Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5460/17
Екатеринбург
17 октября 2017 г. | Дело № А07-23102/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З. Г.,
судей Лазарева С. В., Рябовой С. Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее – территориальное управление) и общества с ограниченной ответственностью «Прайз» (далее – общество «Прайз») на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 по делу № А07-23102/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан .
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан приняли участие представители:
общества «Прайз» - ФИО1 (доверенность от 27.06.2017);
территориального управления – ФИО2 (доверенность от 29.07.2017 № 92).
Общество «Прайз» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к территориальному управлению об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442 общей площадью 7 702 кв.м, расположенного по адресу: <...> СССР, д. 30. Истец просил изложить пункт 2.1 договора в следующей редакции: «Цена участка составляет 68 650 (шестьдесят восемь тысяч шестьсот пятьдесят) рублей».
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2017 (судья Архиереев Н.В.) исковые требования удовлетворены, пункт 2.1 договора принят в редакции истца.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 (судьи Богдановская Г.Н., Пирская О.Н., Соколова И.Ю.) решение суда отменено, пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «Цена участка составляет 2 746 000 (два миллиона семьсот сорок шесть тысяч) рублей».
В кассационной жалобе общество «Прайз» просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции – оставить в силе. Заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для выкупа земельного участка по льготной цене в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости, установленной п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». По его мнению, определяющим критерием для применения указанной льготной ставки является факт отчуждения объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, из государственной или муниципальной собственности в собственность лица, претендующего на выкуп земельного участка. При этом заявитель отмечает, что в случае перехода права на такой объект недвижимости от лица, ставшего собственником объекта в результате его отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другому лицу по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, такое лицо также имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене. В этой связи общество указывает на то, что соответствующий объект недвижимости был приобретен им по договору купли-продажи от 13.09.2012, заключенному с обществом «Вектор», право собственности зарегистрировано 20.08.2013. В свою очередь данный объект принадлежал обществу «Вектор» на основании акта передачи нереализованного имущества должника взыскателю в счет погашения долга, постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество. Таким образом, общество «Вектор» в результате приобретения права собственности на государственное имущество также приобрело право выкупа земельного участка по льготной цене в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости. Кроме того, кассатор в обоснование наличия у него права на применение при выкупе земельного участка льготной цены ссылается на п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В кассационной жалобе территориальное управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о правомерности определения выкупной цены земельного участка исходя из кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2012 в размере рыночной стоимости равной 2 746 000 руб. на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2013 по делу № А07-6039/2013. По его мнению, основанием для установления кадастровой стоимости в размере рыночной согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации является судебный акт, вступивший в законную силу. Поскольку проект договора купли-продажи земельного участка был первоначально направлен в адрес общества письмом от 23.07.2013 № 7464, в то время как решение суда первой инстанции вступило в силу 25.09.2013, следовательно, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для применения данной кадастровой стоимости. При этом территориальное управление поясняет, что на момент направления письма от 23.07.2013 № 7464 кадастровая стоимость земельного участка составляла 40 471 314 руб. 03 коп. и была определена в ходе проведения в 2011 году в Республике Башкортостан очередного тура работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Салават Республики Башкортостан, результаты государственной кадастровой оценки были утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 № 521, соответствующие сведения об экономических характеристиках внесены в государственный кадастр недвижимости 31.01.2012. В дальнейшем при направлении в адрес общества последнего письма от 15.09.2015 № 2015 с проектом договора купли-продажи земельного участка выкупная цена была определена в размере 26 794 179 руб. 72 коп. Данная цена на момент направления проекта договора являлась актуальной, и соответствовала п. 2 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 № 279.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании постановления главы Администрации города Уфы Республики Башкортостан от 18.03.1998 № 1058 и договора аренды от 29.04.1998 № 307-98/а государственному унитарному предприятию «Уфимское приборостроительное производственное объединение» (далее - предприятие «УППО») в аренду на 10 лет был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, площадь 137392,50 кв.м, для размещения административно-производственных корпусов.
В порядке уточнения площади указанного земельного участка при межевании был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 02:55:020603:0015 площадью 163 861,03 кв. м.
Впоследствии из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:0015 был образован земельный участок с кадастровым номером 02:55:020603:0413 площадью 161 321 кв. м, а из указанного участка - земельный участок с кадастровым номером 02:55:020603:442 площадью 7702 кв. м (дата постановки на кадастровый учет - 16.04.2009).
