Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7021/22
Екатеринбург
02 ноября 2022 г.
Дело № А07-23977/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Татариновой И.А., Беляевой Н.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – глава КФХ ФИО1, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2021 по делу № А07-23977/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От главы КФХ ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан (далее – администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением о возложении обязанности на главу КФХ ФИО1 разработать в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150701:53 общей площадью 500 068 кв. м, расположенном по адресу: западнее от д. Яр-Бишкадак Урман-Бишкадакского с/с на расстоянии примерно 800 метров; в течение 6 (шести) месяцев за счет собственных средств провести работы по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствиис проектом рекультивации и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150701:53 общей площадью 500 068 кв. м, расположенном по адресу: западнее от д. Яр-Бишкадак Урман-Бишкадакского с/с на расстоянии примерно 800 м.
Исковые требования изложены в соответствии с принятым судом уточнением в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыКомитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбай, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2021 исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика разработать в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу проект рекультивации нарушенных земель (приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150701:53 общей площадью 500 068 кв. м, расположенного по адресу: западнее от д. Яр-Бишкадак Урман-Бишкадакского с/с на расстоянии примерно 800 метров. Суд возложил на ответчика обязанность в течение 6 месяцев за счет собственных средств провести работы по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с проектом рекультивации и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150701:53 общей площадью 500 068 кв. м, расположенном по адресу: западнее от д. Яр-Бишкадак Урман-Бишкадакского с/с на расстоянии примерно 800 м.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава КФХ ФИО1 просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель жалобы считает выводы судов необоснованными, поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство вело свою деятельность по всем полученным разрешительным документам для строительства и развития фермерского хозяйства. Глава КФХ ФИО1 указывает на то, что администрация необоснованно ссылается на порчу земли, поскольку истец согласовал проекты берегоукрепительного сооружения и пруда-копани, а для реализации проектов требуется строительство, следовательно, снятие плодородного слоя, а также рытье пруда-копани.
При рассмотрении спора судами установлено, что между администрацией (арендодатель) и главой КФХ ФИО2 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 10.10.2014 № 104СХ-КФХ, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, именуемый в дальнейшем «участок», из категории земли сельскохозяйственного назначения, имеющий кадастровый номер 02:28:150701:53 площадью 500 068 кв. метров (50,01 га), в том числе: пашни 500 068 кв. м; имеющий ориентиры: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Населенный пункт. Участок находится примерно в 800 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, Урман-Бишкадакский с/с, д. Яр-Бишкадак, предоставленный для ведения крестьянского фермерского хозяйства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Согласно пункту 3.1 договора аренды земельного участка от 10.10.2014 № 104СХ-КФХ срок аренды устанавливается с 12.09.2014 до 12.09.2024.
Земельный участок передан арендатору 10.10.2014 по акту приема-передачи.
В последующем земельный участок на основании договоров уступки передан ФИО3 по договору от 05.04.2017, затем ФИО1 по договору от 19.04.2018, потом обществу «УК Мир» по договору от 23.05.2018, которое передало права и обязанности главе КФХ ФИО4
В соответствии с пунктом 7.2 договора аренды земельного участка от 10.10.2014 № 104СХ-КФХ арендатор, в том числе обязан: использовать земельный участок в соответствии с целью и условиями его предоставления; при осуществлении разрешенного использования участка обеспечивать соблюдение требований санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности, экологического надзора и иных установленных требований,использовать объект разумно, добросовестно, обеспечивая его сохранность на протяжении всего срока действия договора.
Договор аренды земельного участка от 10.10.2014 № 104СХ-КФХ и договоры переуступки зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан в установленном порядке.
Последний договор переуступки от 16.05.2019 между обществом УК «Мир» и КФХ ФИО1 согласно штампу на договоре зарегистрирован 24.05.2019.
