ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-2696/2011 от 06.06.2012 АС Уральского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8864/11

Екатеринбург

13 июня 2012 г.

Дело № А07-2696/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Василенко С.Н., Кангина А.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее – министерство сельского хозяйства) и общества с ограниченной ответственностью «Ялан» (далее – общество) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 по делу № А07-2696/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

министерства сельского хозяйства – ФИО1 (доверенность                     от 24.02.2012 № 01-26-301);

общества – ФИО2 (доверенность от 21.11.2011 б/н).

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к министерству сельского хозяйства с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании несоответствующим действующему законодательству письма министерства сельского хозяйства           от 24.12.2010 № 01-12-5568 об отказе в предоставлении субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 году, возложении на министерство сельского хозяйства обязанности произвести выплату субсидии в пользу заявителя в общей сумме 19 636 893 руб.

Определением суда от 24.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан.

Решением суда от 12.07.2011 в удовлетворении требований общества отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что общество не является сельхозтоваропроизводителем по смыслу ст. 3 Федерального закона   от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон о развитии сельского хозяйства).

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда           от 06.10.2011 решение суда оставлено без изменения. Апелляционный суд указал, что общество является сельхозтоваропроизводителем, однако у него не возникло право на получение субсидии по ставке 352 руб. за 1 га площади погибших сельскохозяйственных культур, поскольку ненормативный правовой акт, которым установлена эта ставка, вступил в законную силу после обращения общества в министерство за предоставлением субсидии.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа    от 17.01.2012 постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При этом суд кассационной инстанции отметил, что основание, по которому судом апелляционной инстанции отказано в получении субсидии, в оспариваемом акте, принятом 24.12.2010, не содержалось; при признании общества сельскохозяйственным товаропроизводителем апелляционному суду следовало рассмотреть заявление общества по существу, дать оценку документам, приложенным обществом к заявлению.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда           от 22.03.2012 (судьи Румянцев А.А., Деева Г.А., Мальцева Т.В.), вынесенным при новом рассмотрении дела, решение суда отменено, требования общества удовлетворены частично. Суд апелляционной инстанции признал оспариваемое письмо министерства сельского хозяйства не соответствующим действующему законодательству и обязал его выплатить обществу субсидию на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенных в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 году, в сумме 6 770 016 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе министерство сельского хозяйства просит постановление суда апелляционной инстанции от 22.03.2012 отменить, решение суда первой инстанции от 12.07.2011 оставить в силе, ссылаясь на то, что выводы суда апелляционной инстанции не основаны на нормах бюджетного законодательства Российской Федерации и сделаны с нарушением норм процессуального права. Министерство сельского хозяйства не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что общество является сельхозтоваропроизводителем, поскольку на момент обращения за субсидиями период его работы не составил календарного года, а доля дохода от реализации произведенной им сельхозпродукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за 2009 год (за три месяца работы) составила 35,1%. Министерство сельского хозяйства также отмечает, что суд апелляционной инстанции, рассмотрев и оценив в судебном заседании в 2011 году отчетные документы за 2010 год, не рассмотренные компетентными на то органами исполнительной власти, нарушил положения ст. 10 Конституции Российской Федерации и ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, в кассационной жалобе указано, что действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскивать в 2012 году субсидию, которая подлежала выдаче в 2010 году; объем денежных средств, предоставленных из федерального бюджета в форме дотаций в 2010 году, исчерпан; действие нормативных правовых актов, предусматривающих субсидирование в связи с засухой, прекратилось.   

В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции от 22.03.2012 отменить, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм процессуального права, а также несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и материалам дела.  Общество полагает, что им недополучена из бюджета субсидия на возмещение части ущерба в сумме 10 270 422 руб., рассчитанная исходя из ставки 217 руб. и ставки 669 руб., уменьшенной на ставку 352 руб. Заявитель поясняет, что справки-расчеты о предоставлении субсидии по ставке 669 руб. с отметкой об их принятии министерством сельского хозяйства не представлены, так как министерство отказывало в приеме документов, ссылаясь на выдачу обществу уведомления об отказе в дальнейшем рассмотрении документов для предоставления субсидии.                                                                                                                                                