Между территориальным управлением (арендодатель) и предприятием «УППО» (арендатор) был заключен договор аренды от 30.09.2009 № 000898, согласно которому в аренду предприятию «УППО» передавался земельный участок с кадастровым номером 02:55:020603:442 площадью 7702 кв. м.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу № А07-2715/2012 установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Вектор» (далее – общество «Вектор») является собственником 6-ти этажного административно-производственного здания (корпус 16), общей площадью 19400 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020603:442 по адресу: <...> СССР, д. 30. С учетом данного обстоятельства за обществом «Вектор» признано исключительное право на приватизацию указанного земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
В рамках указанного дела судами установлено, что 28.11.2011 общество «Вектор» обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участок с кадастровым номером 02:55:020603:442 общей площадью 7702 кв.м.
Письмом от 19.04.2012 № 03383 территориальное управление направило в адрес общества «Вектор» проект договора купли-продажи и расчет выкупной стоимости земельного участка. Данное письмо было возвращено территориальному управлению в связи с отсутствием адресата по указанному им адресу.
Из письменных пояснений территориального управления от 01.02.2017 по настоящему делу следует, что 13.06.2012 общество «Вектор» обратилось с просьбой повторно направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442.
Обществом «Вектор» 26.06.2012 получено письмо территориального управления от 21.06.2012 № 05114 с приложением проекта договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка и расчета выкупной стоимости.
Письмом от 06.08.2012 № 16747 территориальное управление, рассмотрев обращение общества «Вектор» от 06.07.2012 № 7324, вернуло протокол разногласий от 06.07.2012.
При этом судами установлено, что материалы дела не содержат сведений о том, что общество «Вектор» в порядке ст. 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации обращалось в суд для урегулирования разногласий, возникших между заявителем и территориальным управлением при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442.
Между обществом «Вектор» (продавец) и обществом «Прайз» (покупатель) заключен договор купли-продажи от 13.09.2012, по условиям которого продавец передает, а продавец принимает в собственность 3-х этажное нежилое здание (корпус 16), общей площадью 19288,8 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020603:442 по адресу: <...> СССР, д. 30. В договоре определено, что имущество принадлежит продавцу на основании акта передачи нереализованного имущества должника взыскателю в счет погашения долга от 31.05.2011, постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество от 31.05.2011.
Между территориальным управлением (арендодатель) и обществом «Прайз» (арендатор) заключен договор аренды от 30.12.2013 № 1024 земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442 площадью 7702 кв. м
Общество «Прайз» 27.12.2012 обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442 в собственность.
Письмом от 18.01.2013 № 355 территориальное управление по результатам рассмотрения заявления возвратило обществу представленный им пакет документов на доработку, указав на отсутствие копии документа, удостоверяющего личность заявителя, либо личность представителя физического либо юридического лица.
Общество «Прайз» 28.06.2013 повторно обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442.
Письмом от 23.07.2013 № 7464 территориальное управление направило в адрес общества «Прайз» проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442, а также сообщило о том, что цена земельного участка устанавливалась в размере его кадастровой стоимости.
В итоге письмом от 15.09.2015 № 05/7936 территориальное управление направило в адрес общества «Прайз» договор купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности общества «Прайз», от 10.09.2015 № 1/2015, согласно которому выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442 площадью 7702 кв. м. составила 26 794 179 руб. 72 коп.
По запросу арбитражного суда федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан представило ответ от 01.02.2017, в котором указало на следующие обстоятельства.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 02:55:020603:442 поставлен на учет 16.04.2009 с видом разрешенного использования «Обслуживание административно-производственных корпусов», категории земель населенных пунктов и площадью 7 702 кв.м.
Первоначально кадастровая стоимость данного земельного участка была рассчитана в установленном порядке согласно нормам Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222. Исходя из вида разрешенного использования, при расчете применен удельный показатель кадастровой стоимости 7-й группы видов функционального использования земель «Земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными станциями и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи» в размере 5901,10 руб./кв.м., утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.11.2007 № 321. В результате кадастровая стоимость составила 45 450 272 руб. 20 коп., имеет дату внесения в государственный кадастр недвижимости – 16.04.2009.
