Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5615/23
Екатеринбург
11 сентября 2023 г.
Дело № А07-2667/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Черкезова Е.О.,
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании, с использованием средств видеоконференц-связи, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее ? заявитель, УФК по Республике Башкортостан, Казначейство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2023 по делу № А07-2667/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан принял участие представитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан – ФИО1 (доверенность от 05.08.2022 № 0100-19-06/5519, диплом, паспорт).
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее ? УФСИН России по Республике Башкортостан, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к УФК по Республике Башкортостан о признании недействительным пункта 1 требования Представления от 10.12.2020 № 0100-20-06/8512 в части: « - по пункту 1 настоящего Представления устранить нарушение путем перечисления причиненного указанным нарушением ущерба Российской Федерации в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации Российской Федерации 320 1 13 02991 01 6000 120 средств федерального бюджета, использованных по нецелевому назначению, в размере 2 510 002,78 рублей и принятии мер по устранению причин и условий нарушения, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности» (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2023 заявленные требования удовлетворены, пункт 1 представления УФК по Республике Башкортостан от 10.12.2020 № 0100-20-06/8512 признан недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФК по Республике Башкортостан просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Заявитель считает, что расчеты с подрядчиком по государственному контракту за работы УФСИН России по Республике Башкортостан следовало производить по статье 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», вместе с тем фактически оплата работ произведена по статье 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд», в связи с чем нарушены статьи 38, 162, пункт 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что УФСИН России по Республике Башкортостан 30.05.2017 обратилось к главному распорядителю бюджетных средств в лице ФСИН России о выделении лимитов бюджетных обязательств в 2017 году ориентировочно в сумме 16 617 тыс. руб. на подключение к городским тепловым сетям теплового пункта ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России в связи с прекращением производственной деятельности, реализации производственных площадей и аварийным состоянием котельного оборудования предприятия «ЛО БПО Прогресс», от которого осуществлялось теплоснабжение и горячее водоснабжение ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России, с приложением перечня работ, необходимых для реализации данных мероприятий.
Указанием ФСИН России от 12.09.2017 № исх-20-60693 выделены бюджетные ассигнования по КБК 0305 42 3 08 90049 244 в сумме 2714,3 тыс. руб. с указанием целевого назначения на разработку проектно-сметной документации и проведения технического перевооружения индивидуального теплового пункта ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России.
Денежные средства выделены расходным расписанием от 13.09.2017 № 320/00130573/035 по КБК 320 главе 320 – «Федеральная служба исполнения наказаний»; подразделу 0305 «Система исполнения наказаний», целевой статье 4230890049 «Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований»; виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг».
Казначейство в соответствии с приказом от 11.09.2020 № 308 «О назначении плановой камеральной проверки в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» в период с 28.09.2020 по 13.10.2020 в отношении УФСИН России по Республике Башкортостан проведена плановая проверка предоставления и использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, результаты проверки отражены в акте камеральной проверки Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (УФСИН России по Республике Башкортостан) от 13.10.2020).
В ходе проверки установлено использование средств федерального бюджета, выделенных в 2017 году по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» для оплаты государственного контракта от 25.10.2017 № 3/13-3423, заключенного между управлением и Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление строительства № 3 Федеральной службы исполнения наказаний», на выполнение работ по техническому перевооружению индивидуального теплового пункта Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 2 Федеральной службы исполнения наказаний» на сумму 2 510 002 руб. 78 коп., подлежащих отнесению за счет средств, выделенных по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», что привело к нецелевому использованию средств федерального бюджета.
