ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-24556/2017 от 07.05.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2712/2018

г. Челябинск

08 мая 2018 года

Дело № А07-24556/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2018 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Карпачевой М.И.,

судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 .02.2018 по делу № А07-24556/2017 (судья Перемышлев И.В.).

В судебном заседании приняли участие представители заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» - Гумерова Елена Анатольевна (доверенность от 29.12.2017 № 119/1-42), Махмутова Альфия Варисовна (доверенность от 05.05.2016).

Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее – ООО «БашРТС», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее – ФГБУ ФКП Росреастра по РБ, заинтересованное лицо, Учреждение) о признании незаконными действий (решение), выразившихся в невозможности внесения сведений о границах охранных зон указанных в заявлении тепловых сетей в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН), об обязании внести сведения в ЕГРН о границах охранных зон указанных в заявлении тепловых сетей согласно ранее представленным картам (планам) требования сформулированы с учетом их уточнений, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) - л.д.116 т.1).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора в порядке ст.51 АПК РФ привлечены Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью "Служба кадастровых инженеров", общество с ограниченной ответственностью "Уральский кадастровый центр".

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2018 (резолютивная часть от 13.02.2018) в удовлетворении требований отказано (т. 6 л.д. 163).

С вынесенным решением не согласился заявитель, обратился с апелляционной жалобой, в тексте которой просит решение отменить, вынести новой судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе ООО «БашРТС» (далее также – податель жалобы, апеллянт) указывает, что в соответствии со ст. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) не предусмотрено обязательное наличие решения органов местного самоуправления. Поскольку нормами действующего законодательства не определен орган, устанавливающий (утверждающий) границы охранных зон тепловых сетей, и соответствующего решения органами местного самоуправления не принималось, , обязанности по подаче такого заявления у органов местного самоуправления не имеется. В рассматриваемом случае апеллянт полагает возможным применение положений ст.14 Закона №218-ФЗ, предусматривающего осуществление кадастрового учета по заявлению заинтересованного лица.

Апеллянт указывает на необоснованные ссылки суда в решении на нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который утратил силу с 01.01.2017, а также на нарушение прав третьих лиц, поскольку наложение охранных зон на земельные участки третьих лиц не лишает последних права пользования этими участками.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание кроме заявителя никто представителей не направил.

С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО "БашРТС" является собственником следующих тепловых магистральных сетей, расположенных в г. Стерлитамак:

1. Тепломагистраль N 1 кадастровый номер 02:56:000000:3965, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, ул. Техническая, Геологическая, Дружбы, пр. Октября, протяженность 6823 м

2. Тепломагистраль N 2 кадастровый номер 02:56:000000:3964, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, ул. Волочаевская, Николаева, пр. Ленина, Фурманова, протяженностью 4250 м

3. Тепломагистраль N 3 кадастровый номер 02:56:000000:4062, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, ул. Железнодорожная, Вокзальная, протяженностью 6343 м

4. Тепломагистраль N 4 кадастровый номер 02:56:000000:4061, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, ул. Дружбы-Одесская, протяженность 860 м

5. Тепломагистраль N 5 кадастровый номер 02:00:000000:1695, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, ул. Салавата Юлаева, Тукаева протяженность 1955 м

6. Тепломагистраль N 6 кадастровый номер 02:56:000000:4060, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, ул. Курчатова, Комарова, Ибрагимова, протяженность 2246 м

7. Тепломагистраль N 7 кадастровый номер 02:56:000000:3967, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, ул. Имая Насыри, пр-т Октября, ул. Льва Толстого, ул. Смирнова, переход через железнодорожные пути, ул. Созонова, ул. Худайбердина, протяженность 3053 м

8. Тепломагистраль N 8 кадастровый номер 02:56:000000:1731, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, от Ново-Стерлитамакской ТЭЦ, на землях СПК им. Явнова, Раевский тракт, ул. Артема, протяженность 6187 м

9. Тепломагистраль N 9 кадастровый номер 02:44:151401:817, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, Ново-Стерлитамакская ТЭЦ, протяженность 3 000 м

10. Тепломагистраль N 10 кадастровый номер 02:56:000000:3575, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, ул. Артема, протяженность 1 738 м

11. Тепломагистраль N 11 кадастровый номер 02:56:000000:3561, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, протяженность 4067 м

12. Тепломагистраль N 12 кадастровый номер 02:56: 000000:3971, расположенная по адресу: г. Стерлитамак пос. Первомайск, протяженность 1292 м.