В отзыве на кассационную жалобу министерство сельского хозяйства просит оставить в силе решение суда первой инстанции, отменить постановление суда апелляционной инстанции.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25.06.2010 № 697-р министерству сельского хозяйства в соответствии с республиканской программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан             от 30.11.2007 № 348 (с последующими изменениями), предписано: принять комплекс мер, направленных на снижение рисков в сельском хозяйстве и стабилизацию финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей; принять меры по привлечению средств из федерального бюджета на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий; разработать и представить на утверждение в Правительство Республики Башкортостан порядок предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 № 237 утвержден Порядок предоставления в 2010 году из бюджета Республики Башкортостан субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий (далее – Порядок предоставления субсидий).

Получателями субсидий при соблюдении условий предоставления документов, определенных в п. 4 Порядка предоставления субсидий определены следующие категории: сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство); организации потребительской кооперации; организации, осуществляющие производство сельскохозпродукции, ее переработку и реализацию.

Уполномоченным на прием заявлений на предоставление субсидий и принятие соответствующих решений по ним определено министерство сельского хозяйства.

Расчет причитающейся субсидии получателям субсидии определяется исходя из ставки субсидии 222 руб. на 1 га площади погибших сельскохозяйственных культур, утвержденной приказом министерства сельского хозяйства от 28.06.2010 № 86 «О реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 июня 2010 года № 237».

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.11.2010 № 439 в постановление от 28.06.2010 № 237 внесены изменения, касающиеся круга субъектов, имеющих право на получение субсидий на возмещение части затрат, понесенных в связи с засухой. В качестве получателей субсидии определены сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе вновь зарегистрированные в текущем календарном году, подтверждающие по итогам работы за календарный год, в течение которого получены субсидии, долю дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции в размере не менее 70 процентов в их доходе от реализации товаров (работ, услуг).

Приказом министерства сельского хозяйства от 22.11.2010 № 175 внесены изменения в приказ от 28.06.2010 № 86, в приложении № 2 к которому (в новой редакции) установлена ставка субсидии на 1 га погибших площадей незастрахованных сельскохозяйственных культур в размере 352 руб.

При рассмотрении спора судами установлено, что 30.09.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 37 по Республике Башкортостан в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица – общества за основным государственным регистрационным номером 1090267001835 (свидетельство серии 02 № 005958697).

В соответствии с Уставом общества предметом его деятельности является выращивание зерновых и зернобобовых культур, разведение крупного рогатого скота, деятельность агентов по оптовой торговле живыми животными и кормами для сельскохозяйственных животных.

Аналогичные виды деятельности отражены и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

Комиссией в составе представителей общества, администрации муниципального района Баймакский район, отдела государственной статистики в Баймакском районе, метеорологической станции Баймак 27.06.2010 составлен акт № 57 обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия), из которого следует, что в период с 10.05.2010 по 24.06.2010 в результате атмосферной и почвенной засухи погибли сельскохозяйственные культуры общества на площади               19233 га; общая сумма материального ущерба составляет 147 856 тыс. руб.

Указанный акт утвержден 28.06.2010 главой администрации муниципального района Баймакский район.

Общество обратилось в министерство сельского хозяйства с заявлением от 06.07.2010 № 625 о предоставлении субсидии на возмещение части ущерба в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 № 237.

В обоснование заявленной к возмещению суммы субсидии заявителем представлена справка-расчет, согласно которой объем субсидии, определенной исходя из ставки 222 руб. за 1 га площади погибших сельскохозяйственных культур, с учетом площади погибших сельскохозяйственных культур общества 19233 га, составляет 4 269 726 руб.

По результатам рассмотрения данного заявления и представленных документов министерством сельского хозяйства принято решение о выплате субсидии в сумме 4 269 726 руб. При этом статус получателя субсидии определен как организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции.

Указанная сумма перечислена обществу из бюджета, что подтверждается платежным поручением от 07.07.2010 № 330073 и справкой о перечисленных субсидиях за 2010 год.

Общество 29.11.2010 обратилось в министерство сельского хозяйства с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части ущерба, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий.

