ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-2510/2021
г. Челябинск
22 марта 2021 года
Дело № А07-27998/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Карпачевой М.И., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ямбург-Агро-Плюс» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2021 по делу № А07-27998/2019.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Ямбург-Агро-Плюс» - ФИО1 (доверенность от 07.09.2020 № 34 сроком до 07.09.2021, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «Ямбург-Агро-Плюс» (далее – ООО «Ямбург-Агро-Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 30.01.2019 № 297 «О резервировании земель в границах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для муниципальных нужд», о снятии ограничений, установленных п. 8 постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 30.01.2019 № 297 «О резервировании земель в границах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для муниципальных нужд», в качестве способа восстановления нарушенного права.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2021 (резолютивная часть от 12.01.2021) в удовлетворении заявления ООО «Ямбург-Агро-Плюс» отказано.
С указанным решением суда не согласилось ООО «Ямбург-Агро-Плюс» (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что решение суда незаконно и подлежит отмене полностью в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Апеллянт указал, что в решении суда от 12.01.2021 сделан ошибочный вывод о том, что на основании постановления Администрации сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 16.08.2018 № 34 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в границах кадастрового квартала 02:47:031411 д. Фомичево поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» было принято оспариваемое решение о резервировании спорного земельного участка, тогда как в преамбуле постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 30.01.2019 № 297 «О резервировании земель в границах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для муниципальных нужд» ссылка на указанный нормативный акт отсутствует.
По мнению апеллянта, спорное постановление противоречит документу территориального планирования, так как согласно Генеральному плану Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан, действующему на момент принятия постановления, основные объёмы нового жилищного строительства размещаются индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками до 0,15 га на свободных территориях в с. Булгаково, д. Камышлы и д. Фомичёво. В деревне Фомичёво новые территории под жилую застройку (без улиц) на расчётный срок запланированы всего на территории 18,67 га, резервирование территории запланировано - 19,03 га, что значительно меньше зарезервированного спорным постановлением. В разделе 3.4.3. Производственное и коммунальное строительство Генерального плана в таблице Проектные предложения по размещению производственных объектов указано, что предлагается диверсификация территории ООО «Ямбург-Агро» (в настоящее время ООО «Ямбург-Агро-Плюс»), в соответствии с Генеральным планом предполагается расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды предприятием. Согласно главе V. Улично-дорожная сеть и транспорт Генерального плана строительство дороги из с. Булгаково в д. Фомичёво не предусмотрено.
Податель апелляционной жалобы также указал, что заинтересованное лицо не обосновало отсутствие других вариантов возможного размещения автомобильной дороги местного значения и размещения инженерных сетей в д. Фомичёво; действующим законодательством не предусмотрено резервирование земель для целей развития населенного пункта путем индивидуального жилищного строительства; размещение жилой и общественной застройки не является основанием для резервирования земель для муниципальных нужд; зарезервирован земельный участок площадью 494 414,98 кв.м (49,5 га), что значительно больше, чем требуется для строительства дороги. В нарушение п. 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, оспариваемое постановление не было опубликовано в печатном издании, а на официальном сайте Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан было опубликовано с указанием другой даты - 31.01.2019. Государственная регистрация спорного постановления не осуществлена, что нарушает п. 8 вышеуказанного Положения.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу заявителя в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель ООО «Ямбург-Агро-Плюс» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 03.06.2014 № 1046 (т. 1 л.д. 53) между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО «Ямбург-Агро-Плюс» (арендатор) был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 1935-БУЛ/14 от 01.07.2014 (далее – договор № 1935-БУЛ/14 от 01.07.2014, т. 1 л.д. 45-47), согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 02:47:000000:6554, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Булгаковский, д. Фомичево (далее – участок), для сельскохозяйственного производства без права капитального строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане) участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 1 839 065 кв.м.
На основании п. 2.1 договора № 1935-БУЛ/14 от 01.07.2014 срок действия договора устанавливается с 03.06.2014 по 02.06.2017.