С 2014 по 2017 года ООО "БашРТС" выполнен комплекс работ, включающих в себя: проведение межевых работ сооружений, изготовление карта (плана) объекта для постановки на государственный кадастровый учет объектов как зон с особыми условиями использования территорий.

Данные кадастровые работы проведены подрядными организациями:

- ООО "Служба кадастровых инженеров" в рамках заключенного договора N 105-260 от 20.04.2015, дополнительных соглашений о продлении срока N 105-260 от 20.04.2015, N 105-261 от 20.04.2015, N 105-590 от 29.12.2016;

- ООО "Уральский кадастровый центр" в рамках заключенного договора N 105-18, 105-19 от 20.01.2016, N 105-589 от 29.12.2016 На основании заключенных договоров выполнены следующие работы: изготовление технических планов кадастровых паспортов сооружений, определение границ охранных зон данных сооружений, изготовление карт (планов), внесение технических (кадастровых) сведений о сооружениях в Единый государственный реестр недвижимости.

Заявитель 10.05.2017 обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" с письмом N БашРТС/001/1703 о внесении сведений в ЕГРНо границах зон с особыми условиями использования территории на основании карт (планов) согласно приложенному перечню в общем порядке кадастрового учета.

30.05.2017 г. филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ в адрес ООО "БашРТС" направлено уведомление N 341 о невозможности внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории в ЕГРН по основаниям, установленным ч. 2 ст. 34 Закона № 218-ФЗ, а именно, по причине непредставления решения органа местного самоуправления об установлении данных зон (л.д.38 т.1).

Заявитель, полагая, что бездействие заинтересованного лица нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, чтоограничение прав на землю в виде ограничения хозяйственной деятельности в охранных зонах сопровождается принятием акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Такого акта в материалы дела не представлено.Судом установлено, что в данном случае внесение заявленных изменений в государственный кадастр недвижимости может повлечь нарушение прав и законных интересов значительного числа собственников земельных участков, в пределах которых располагаются спорные тепловые магистрали, в связи с чем, суд пришел к выводу о невозможности разрешения настоящего спора в порядке гл. 24 АПК РФ.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании ст. 71 АПК РФ, судебная коллегия соглашается с указанными выводами в силу следующего.

Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого заинтересованным лицом решения и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.

В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований отсутствует.

Порядок внесения сведений в ЕГРН о зонах регулируется статьей 32 Закона № 218-ФЗ и Правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее - Правила направления документов).

В соответствии с п. 4 Правил направления документов в случае установления или изменения границ зон, а также прекращения их существования федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон или о прекращении их существования, направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны.

Частью 1 статьи 33 Закона N 218 предусмотрено, что внесение в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий по заявлению заинтересованного лица осуществляется только в случаях, предусмотренных статьей 32 Закона N 218-ФЗ, в том числе в случае принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 31 Правил направления документов обязательным приложением к документу (содержащимся в нем сведениям), направляемому в орган регистрации прав в соответствии с п. 4 указанных правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон, перечень координат характерных точек границ зон.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

При этом Законом N 218 и Правилами направления документов также не предусмотрена возможность направления в орган регистрации прав в порядке информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений) об охранных зонах, в отношении которых не принимаются решения органов государственной власти или органов местного самоуправления об их установлении.

Таким образом, из указанных выше норм права следует, что ограничение прав на землю в виде ограничения хозяйственной деятельности в охранных зонах сопровождается принятием акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и по заявлению заинтересованного лица при наличии решения указанных органов об установлении, изменении или о прекращении существования зоны.

Доводы апеллянта о возможности применения к спорным правоотношениям положений ст. 14 Закона № 218-ФЗ подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не имеют правового значения для настоящего дела, не влияют на законность вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду вышеуказанных обстоятельств.

При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2018 по делу № А07-24556/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья М.И. Карпачева

Судьи: Г.Н. Богдановская

Л.П. Ермолаева