Согласно акту осмотра от 06.12.2019, проведенного совместно заместителем главного государственного инспектора Ишимбайского района и г. Ишимбай Республики Башкортостан по использованию и охране земель ФИО5 и исполняющим обязанности начальника отдела муниципального контроля ФИО6, ответчик на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150701:53 проводил земляные работы с применением экскаватора на протяжении более 600 метров, шириной более 6 метров. В месте работы экскаватора глубина составила более 2 метров, производилось перемещение грунта и вывоз (песка) силами грузовой техники (самосвала). Со слов арендатора земельного участка, производится строительство берегоукрепительных сооружений вблизи д. Яр-Бишкадак, СП Урман – Бишкаджакский сельсовет, согласно проекту на строительство излишек грунта вывозится. Указанные земляные работы с администрацией не согласованы. К акту прилагаются фотоматериалы.
По результатам совместного осмотра администрация направила материалы в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан письмом от 13.12.2019 № 5244 для принятия соответствующих мер реагирования.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан направило в адрес администрации письмо от 17.12.2020 исх. № РК-05/5730, в котором возвратило материалы проверки без составления административного протокола на основании части 1 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
На основании распоряжений администрации от 25.06.2020 № 308, 309 исполняющим обязанности начальника отдела муниципального контроля администрации ФИО7 13.07.2020 проведен рейдовый осмотр, обследования земельного участка с кадастровым номером: 02:28:150701:53.
Также совместно исполняющим обязанности начальника отдела муниципального контроля администрации и ведущим специалистом Комитета управления собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по Ишимбайскому району и г. Ишимбаю произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 02:28:150701:53.
Согласно акту осмотра от 13.07.2020 на обследуемом земельном участке установлено наличие деревянного забора со шлакбаумом, где написано «Опасная зона» Идет строительство», имеется информационный стенд с надписью «Посторонним вход запрещен», «Опасная зона» и установлен щит «Схема строительства КФХ Шамсутдинов».
На момент осмотра было выявлено снятие и перемещение грунта шириной 6 метров протяженностью 600 метров с восточной стороны. В момент осмотра проводились земляные работы, работал экскаватор и 3 грузовых автомобиля, один из грузовых автомобилей вывез ПГС за пределы земельного участка с кадастровым номером 02:28:150701:53 в неизвестном направлении.
По результатам осмотра 13.07.2020 отделом муниципального контроля администрации выдано предостережение главе КФХ ФИО1 о недопустимости нарушения обязательных требований и принять меры по обеспечению соблюдению обязательных требований предусмотренных статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Администрация 14.07.2020 № 147 направило в адрес главы КФХ ФИО1 уведомление о нарушении условий договора, согласно которому ответчику предлагалось до 01.08.2020 привести земельный участок с кадастровым номером 02:28:150701:53 в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, т.е. для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
По результатам совместного осмотра администрация направила материалы в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан письмом от 21.07.2020 № 166 для принятия соответствующих мер реагирования.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан направлен в адрес администрации ответ от 18.08.2020 РК-05/3740, согласно которому по факту проведения несанкционированных земляных работ возбуждено дело об административном правонарушении на основании части 1 статьи 8.6 КоАП РФ и проводится административное расследование в отношении главы КФХ ФИО1
Материалы проверки письмом также направлены в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан от 21.07.2020 № 3006, в этом же письме администрация указала, что в ходе осмотра было выявлено нецелевое использование земельного участка и его порча путем создания базы отдыха и строительства домиков для туристов, при этом глава КФХ ФИО1 прикрывается справкой Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 05.10.2018 № 08-09-579 и продолжает вывозить ПГС в неизвестном направлении.
Стерлитамакское территориальное управление Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в ответе от 20.08.2020 № 06-1143 сообщило, что в отношенииглавы КФХ ФИО1 Ишимбайской межрайонной прокуратурой возбуждено административное производство на основании части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Комитетом управления собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по Ишимбайскому району г. Ишимбаю письмом от 27.07.2020 № 3813 направлено главе КФХ ФИО1 дополнительное соглашение от 22.07.2020 к договору аренды земельного участка от 10.10.2014 № 104СХКФХ, договор дополнен пунктом 7.2 следующего содержания: «арендатор обязан обеспечить охрану арендуемого земельного участка с кадастровым номером 02:28:150701:53 в целях недопущения вывоза и реализации песчано-гравийной смеси (ПГС). Арендатору запретить осуществлять добычу, вывоз и реализацию ПГС в коммерческих целях третьим лицам с указанного земельного участка».
Данное соглашение арендатором не подписано.