Между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО «Ямбург-Агро-Плюс» подписано соглашение от 13.04.2017 о расторжении указанного договора аренды земельного участка с 13.04.2017 (т. 1 л.д. 52).
Впоследствии между Администрацией (арендодатель) и ООО «Ямбург-Агро-Плюс» (арендатор) подписан договор аренды земельного участка № 4172-БУЛ/17 от 14.04.2017 (далее – договор № 4172-БУЛ/17 от 14.04.2017, т. 1 л.д. 54-58), согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:6554, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Булгаковский, д. Фомичево (далее – участок), для сельскохозяйственного производства без права капитального строительства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.07.2019 № 02/264/001/2019-8758 (т. 1 л.д. 69-71) земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:6554 поставлен на государственный кадастровый учет 16.01.2013, категория земель – земли сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства без права капитального строительства. Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В ЕГРН зарегистрировано обременение земельного участка в виде аренды по договору № 4172-БУЛ/17 от 14.04.2017 в пользу ООО «Ямбург-Агро-Плюс».
Согласно п. 1.2.6 договора № 4172-БУЛ/17 от 14.04.2017 земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:6554 имеет обременения – находится в санитарно-защищенной зоне предприятия (часть, S ~ 7 323 кв.м), находится в санитарно-защищенной зоне от техногенных источников (часть, S ~ 84505 кв.м), охранной зоне линии электропередач (часть, S ~ 60 585 кв.м), береговая полоса (часть, S ~ 57 535 кв.м), прибрежно-защитная полоса (часть, S ~ 136 300 кв.м).
В силу п. 2.1 договора № 4172-БУЛ/17 от 14.04.2017 срок действия договора устанавливается с 14.04.2017 по 13.04.2052.
По акту приема-передачи от 14.04.2017 земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:6554 передан в аренду ООО «Ямбург-Агро-Плюс» (т. 1 л.д. 59).
04.07.2018 ООО «Ямбург-Агро-Плюс» обратилось в Администрацию с заявлением вх. № 117-ВФ/УЗАиС (т. 1 л.д. 61) об оформлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:6554, находящегося по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Булгаковский, д. Фомичево.
По результатам рассмотрения заявления ООО «Ямбург-Агро-Плюс» Администрация письмом от 02.08.2018 № 7231 (т. 1 л.д. 67-68) сообщила, что часть испрашиваемого земельного участка находится в береговой полосе. Администрацией обществу было рекомендовано обратиться в отдел архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в связи с необходимостью приведения границ испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Письмом от 13.05.2019 № 34 ООО «Ямбург-Агро-Плюс» сообщило о проведенной работе Администрации, просило разъяснить дальнейшие действия для оформления в собственность испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 62).
Постановлением Администрации от 30.01.2019 № 297 «О резервировании земель в границах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для муниципальных нужд» (т. 1 л.д. 40-41) зарезервированы земли в границах сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, общей площадью 494 414,98 кв.м, для муниципальных нужд муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (пункт 1).
В пункте 2 указанного Постановления установлена цель резервирования земель: размещение автомобильной дороги местного значения д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, строительство инженерных сетей к существующей и планируемой к размещению жилой и общественной застройке д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, развитие населенного пункта д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Согласно пункту 3 указанного Постановления срок резервирования земель составляет 3 года с момента издания постановления.
В пункте 8 постановления Администрации от 30.01.2019 № 297 «О резервировании земель в границах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для муниципальных нужд» установлено, что на зарезервированный земельный участок распространяются ограничения прав, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), иными федеральными законами.
В приложении № 1 к указанному Постановлению, в перечне кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, указан земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:6554. Отмечено, что резервируется земельный участок частично, площадь резервируемой части земельного участка - 494 414,98 кв.м (т. 1 л.д. 42).