К заявлению обществом приложена справка-расчет, из которого следует, что потребность в субсидии, определенной исходя из ставки 352 руб. за 1 га площади погибших сельскохозяйственных культур, с учетом площади погибших сельскохозяйственных культур общества 19233 га, составляет             6 770 016 руб.

В ответ на данное обращение министерство сельского хозяйства уведомило общество об отказе в дальнейшем рассмотрении документов для предоставления субсидии, в связи с несоблюдением условий, предусмотренных п. 4 Порядка предоставления субсидий.

В письме от 24.12.2010 № 01-12-5568 министерство сельского хозяйства сообщило заявителю, что на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 № 237 (с изменениями от 22.11.2010   № 439) и приказа министерства сельского хозяйства от 28.06.2010 № 86              (с изменениями от 22.11.2010 № 175) субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям; исходя из ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства общество не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем для предоставления испрашиваемой субсидии.

Общество, полагая, что отказ министерства сельского хозяйства в предоставлении субсидии, содержащийся в письме от 24.12.2010 № 01-12-5568, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое письмо принято министерством сельского хозяйства в пределах своих полномочий, соответствует требованиям бюджетного законодательства и не нарушает прав заявителя.

Суд признал обоснованными выводы министерства сельского хозяйства о том, что общество не является сельхозтоваропроизводителем по смыслу ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства, поскольку заявитель зарегистрирован в 2009 году, для него календарный год определяется с 30.09.2009 по 31.12.2009, доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров за 2009 год составляет 35,1%

Апелляционный суд счел ошибочным вывод суда первой инстанции и министерства сельского хозяйства об отсутствии у общества статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, т.е. за период с 1 января по 31 декабря (ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Между тем из содержания ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства не следует, что для определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя доля дохода от реализации должна определяться применительно к предшествующему периоду (календарному году), соответствующей оговорки указанная норма не содержит.

В данном случае не имеет правового значения доля дохода, определенная по итогам 2009 года. В 2010 году доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров составила 72,3%.

Учитывая, что основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило отсутствие у общества статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, суд апелляционной инстанции, признав данный вывод необоснованным и установив факт представления обществом в министерство сельского хозяйства всех необходимых документов,  правомерно удовлетворил требование общества о признании оспариваемого письма министерства сельского хозяйства не соответствующим действующему законодательству и обязал министерство сельского хозяйства выплатить заявителю субсидию в сумме 6 770 016 руб.

При этом суд апелляционной инстанции правомерно не принял довод министерства сельского хозяйства о том, что выплаты субсидий прекращены в связи с полным освоением денежных средств, поскольку в силу ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания решения незаконным суд принимает решение об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; доказательств освоения денежных средств на момент возникновения обязанности министерства сельского хозяйства произвести выплату субсидии не представлено.

Отказывая в удовлетворении требования общества о выплате субсидии в сумме 12 866 877 руб., рассчитанной исходя из ставки 669 руб. за 1 га площади погибших сельскохозяйственных культур на основании приказа министерства сельского хозяйства от 27.12.2010 № 224 «О внесении изменений в Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 28 июня 2010 года № 86 «О реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 июня 2010 года № 237», с учетом площади погибших сельскохозяйственных культур общества 19233 га, суд апелляционной инстанции правомерно указал на непредставление обществом доказательств обращения  в министерство сельского хозяйства с заявлением о предоставлении субсидии с обоснованием заявленной к возмещению суммы субсидии справкой-расчетом по названной ставке и документальным подтверждением статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с Законом о развитии сельского хозяйства.

По тем же основаниям подлежит отклонению довод общества, изложенный в кассационной жалобе, о недополучении из бюджета субсидии в сумме 10 270 422 руб., определенной исходя из ставки 217 руб. и ставки 669 руб., уменьшенной на ставку 352 руб., с учетом площади погибших сельскохозяйственных культур общества 19233 га.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационный жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 по делу № А07-2696/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью «Ялан» – без удовлетворения.

Председательствующий                                                       В.А. Лукьянов

Судьи                                                                                    С.Н. Василенко

А.В. Кангин