В 2011 году был проведен очередной тур работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель в городских округах г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Салават Республики Башкортостан. Исходя из установленного вида разрешенного использования, исполнителем оценочных работ земельный участок оценен по 9-й группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 № 521 и определены по состоянию на 01.01.2011. В результате выполненных работ кадастровая стоимость земельного участка составила 40 471 314 руб. 30 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составил 5 254,65 руб./кв.м, имеет дату внесения в государственный кадастр недвижимости – 31.01.2012.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2013 по делу № А07-6039/2013 кадастровая стоимость указанного земельного участка была установлена по состоянию на 01.01.2012 в размере рыночной равной 2 746 000 руб. Дата внесения в государственный кадастр недвижимости - 16.10.2013.
В 2014 году проведен очередной тур работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Исходя из установленного вида разрешенного использования исполнителем оценочных работ земельный участок также оценен по 9-й группе видов разрешенного использования. В результате выполненных работ кадастровая стоимость земельного участка составила 26 794 179 руб. 72 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составил 3 478,86 руб./кв.м. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014 № 5860, имеет дату определения – 01.06.2014, имеет дату внесения в государственный кадастр недвижимости – 01.01.2015.
Общество «Прайз», ссылаясь на необходимость определения выкупной стоимости земельного участка исходя из кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2012 в размере рыночной стоимости равной 2 746 000 руб. на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2013 по делу № А07-6039/2013, а также полагая, что у него имеется право на выкуп земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», обратилось в арбитражный суд с иском об урегулировании преддоговорного спора.
Суд первой инстанции при его разрешении исходил из того, что для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости. Таким образом, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате следующих сделок. Суд принял во внимание, что объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, был приобретен обществом «Прайз» по договору купли-продажи от 13.09.2012, заключенному с обществом «Вектор». В этой связи суд указал на то, что общество «Вектор» в результате приобретения права собственности на государственное имущество также приобрел право выкупа по льготной цене в размере 2,5 % от кадастровой стоимости участка. Кроме того, ссылаясь на п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, суд отметил, что испрашиваемый участок предоставлен правопредшественнику общества, который не воспользовался своим правом на выкуп по льготной цене. С учетом изложенного суд пришел к выводу о возможности применения при определении выкупной стоимости указанного земельного участка льготной цены в размере 2,5 % от кадастровой стоимости, установленной в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ. Приняв во внимание, что по состоянию на момент подачи заявления о выкупе (28.06.2013) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442 составляла 2 746 000 руб., суд первой инстанции установил выкупную стоимость земельного участка в размере 68 650 руб. (2 746 000 руб. x 2,5%).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение, пришел к выводу о том, что судом первой инстанции неверно определена выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442, поскольку для целей применения льготного порядка определения цены выкупа земельного участка, установленного п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, собственник объекта недвижимости должен реализовать своё исключительное право на приобретение земельного участка в срок до 01.07.2012. При этом суд отметил, что общество «Прайз» не является правопреемником общества «Вектор», что установлено вступившим в законную силу постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу № А07-2715/2012. Кроме того, суд принял во внимание, что обществом «Вектор» ранее в установленном законом порядке право на приватизацию соответствующего земельного участка реализовало не было. Установив отсутствие доказательств того, что в отношении земельного участка, на котором расположен объект недвижимости заявителя, имело место переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды до 01.07.2012, суд также не усмотрел оснований для применения льготной цены выкупа и в соответствии с нормой п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ. Таким образом, с учетом отсутствия оснований для применения льготной цены выкупа, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что по состоянию на момент подачи заявления о выкупе (28.06.2013) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442 составляла 2 746 000 руб., разрешил преддоговорной спор, установив выкупную стоимость указанного земельного участка в размере 2 746 000 руб.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанного судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исходя из положений ст. 554 и 555 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями договора купли-продажи недвижимости является условие о предмете и его цене.