Администрацией составлен новый акт осмотра от 03.09.2020, в котором отражены те же факты, что и в предыдущем акте (наличие забора, шлакбаума, надписей «Опасная зона», «Идет строительство», снятие и перемещение грунта шириной 6 метров протяженностью 600 м с восточной стороны земельного участка. В акте осмотра также зафиксировано, что выявлено два карьера, частично заполненные водой (обозначены их размеры), верхний грунт снят и складируется на земельном участке, имеется вал с ПГС. С момента осмотра от 13.07.2020 глава КФХ ФИО1 не устранил указанные нарушения, отраженные в уведомлении о нарушении условий договора аренды земельного участка и предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований. В частности, не привел земельный участок с кадастровым номером 02:28:150701:53 в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, т.е. для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
Администрация, ссылаясь на условия договора аренды, положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селен, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) определено, что под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, а загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее – постановление Пленума № 49), при рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума № 49 основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ответчик как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору аренды без вины и только непреодолимая сила исключает его ответственность за противоправное поведение.
Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступления вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума № 49,возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона № 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, на запрос суда материалов административных дел, в частности, протоколов об административном правонарушении от 14.11.2020 № ДЛ-000578, от 08.12.2020 № ДЛ-000579, составленных Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республики Башкортостан, 01.10.2020 в 15 часов 00 минут выявлено нарушение, выразившееся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы на общей площади 9480,65 кв. м на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:28:150701:53, находящемся в аренде у главы КФХ ФИО1 на основании договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.10.2014 № 104СХ-КФХ, а именно: на площади 7100 кв. м проведена работа по добыче ПГС; вдоль границы участка имеется траншея площадью 2380,65 кв. м (оградительный вал) без оформления разрешительной документации, утвержденного проекта рекультивации нарушенных земель, документов по проектированию и строительству пруда. Таким образом, нарушены пункт 4 статьи 13, статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан ФИО8 составлен протокол об административном правонарушении от 14.11.2020 № ДЛ-00578 в отношении главы КФХ ФИО1 на основании части 1 статьи 8.6 КоАП РФ. При составлении протокола глава КФХ ФИО1 пояснил, что с протоколом ознакомлен.
Факт снятия и перемещения плодородного слоя почвы подтверждается протоколом осмотра от 01.10.2020, схемой к нему, протоколом об административном правонарушении от 14.11.2020 № ДЛ-000578 и другими материалами дела.
Из материалов проверки также следует, что 01.10.2020 в ходе осмотра отобраны образцы почвы для исследования на агрохимические показатели и определением от 01.10.2020 назначена почвенная экспертиза с исследованием почвенных проб в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Башкирский референтный центр Россельхознадзора». При проведении вышеуказанных действий производилась видеосъемка.
На основании экспертного заключения от 28.10.2020 № 20-0211, выданного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Башкирский референтный центр Россельхознадзора», протоколов испытаний от 16.10.2020 № 20-5759-01 (18), выданных испытательным центром Федеральным государственным бюджетным учреждением «Башкирский референтный центр Россельхознадзора», выявлено нарушение, выразившееся в уничтожении плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:28:150701:53, на общей площади 12549,21 кв. м, а именно: место траншеи и карьерной выработки в результате неселективного снятия почвенных горизонтов на общей площади 9480 кв. м, в результате перекрытия почвенного профиля на месте отвалов вскрышных пород, насыпи ПГС, на общей площади 3068,56 кв. м. Таким образом, нарушены пункт 4 статьи 13, статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан ФИО8 составлен протокол об административном правонарушении от 08.12.2020 № ДЛ-000579 в отношении главы КФХ ФИО1 на основании части 2 статьи 8.6 КоАП РФ. При составлении данного протокола глава КФХ ФИО1 пояснил, что с протоколом ознакомлен.
Согласно экспертному заключению от 28.10.2020 № 20-0211 земельный участок сельскохозяйственного назначения на площади 50,0068 га не пригоден к использованию по целевому назначению, так как на поверхности участка практически полностью отсутствует органическое вещество (снижение содержания органического вещества на 91,67%, 89,58%,85,42% по сравнению с контрольной пробой) в результате смешивания плодородного слоя почвы с вскрышными породами.
