08.06.2018 № 254 изменение получателем гранта плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией.

В нарушение пункта 2.4 договора от 08.11.2018 кооперативом «Акбар» без согласования с конкурсной комиссией перечислены денежные средства за монтажные работы в сумме 69 136 руб., что не предусмотрено планом расходов.

Пунктом 4.15 постановления Правительства Республики Башкортостан
от 08.06.2018 № 254 предусмотрено, что в случаях нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, осуществляется его возврат. При отказе получателя гранта от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.

Кооператив «Акбар» применяет общую систему налогообложения.

По договору поставки от 11.01.2019 № 4 кооперативом «Акбар» приобретено оборудование на сумму 4 500 000 руб., в том числе НДС
в сумме 750 000 руб.

Софинансирование доходогенерирующего проекта в денежной форме составило 1 500 000 руб. или 33% (обязательства к договору от 08.11.2018).

Таким образом, средства гранта в размере 548 821 руб. 12 коп. использованы на цели, не предусмотренные планом расходов к договору на реализацию доходогенерирующего проекта, основанного на гражданских инициативах от 08.11.2018, ответчиком не возвращены на лицевой счет Министерства.

Согласно расчету истца денежные средства в сумме 548 821 руб. 12 коп. подлежат возврату в бюджет Республики Башкортостан.

Министерство 21.05.2021 направило кооперативу «Акбар» претензию о погашении задолженности по договору на оказание государственной поддержки о возврате средств в размере 548 821 руб. 12 коп., однако денежные средства ответчиком возвращены не были, в связи с чем Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из их незаконности и необоснованности.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене.

Согласно статьям 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие обстоятельства не установлены, устанавливает, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.

В мотивировочной части решения судом должны быть изложены доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, доводы суда в пользу принятого решения, мотивы, по которым он отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование требований и возражений доводы.

Аналогичные требования предъявляются к судебному акту апелляционного суда в силу части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных названным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

По смыслу приведенных выше положений, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Как указано выше, Министерством предоставлена субсидия кооперативу «Акбар» в сумме 3 000 000 руб. на основании заключенного договора на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов,основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив от 08.11.2018.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 № 254 утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив.

Пунктом 1.5 указанного Порядка № 254 (в редакции от 13.04.2020) грант предоставляется в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 91 процента от стоимости доходогенерирующего проекта (без учета НДС - для получателей гранта, применяющих общую систему налогообложения, и транспортных расходов), при этом срок использования гранта составляет не более 18 месяцев с даты перечисления денежных средств.

Материалами дела подтверждается и судом установлено, что кооператив «Акбар» применяет общую систему налогообложения.

Кооператив «Акбар» заключил с обществом с ограниченной ответственностью «УЗПО» договор поставки от 11.01.2019 № 4, согласно которому кооперативом приобретен плунжерный гомогенизатор стандарт по цене 1 980 000 руб. (в том числе НДС), пастеризатор-охладитель ПОУ-3000 по цене 2 520 000 руб. (в том числе НДС).

Софинансирование доходогенерирующего проекта в денежной форме составила 1 500 000 руб. и 33 % (обязательство по договору от 08.11.2018).

Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым иском, Министерство указывало, что средства гранта в размере 548 821 руб. 12 коп. использованы ответчиком на цели, не предусмотренные планом расходов к договору
от 08.11.2018, и не возвращены на лицевой счет Министерства.

Признавая заявленные требования необоснованными, указав, что предмет договора не содержит условия об использовании субсидии без учета НДС, план расходов гранта на реализацию доходогенерирующего проекта ссылок на НДС также не содержит, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что субсидированные денежные средства использованы кооперативом «Акбар» для приобретения оборудования, собственные денежные средства использованы также для оплаты оборудования, в том числе на перечисление сумм НДС. Кроме того, судом указано, что предоставления субсидии сторонами выполнены, цель предоставления субсидии – грант в форме субсидий в целях реализации доходогенерирующих проектов достигнута, денежные средства, предоставленные ответчику, реализованы в соответствии с целевым назначением.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с изложенной судами позицией, поскольку вопреки выводам судов отсутствие ссылок на НДС, его размер в договоре от 08.11.2018 и плане расходов не свидетельствует о наличии возможности у получателя гранта использовать средства гранта на возмещение затрат на уплату НДС в силу вышеприведенных положений бюджетного законодательства и Порядка № 254. При этом судами не дана оценка тому, что в справке-расчете на перечисление гранта средства гранта указаны без НДС. Кроме того, исходя из позиции судов, следует, что сумма НДС может быть получена кооперативом «Акбар» дважды: в составе гранта и путем возмещения из бюджета в соответствии с налоговым законодательством, что может повлечь неосновательное обогащение указанного лица.

Кроме того, в ходе рассмотрения судом настоящего спора Министерством приводились доводы о том, что кооператив «Акбар» не обеспечило выполнение взятых на себя обязательств по договору, допустив нецелевое использование гранта. Министерство указывало, что кооперативом «Акбар» без согласования с конкурсной комиссией перечислены денежные средства за монтажные работы
в сумме 69 136 руб., которые не предусмотрены планом расходов.

Указанные обстоятельства судами не устанавливались и в обжалуемых судебных актах не отражены. В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не исследован вопрос отнесения суммы 69 136 руб. (оплата кооперативом «Акбар» монтажных работ) к целевому или нецелевому освоению средств гранта. Надлежащая оценка представленным ответчиком в материалы дела доказательства, а именно письму от 06.09.2021, счету-фактуре № 209, ответу от 08.09.2021 на письмо
от 06.09.2021, судами не дана, мотивы отклонения или принятия указанных доказательств не приведены.

Установление данных обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.

Суд кассационной инстанции полагает преждевременными выводы судов о необоснованности требований истца о взыскании части денежных средств, выделенных в виде гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обстоятельства, имеющие существенное значение для целей рассмотрения настоящего дела, судом в полном объеме не исследованы и не установлены.

Таким образом, суд округа считает, что судебные акты приняты при неполном выясненных фактических обстоятельствах дела, выводы судов, содержащиеся в решении, постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, что могло привести к принятию неправомерного судебного акта, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, они подлежат отмене.

Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, которые невозможны в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках данного спора, с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дать надлежащую правовую оценку всем доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы сторон, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022
по делу № А07-22797/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.В. Лазарев

Судьи И.А. Краснобаева

И.А. Татаринова