При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным (п. 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей до 01.03.2015) граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений
(п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду уполномоченный орган власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного не нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 000 000 человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
По смыслу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ определяющими критериями применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков являются факт отчуждения здания, строения, сооружения, расположенного на таком земельном участке, из государственной или муниципальной собственности, а также факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
При этом право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Таким образом, судам при урегулировании преддоговорного спора об установлении выкупной цены отчуждаемого земельного участка исходя льготных цен, предусмотренных нормой п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в рассматриваемом случае необходимо достоверно установить наличие или отсутствие совокупности вышеуказанных юридических фактов, обусловливающих право заявителя на применение соответствующих льготных цен.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе заявление общества «Прайз» от 27.12.2012 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442 в собственность, в соответствии с которым заявитель первоначально обратился в территориальное управление; письмо от 18.01.2013 № 355, из которого следует, что территориальное управление по результатам рассмотрения заявления возвратило обществу представленный им пакет документов на доработку, указав на отсутствие копии документа, удостоверяющего личность заявителя, либо личность представителя физического либо юридического лица; заявление общества «Прайз» от 28.06.2013, согласно которому общество повторно обратилось в территориальное управление с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442; письмо от 23.07.2013 № 7464, в соответствии с которым территориальное управление направило в адрес общества «Прайз» проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что для целей выкупа земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442 юридическое значение имеет заявление общества «Прайз», направленное в адрес территориально управления 28.06.2013.
Поскольку общество «Прайз» обратилось в уполномоченный орган с заявлением о выкупе земельного участка после 01.07.2012 (как в соответствии с первоначально поданным заявлением, так и в соответствии с повторным заявлением), суд апелляционной инстанции верно указал, что оснований для расчёта выкупной стоимости земельного участка путём применения ставки 2,5 % от кадастровой стоимости, предусмотренной п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, не имеется.
Отклоняя ссылку истца на наличие у него права на приватизацию земельного участка по льготной цене в силу приобретения объекта недвижимости у общества «Вектор», суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что продавцом в установленном законом порядке право на приватизацию земельного участка реализовано не было, что подтверждается материалами дела. Кроме того, вступившим в законную силу постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу № А07-2715/2012 в удовлетворении заявления общества «Прайз» о процессуальном правопреемстве на стороне заявителя (общество «Вектор») было отказано.
Отклоняя ссылку истца на п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены п. 1 ст. 2 данного Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
Таким образом, юридическим фактом, обусловливающим право заявителя на применение соответствующих льготных цен, применительно к п. 2.2 ст. 3 названного Федерального закона является факт переоформления права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемым земельным участком на право аренды в период со дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ до 01.07.2012.
Установив, что первичное предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:0015 (из которого впоследствии был образован испрашиваемый земельный участок) в аренду было произведено до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, что исключает право на приватизацию земельного участка по льготной цене в соответствии с указанной нормой, а также учитывая отсутствие в материалах дела доказательств возникновения у предприятия «УППО» права постоянного бессрочного пользования указанным земельным участком, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для применения льготной цены выкупа и в соответствии с п. 2.2 ст. 3 названного Федерального закона.
Доводы общества «Прайз», изложенные в кассационной жалобе, не опровергают приведенных выводов суда апелляционной инстанции, основаны не неправильном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению.
В силу п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Согласно п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, поскольку на момент подачи обществом «Прайз» заявления на приватизацию земельного участка (28.06.2013) указанный порядок определения цены земельного участка не был установлен, в силу чего цена подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости
Согласно норме ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на момент подачи обществом надлежащего заявления о приватизации (28.06.2013) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442 была установлена по результатам актуализации государственной кадастровой оценки земель в 2011 году по состоянию на 01.01.2011 в размере 40 471 314 руб. 30 коп.
Однако решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2013 по делу № А07-6039/2013 была установлена кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2012, которая составила 2 746 000 руб. Сведения о новой кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 16.10.2013, в силу чего с учетом положений абз. 3 ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежат применению для определения выкупной стоимости земельного участка.
Поскольку решением суда установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, сведения о прежней кадастровой стоимости, определенной по результатам массовой кадастровой оценки, считаются недостоверными.
В силу того, что соответствующие изменения внесены в государственный кадастр недвижимости, договор купли-продажи земельного участка после обращения общества «Прайз» за выкупом земельного участка не был заключен, соответственно, при урегулировании разногласий по договору относительно цены, подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная судом, в размере 2 746 000 руб.
Применение ответчиком кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам массовой кадастровой оценки 2014 года, является необоснованным, поскольку на момент обращения истца за выкупом указанная кадастровая стоимость не была установлена и заключение договора купли- продажи по такой цене нарушает права истца (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2017 № 305-ЭС16-19865).
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно определил выкупную стоимость земельного участка в размере 2 746 000 руб., правомерно разрешив преддоговорной спор.
Доводы территориального управления, изложенные в кассационной жалобе, приведенных выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны не неправильном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 по делу № А07-23102/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью «Прайз» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий З.Г. Семенова
Судьи С.В. Лазарев
С.Э. Рябова