Использование данного земельного участка в целях сельскохозяйственного производства требует проведения как технического (восстановление плодородного слоя), так и биологического (внесение повышенных доз органических и фосфорных удобрений) этапов рекультивации земель. Рекультивации подлежат земли согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 80 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Факт нарушения подтверждается экспертным заключением от 28.10.2020 № 20-0211, протоколом осмотра от 01.10.2020 и прилагаемыми к нему схемой расположения земельного участка, видеозаписью, актом отбора проб от 01.10.2020, протоколами об административном правонарушении от 14.11.2020 № 000578, 08.12.2020 № ДЛ-000579, постановлениями УправленияФедеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республики Башкортостан от 25.12.2020 № 05-141, № 05-142 о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 статьи 8.6 КоАП РФ. При этом в постановлениях о привлечении к административной ответственности отражено, что при составлении протоколов ФИО1 с протоколами ознакомлен, нарушения признавал.
Таким образом, суды правомерно указали, что на землях сельскохозяйственного назначения глава КФХ ФИО1 допустил уничтожение плодородного слоя почвы на общей площади 12 549,21 кв. м.
Должностное лицо – глава КФХ ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Согласно постановлению заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора Басырова Д.Ф о возбуждении в отношении главы КФХ ФИО1 дела об административном правонарушении от 23.06.2020, поступившему в адрес Управления из Ишимбайской межрайонной прокуратуры от 21.07.2020 № 1706 для рассмотрения, установлено, что 02.06.2020 на левом берегу реки Белая на противоположной стороне д. ЯрБишкадак Ишимбайского района главой КФХ ФИО1 осуществлялась деятельность по «пользованию недрами без лицензии на пользование недрами».
Оценивая постановления о привлечении к административной ответственности на основании частей 1, 2 статьи 8.6 КоАП РФ, суды также приняли во внимание, что глава КФХ ФИО1 правонарушения признавал. Сведений о том, что постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности оспорены и в установленном порядке отменены, при рассмотрении спора в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о доказанности факта причинения главой КФХ ФИО1 вреда окружающей среде в части уничтожения главой КФХ ФИО1 плодородного слоя почвы на общей площади 12549,21 кв. м.
Истцом заявлены требования о возложении обязанности главы КФХ ФИО1 разработать проект и восстановить нарушенное состояние окружающей среду путем проведения рекультивации земельного участка.
При решении вопроса об удовлетворении требования о возмещении вреда в натуре, в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона № 7-ФЗ, судопределяет, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным. Применительно к пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации суду следует исходить из того, осуществимо ли устранение наступивших негативных изменений окружающей среды в результате проведения ответчиком восстановительных работ как его собственными силами (при наличии технической и иной возможности), так и путем привлечения третьих лиц.
В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме (пункт 17 постановления Пленума № 49).
Согласно пункту 18 постановления Пленума № 49 в силу пункта 2 статьи 78 Закона № 7-ФЗ среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в данном случае проект восстановительных работ, направленных на устранение причиненного ответчиком ущерба земельным участкам, в материалах дела отсутствует.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что в резолютивной части решения суда суд первой инстанции обязал главу КФХ
ФИО1 разработать проект и провести работы по рекультивации.
Согласно пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее – Правила), рекультивация земель, консервация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Согласно пункту 28 Правил срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.
Таким образом, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, а также отсутствие действий со стороны ответчика по рекультивации спорного земельного участка, суды правомерно пришли к выводу о применении способа возмещения вреда в натуре, как наиболее соответствующий целям и задачам природоохранного законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что в случае, если действия ответчика будут направлены на уклонение от исполнения судебного акта по возмещению причинения вреда в натуре, с учетом содержания пунктов 13, 17, 18 постановления Пленума № 49 не исключена возможность изменения порядка и способа исполнения судебного акта на возмещение вреда в денежной форме.
С учетом изложенного, выводы судов являются правомерными.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов о наличии оснований для возложения на главу КФХ ФИО1 обязанности разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), провести работы по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с проектом рекультивации не опровергают,о нарушении судами норм права не свидетельствуют, по существу, сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2021 по делу № А07-23977/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.В. Торопова
Судьи И.А. Татаринова
Н.Г. Беляева