По итогам проверки Казначейством в адрес УФСИН России по Республике Башкортостан внесено представление от 10.12.2020 № 0100-20-06/8512, полученное последним 17.12.2020, в котором указано, что:
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение статьи 38, статьи 162, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 5.1 пункта 5 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее - ВСН 58-88 (р)), пункта 3 Перечня дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов, приложенного к ВСН 58-88 (р), Учреждением за счет средств федерального бюджета в 2017 году по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» оплачены расходы по капитальному ремонту индивидуального теплового пункта, подлежащие отнесению за счет средств, выделяемых по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», что привело к нецелевому использованию средств федерального бюджета на сумму 2 510 002,78 рублей;
2. В нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 № 112н, пункта 7 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 02.02.2017 № 76, Учреждением в 2017 году допущены 5 случаев утверждения изменений показателей бюджетной сметы на 2017 финансовый год (на плановый период 2018 и 2019 годов) позже 10 рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств на сумму 928 000,00 рублей;
3. В нарушение частей 6, 8 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ? Федеральный закон № 44-ФЗ), Учреждением в 2019 году не предъявлен Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление строительства по Северо-Кавказскому Федеральному округу» Федеральной службы исполнения наказаний штраф за факт неисполнения этапа работ «Выполнение инженерных изысканий», предусмотренного Государственным контрактом от 25.12.2018 № 3/13-596 государственного контракта 1819320105962000000000000 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, включая изыскательские работы, по объекту капитального строительства: «Следственный изолятор на 500 мест ГУФСИН России по Республике Башкортостан в Иглинском районе Республике Башкортостан» ИКЗ 181027500645502750100100962927112413;
4. В нарушение частей 6, 7 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, Учреждением в 2019 году не предъявлены Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление строительства № 3» Федеральной службы исполнения наказаний пени за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного Государственным контрактом от 24.07.2019 № 3/13-186.
Данным представлением Казначейство обязало в срок до «15» февраля 2021 года принять меры по устранению нарушений и принять меры по устранению их причин и условий, в том числе:
? по пункту 1 Представления устранить нарушение путем перечисления причиненного указанным нарушением ущерба Российской Федерации в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации Российское Федерации 320 1 13 02991 01 6000 130 средств федерального бюджета, использованных по нецелевому назначению, в размере 2 510 002 руб. 78 коп. и принять меры по устранению причин и условий нарушения, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности;
? по пунктам 3, 4 Представления устранить нарушение путем направления в адрес контрагентов требований об уплате пеней, штрафа и принять меры по устранению причин и условий нарушений, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности.
Не согласившись с вынесенным представлением в части пункта 1, УФСИН России по Республике Башкортостан обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о необоснованности пункта 1 оспоренного представления.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему бюджетному законодательству Российской Федерации, а также практике его применения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных взаимоотношений), получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований: вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления. Порядок применения классификации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, которое определяет порядок применения статей и подстатей классификации, в частности, устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации (пункт 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», к числу правоприменительных функций Казначейства России относится предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета получателями средств федерального бюджета.
К полномочиям Федерального казначейства по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, которые и закрепляют направления проведения операций санкционирования, законодатель относит: контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств: контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета: контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному контракту сведениям о данном государственном контракте, содержащемся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета утвержден Приказом Минфина России от 30.12.2015 № 221н «О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета» (далее ? Порядок, Приказ № 221н).
Согласно пункту 10 Порядка сведения о бюджетном обязательстве, возникшем на основании документа-основания, направляются в орган Федерального казначейства с приложением копии договора в форме электронной копии документа на бумажном носителе, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подтвержденной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени получателя средств федерального бюджета.
Согласно пункту 13 Порядка (в редакции Приказа Минфина России от 29.07.2016 № 127н (период действия с 01.01.2017 по 06.01.2018)) проверка сведений о бюджетном обязательстве проводится, в том числе, на «соответствие предмета бюджетного обязательства, указанного в сведениях о бюджетном обязательстве, коду классификации расходов федерального бюджета, указанному по соответствующей строке данных сведений». В случае отрицательного результата проверки сведений о бюджетном обязательстве на соответствие вышеуказанного требования УФК на основании пункта 8 Порядка направляет получателю средств федерального бюджета Протокол в электронном виде с указанием в нем причины, по которой не осуществляется постановка на учет бюджетного обязательства.
Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета указан в приказе Минфина России от 17.11.2016 № 213н. Санкционирование ? это разрешительная надпись (акцент), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (пункт 5 статьи 219, пункт 5 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (пункт 1). При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления (пункт 2). В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (пункт 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу положений пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и сторонами не оспаривается, между управлением и Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление строительства № 3 Федеральной службы исполнения наказаний» заключен контракт от 25.10.2017 № 3/13-3423, на выполнение работ по техническому перевооружению индивидуального теплового пункта Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 2 Федеральной службы исполнения наказаний».