Письмом от 04.07.2019 № 6391 (т. 1 л.д. 63-65) Администрация сообщила ООО «Ямбург-Агро-Плюс», что принято решение о резервировании земель общей площадью 494 414,98 кв.м, в том числе части земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:6554 - для целей размещения автомобильной дороги местного значения д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, строительства инженерных сетей к существующей и планируемой к размещению жилой и общественной застройке д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, развития населенного пункта д. Фомичево, в связи с этим предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:6554 в собственность ООО «Ямбург-Агро-Плюс» не представляется возможным.
Администрация указала, что предоставление в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:6554 возможно исключительно в случаях проведения кадастровых работ, по исключению из состава земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:6554 части земельного участка, находящегося в береговой полосе, а также части земельного участка, зарезервированного для муниципальных нужд.
Письмо от 04.07.2019 № 6391 было направлено Администрацией обществу по почте 06.07.2019 (т. 1 л.д. 66).
Полагая, что резервирование части земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:6554 осуществлено в отсутствие на то оснований и нарушает права и законные интересы ООО «Ямбург-Агро-Плюс» на реализацию права на выкуп земельного участка в порядке пункта 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ, ООО «Ямбург-Агро-Плюс» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение о резервировании земельного участка было принято уполномоченным органом в порядке, установленном нормой ст. 70.1 ЗК РФ, во исполнение публично-правовых полномочий в сфере градостроительной деятельности, в связи с утверждением в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:6554, проекта планировки территории.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Норма статьи 49 ЗК РФ регламентирует случаи изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.
В силу указанной нормы изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Пунктом 3 той же статьи ЗК РФ установлено, что земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.
В силу пункта 7 статьи 90 ЗК РФ в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» (далее – Положение № 561).
Согласно абзацу 2 пункта 2 данного Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Указанная норма корреспондирует пункту 1 статьи 11 ЗК РФ, в силу которого к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд.
На основании подпункта «а» пункта 3 Положения № 561 решение о резервировании земель принимается в том числе на основании документации по планировке территории.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)).
В силу части 5 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
На основании пункта 5 Положения № 561 решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
В пункте 7 Положения № 561 указано, что решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти или органами местного самоуправления, подлежит размещению на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о резервировании земель, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 8 Положения № 561 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления).
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 9 Положения № 561 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления).
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации от 30.01.2019 № 297 «О резервировании земель в границах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для муниципальных нужд» (т. 1 л.д. 40-41) для муниципальных нужд муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан были зарезервированы земли в границах сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, общей площадью 494 414,98 кв.м, а именно часть арендуемого ООО «Ямбург-Агро-Плюс» земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:6554.
В пункте 2 указанного Постановления установлена цель резервирования земель: размещение автомобильной дороги местного значения д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, строительство инженерных сетей к существующей и планируемой к размещению жилой и общественной застройке д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, развитие населенного пункта д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Из преамбулы указанного Постановления следует, что резервирование земель произведено на основании решения Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 13.08.2014 № 202 «Об утверждении проекта Генерального плана сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан».
Апелляционным судом на основании материалов дела установлено, что Генеральным планом сельского поселения Булгаковского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – Генеральный план) предусматривается резервирование земельного участка площадью 19,03 га для индивидуальной застройки с участками (т. 1 л.д. 86).
В пункте 3.4.2 Генерального плана предусмотрено дополнительное размещение в д. Фомичево детского дошкольного учреждения на 50 мест, общеобразовательной школы на 140 мест, клуба, магазинов, предприятия бытового обслуживания (т. 1 л.д. 88-89), на что Генеральным планом также указана потребность в новых территориях.
Согласно пункту 5.1 Генерального плана проектом предусмотрено строительство двухуровневой развязки на автодороге «Уфа-Оренбург» на существующем въезде-выезде из с. Булгаково; строительство 3-х новых одноуровневых развязок в с. Булгаково; количество дополнительных примыканий: на «Уфа-Оренбург» - правосторонних 1 шт.
Пунктом 5.2 Генерального плана предусмотрено развитие поселковых улиц и дорог.