Из материалов дела установлено, что денежные средства выделены УФСИН России по Республике Башкортостан расходным расписанием от 13.09.2017 № 320/00130573/035 по КБК 320 главе 320 – «Федеральная служба исполнения наказаний»; подразделу 0305 «Система исполнения наказаний», целевой статье 4230890049 «Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований»; виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг».
Как следует из материалов дела Казначейством в ходе проверки установлено использование средств федерального бюджета, выделенных в 2017 году по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» для оплаты государственного контракта на выполнение работ по техническому перевооружению индивидуального теплового пункта Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 2 Федеральной службы исполнения наказаний» на сумму 2 510 002 руб. 78 коп., подлежащих отнесению за счет средств, выделенных по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», что, по мнению УФК по Республике Башкортостан привело к нецелевому использованию средств федерального бюджета.
По итогам проверки Казначейством в адрес УФСИН России по Республике Башкортостан внесено представление от 10.12.2020 № 0100-20-06/8512.
Кроме того Казначейством по итогам вышеуказанной проверки, по тем же обстоятельствам, в адрес УФСИН России по Республике Башкортостан также выдано предписание от 19.02.2021 № 0100-23-06/1045, которым на УФСИН России по Республике Башкортостан возложена обязанность принять меры по возмещению в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 2 510 002 руб. 78 коп., использованных по нецелевому назначению.
Указанное предписание от 19.02.2021 № 0100-23-06/1045 являлось предметом судебного разбирательства в рамках арбитражного дела № А07-10303/2021.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.08.2021 по делу № А07-10303/2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.02.2022, заявленное требование УФСИН России по Республике Башкортостан к УФК по Республике Башкортостан о признании недействительным предписания от 19.02.2021 № 0100-23-06/1045 удовлетворено.
В рамках дела № А07-10303/2021 судами установлено, что выделенные бюджетные средства заявителем использованы на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, а также в соответствии с государственным контрактом от 25.10.2017 № 3/13-342, заключенным на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, локально-сметным расчетом (приложение № 1 к контракту), техническим заданием, счетом-фактурой, актами выполненных работ КС-2, КС-3.
Согласно локальному сметному расчету (Приложение № 1 к контракту) проведены следующие виды работ: - смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры (пункты локально сметного расчета 78-94); - установка (при необходимости) воздушных кранов (пункты локально сметного расчета 20-77); - утепление труб, приборов, расширительных баков, вантузов (пункты локально сметного расчета 112-116); - смена отдельных секций у чугунных котлов, арматуры, контрольно-измерительных приборов, колосников (пункты локально сметного расчета 95- 98. 101-109); - замена отдельных электромоторов или насосов малой мощности (пункты локально сметного расчета 9-19); - гидравлическое испытание и промывка системы (пункты локально сметного расчета 99-100); - регулировка и наладка систем отопления (пункты локально сметного расчета 163- 164).
Согласно пункту 1.1. Положения об организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее ? ВСН 58-88(р)). Настоящее Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Понятие текущего и капитального ремонта содержится в Приложении № 1 к ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р), где определено, что ремонт здания ? это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания. Текущий ремонт здания ? ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Перечень работ по текущему ремонту приведен в Приложении 7, где в части проведения основных работ по текущему ремонту центрального отопления предусмотрены работы: смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры; установка (при необходимости) воздушных кранов; утепление труб, приборов, расширительных баков, вантузов; перекладка обмуровки котлов, дутьевых каналов, боровов дымовых труб (в котельной); смена отдельных секций у чугунных котлов, арматуры, контрольно-измерительных приборов, колосников; замена отдельных электромоторов или насосов малой мощности, восстановление разрушенной тепловой изоляции; гидравлическое испытание и промывка системы: промывка отопительных приборов (по стояку) и в целом систем отопления; регулировка и наладка систем отопления.
Локально сметный расчет (приложение № 1 к контракту) на техническое перевооружение индивидуального теплового пункта ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России сформирован с учетом ВСН 58-88(р) и содержит виды работ, которые в свою очередь соответствуют «Перечню основных работ по текущему ремонту зданий и объектов», указанному в приложении № 7.