В главе IX Генерального плана указано, что в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства на территории сельского поселения Булгаковский сельсовет Администрация муниципального района Уфимский район генеральным планом развития сельского поселения Булгаковский сельсовет предусматривается расширение границ населённых пунктов, в том числе д. Фомичево.
В перечень земельных участков сельскохозяйственного назначения, планируемых к переводу в земли населенных пунктов в связи с расширением границ, включен земельный участок площадью 183,9 га в д. Фомичево (что соответствует площади арендуемого заявителем земельного участка). К переводу в земли населенных пунктов отнесена часть данного земельного участка площадью 42,7 га.
Указание в названном перечне земельных участков сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:649 вместо земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:6554 суд апелляционной инстанции квалифицирует как техническую ошибку в Генеральном плане, поскольку согласно общедоступной информации Публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru) земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:649 на кадастровый учет не ставился.
Указанный вывод также следует из письма ОАО ПИ «Башкиргражданпроект» от 06.07.2020 № 1433-14 (т. 2 л.д. 107).
Площадь земельного участка, планируемого к переводу в земли населенных пунктов - 42,7 га, с учетом необходимости размещения детского дошкольного учреждения на 50 мест, общеобразовательной школы на 140 мест, клуба, магазинов, предприятия бытового обслуживания, автомобильной дороги, сопоставима с площадью зарезервированных земель.
Из схемы территориального планирования (т. 1 л.д. 123), выкопировки из Генерального плана (т. 2 л.д. 29) усматривается, что через территорию зарезервированных земель и далее с выходом на существующую асфальтированную дорогу запроектировано строительство автомобильной дороги из д. Фомичево. В пределах территории зарезервированных земель помимо индивидуального жилищного строительства также предусматривается строительство улиц, городской инженерной сети в целях развития и расширения территории д. Фомичево.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении Администрацией при включении в перечень зарезервированных земель спорного земельного участка предусмотренных действующим законодательством требований в части оснований для резервирования земель.
Апелляционный суд при этом дополнительно отмечает, что разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм статей 8, 9, 18 ГрК РФ относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу статьи 2 названного Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 3 статьи 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 18.06.2013 № 136/13, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Поскольку в рассматриваемом случае целью резервирования земель явилось размещение автомобильной дороги местного значения д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, строительство инженерных сетей к существующей и планируемой к размещению жилой и общественной застройке д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, развитие населенного пункта д. Фомичево муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, что согласуется с данными Генерального плана, постановление Администрации от 30.01.2019 № 297 «О резервировании земель в границах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для муниципальных нужд» принято с соблюдением требований закона.
В силу пункта 2.4.1 Положения об Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 26.02.2009 № 46, указанное постановление от 30.01.2019 № 297 принято в пределах компетенции Администрации.
Срок резервирования земель установлен в пункте 3 постановления Администрации от 30.01.2019 № 297 – 3 года с момента издания настоящего постановления, что соответствует норме пункта 3 статьи 70.1 ЗК РФ.
Судом первой инстанции дана правильная оценка представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам в обоснование своих требований и возражений, и суд пришел к верному выводу о законности резервирования части спорного земельного участка для муниципальных нужд.
Довод апеллянта об ошибочном указании в судебном акте того, что оспариваемое решение о резервировании спорного земельного участка принято на основании постановления Администрации сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 16.08.2018 № 34 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в границах кадастрового квартала 02:47:031411 д. Фомичево поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан», отклоняется судом, поскольку указанное не повлияло на правильность вынесенного судебного акта. Судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка решению Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 13.08.2014 № 202 «Об утверждении проекта Генерального плана сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» как основанию для резервирования части спорного земельного участка.
Доводы апеллянта о том, что спорное постановление противоречит документу территориального планирования, Генеральному плану Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан, что под жилую застройку отведена меньшая площадь, чем было зарезервировано Администрацией, что строительство дороги из с. Булгаково в д. Фомичёво не предусмотрено Генеральным планом, с учетом вышеприведенных обстоятельств, отклоняются апелляционным судом как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Довод апеллянта о недоказанности отсутствия других вариантов возможного размещения автомобильной дороги местного значения и размещения инженерных сетей в д. Фомичёво отклоняется судом с учетом того, что резервирование земель произведено в соответствии с документами территориального планирования Булгаковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан, в которых указаны зоны планируемого развития и расширения территории д. Фомичево, которые накладываются на арендуемый заявителем земельный участок.
Ссылки подателя жалобы на то, что действующим законодательством не предусмотрено резервирование земель для целей развития населенного пункта путем индивидуального жилищного строительства; размещение жилой и общественной застройки не является основанием для резервирования земель для муниципальных нужд, судом не принимаются, поскольку указанные цели резервирования земель не указаны в пункте 2 постановления Администрации от 30.01.2019 № 297. При этом апелляционный суд отмечает, что в силу пункта 2 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
По тем же мотивам апелляционная коллегия находит необоснованным довод апеллянта от том, что зарезервирован земельный участок площадью 494 414,98 кв.м (49,5 га), что значительно больше, чем требуется для строительства дороги, поскольку резервирование земель допускается для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий, в частности устойчивого развития территорий.
Как уже было указанно в настоящем постановлении, в главе IX Генерального плана указано, что в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства на территории сельского поселения Булгаковский сельсовет Администрация муниципального района Уфимский район генеральным планом развития сельского поселения Булгаковский сельсовет предусматривается расширение границ населённых пунктов, в том числе д. Фомичево за счет включения в городскую черту части земельного участка площадью 42,7 га, что с учетом необходимости размещения детского дошкольного учреждения на 50 мест, общеобразовательной школы на 140 мест, клуба, магазинов, предприятия бытового обслуживания, автомобильной дороги, соединяющей д. Фомичево с близлежащей дорогой общего пользования, сопоставимо с площадью зарезервированных земель.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в нарушение п. 7 Положения № 561, оспариваемое постановление не было опубликовано, а на официальном сайте Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан было опубликовано с указанием другой даты - 31.01.2019, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным, поскольку абзацем 3 пункта 3 статьи 30 Устава муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утверждённого решением Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 14.12.2005 № 3, допускается для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления использовать сетевое издание.
Материалами дела подтверждено, что 31.01.2019 в сетевом издании, на сайте Администрации было размещено постановление Администрации от 30.01.2019 № 297 «О резервировании земель в границах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для муниципальных нужд», в силу чего суд апелляционной инстанции находит соблюдённым требование об опубликовании оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции находит также, что отсутствие опубликования в печатном издании постановления Администрации от 30.01.2019 № 297 в силу его ненормативного, индивидуально-правового характера (ввиду резервирования только части земельного участка, принадлежащего заявителю) в рассматриваемом случае при наличии в деле доказательств доведения до ООО «Ямбург-Агро-Плюс» сведений о данном постановлении не может считаться нарушением прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия не соглашается с доводом апеллянта о нарушении п. 8 Положения № 561 в силу отсутствия государственной регистрации спорного постановления, поскольку в данном случае государственная регистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер, не является самостоятельным основанием возникновения соответствующих гражданских прав и обременений и подтверждает наличие обременения в отношении земельного участка исключительно перед третьими лицами.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, основания для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не усмотрены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
При подаче апелляционной жалобы ООО «Ямбург-Агро-Плюс» уплачено в федеральный бюджет 3 000 руб. государственной пошлины, что подтверждается платежным поручением № 10 от 04.02.2021.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при обжаловании судебных актов по делам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в размере 50 % от указанных размеров, то есть в размере 1 500 руб.
При таких обстоятельствах, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ООО «Ямбург-Агро-Плюс» из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2021 по делу № А07-27998/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ямбург-Агро-Плюс» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ямбург-Агро-Плюс» из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением № 10 от 04.02.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.С. Жернаков
Судьи: М.И. Карпачева
В.А. Томилина