Согласно подпункту 5.1. пункта 5 ВСН 58-88(р), на который ссылается Казначейство, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае контракт заключен УФСИН России по Республике Башкортостан с целью восстановления теплоснабжения и горячего водоснабжения ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России путем подключения к городским тепловым сетям, по причине прекращения производственной деятельности и аварийного состояния котельного оборудования АО «БПО Прогресс» от которого осуществлялось теплоснабжение и горячее водоснабжение. При этом при выполнении указанных работ улучшение эксплуатационных показателей ремонтируемого здания и экономическая целесообразность модернизации здания или улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, на которые ссылается Казначейство (подпункт 5.1. пункта 5 ВСН 58-88 (р)), не производились.
Более того, согласно отчетам об использовании топливно-энергетических ресурсов, воды и состояния энергетических объектов за 2016, 2017, 2018 гг. прослеживается увеличение потребление тепловой энергии после проведения ремонта теплового пункта, так в 2016 г. потребление тепловой энергии составляло 638,6 Гкал, в 2017 - 718,7 Гкал, в 2018 - 759,0 Гкал.
Таким образом, средства федерального бюджета, представленные главным распорядителем бюджетных средств с условием их расходования на оплату работ по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», фактически были использованы получателем бюджетных средств, то есть УФСИН России по Республике Башкортостан, по предусмотренному бюджетной сметой целевому назначению ? для оплаты работ по указанному в платежном поручении виду расходов 244.
Учитывая изложенное и приняв во внимание установленный факт использования управлением бюджетных средств на цели, соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденной главным распорядителем бюджетной смете, суды пришли к обоснованному выводу, что управлением был пройден контроль на соответствие предмета бюджетного обязательства, указанного в сведениях о бюджетном обязательстве, коду классификации расходов федерального бюджета, указанному по соответствующей строке данных сведений.
На основании изложенного суды вопреки позиции Казначейства об отнесении расходов по оплате выполненных работ к виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», а не к виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» сообразно предмету контракта на техническое перевооружение, указали, что расходование денежных средств (расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований) было обеспечено управлением в соответствии с необходимыми целями и задачами, так как затраты понесены на обеспечение функционирования индивидуального теплового пункта ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России.
Следовательно, денежные средства использованы в соответствии с целями, определенными в документе, являющемся правовым основанием для их выделения (расходное расписание от 13.09.2017 № 320/00130573/035).
Таким образом, Казначейство не представило доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании УФСИН России по Республике Башкортостан денежных средств в указанной сумме.
Судами установлено, что 26.10.2017 УФСИН России по Республике Башкортостан на контроль в УФК по Республике Башкортостан направлены сведения о государственном контракте от 25.10.2017 № 3/13-342 с приложением локально-сметного расчета, также 03.11.2017 информацию об изменении объемов выполнения работ по заключенному государственному контракту (дополнительное соглашение № 1 от 03.11.2017 с приложением локально-сметного расчета), в последующем также направлены сведения о его исполнении с приложением актов выполненных работ КС-2, КС-3, платежных документов.
Согласно сведениям ЕИС (скриншот сайта) «контролируемая информация по контракту от 25.10.2017 № 3/13-342 (с учетом внесения изменений дополнительным соглашение от 03.11.2017 № 1), реестровый номер согласно уведомлению № 1210 от 07.11.2017 12:26 успешно прошла контроль соответствия и подлежит размещению в ЕИС».
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что контроль на соответствие предмета бюджетного обязательства, указанного в сведениях о бюджетном обязательстве, коду классификации расходов федерального бюджета, указанному по соответствующей строке данных сведений, пройден.
Согласно абзацу 7 пункта 14.1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Оснований для выводов о том, что бюджетные средства использованы получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденной главным распорядителем бюджетной смете, у судов не имелось.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования УФСИН России по Республике Башкортостан о признании недействительным пункта 1 представления УФК по Республике Башкортостан.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса.
В силу частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы ? установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2023 по делу № А07-2667/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Поротникова
Судьи О.Л. Гавриленко
Е.О. Черкезов