ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-28467/16 от 16.01.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8113/17

Екатеринбург

19 января 2018 г.

Дело № А07-28467/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н.,

судей Гусева О.Г., Черкезова Е.О. ,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 по делу
№ А07-28467/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан .

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан – ФИО1 (доверенность от 09.01.18 № 9);

государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан кожно-венерологический диспансер города Салавата – ФИО2 (доверенность от 09.01.2017 № 03).

Государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Кожно-венерологический диспансер города Салават (далее – страхователь, учреждение, Кожно-венерологический диспансер, диспансер) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – Отделение, Фонд) о признании недействительными решения от 21.09.2016 № 53 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 75 407,95 рублей, а также в части начисления пени в размере 8561,73 рублей.

Решением суда от 25.07.2017 (судья Давлеткулова Г.А.) требования общества удовлетворены частично. Признано недействительным решение отделения от 21.09.2016 № 53 в части начисления штрафа в размере 65 407,95 рублей. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.

Постановлением восемнадцатого арбитражного суда от 29.09.2017 (судьи Бояршинова Е.В., Малышева И.А., Скобелкина А.П.) решение суда отменено. Требования государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан кожно-венерологический диспансер города Салавата удовлетворены. Признано недействительным решение филиала № 3 государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от 21.09.2016 № 53 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 75 407,95 рублей, а также в части начисления пени в сумме 8561,73 рублей. С государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан кожно-венерологический диспансер города Салавата взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в сумме 4500 рублей.

В кассационной жалобе Фонд просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель указывает на наличие факта правонарушения. В данном случае изменения в расчет 4 - ФСС произведены после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и после момента, когда плательщик страховых взносов узнал о назначении выездной проверки за данный период. С учетом положений ст. 25, 47 Закона № 212-ФЗ Фондом правомерно начислены соответствующие суммы штрафа и пени.

Заявитель считает, что установленный порядок привлечения к ответственности Фондом не нарушен. По мнению Фонда, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, разъясняя применения положений Закона № 212- ФЗ, не наделено полномочиями по даче разъяснений о порядке применения норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Письма Министерства труда и социальной защиты РФ не являются нормативными актами, подлежащими обязательному применению.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Кожно-венерологический диспансер состоит на учете в качестве страхователя в Стерлитамакском филиале № 3 регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.

На основании решения директора филиала от 22.04.2016 № 88 в период с 22.04.2016 по 17.06.2016 фондом в отношении заявителя проведена выездная проверка правильности исчислении, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, результаты которой отражены в акте от 16.08.2016 № 88-ОСС-д.

Проверкой выявлены факты неправомерного применения плательщиком страховых взносов пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в 2014 и 2015 гг., поскольку при расчете доли дохода от основного вида деятельности – медицинская деятельность, в состав таких доходов включены доходы, полученные по договорам за оказанные медицинские услуги от страховых организаций – участников программы по обязательному медицинскому страхованию.

В частности, из представленных плательщиком страховых взносов документов следует, что доходы от реализации платных услуг в 2014 г. составили 2 230 314,99 рублей, при этом доходы, не подпадающие под обложение при применении УСН – средства, полученные по договорам за оказанные медицинские услуги от страховых организаций, составили
22 707 633,51 рублей, т.е. доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг, определяемая в соответствии со ст. 364.15 Налогового кодекса, составила менее 70 процентов в общем объеме полученных доходов.

Ввиду невыполнения заявителем установленных ч. 1.4 ст. 58 Закона
№ 212-ФЗ условий, применение в 2014 году пониженных тарифов является необоснованным. Применив общий тариф в соответствии со ст. 12 и 58.2 Закона № 212-ФЗ, фонд доначислил заявителю страховые взносы на сумму
377 039,73 рублей.

В ходе проверки заявителем представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС за 2014 г., в соответствии с которым страховые взносы за 2014 г. определены по общеустановленным тарифам, произведена уплата страховых взносов платежным поручением от 05.05.2016 № 337823.

По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных заявителем возражений, фондом принято решение от 21.09.2016 № 53, которым Кожно-венерологический диспансер привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ за занижение базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в сумме 75 407,95 рублей, а также предложено перечислить пени в сумме 8561,73 рублей.

Решением Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от 15.11.2016 № 06-09/0205-10628 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Считая, что указанное решение Фонда не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя частично требования учреждения в части штрафа в сумме 65 407,95 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обстоятельств смягчающих ответственность заявителя. В то же время суд не признал разъяснения, данные в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.07.2015 № 17-4/В-354 обстоятельством исключающим начисление пени и привлечение страхователя к ответственности.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в проверяемом периоде 2014-2015 гг. были урегулированы положениями Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Общие тарифы страховых взносов в 2012 - 2018 гг. определены в ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Положениями ст. 58 Закона № 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 гг.

Подпунктом "т" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемой в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг.

В силу ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст. 25 Закона № 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5 ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ).

Приходя к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от уплаты пени и штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что разъяснения в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.07.2015 № 17-4/В-354 даны после начала применения заявителем спорной льготы (льгота применена обществом начиная с 01.01.2014), основаны на неверном толковании закона и касаются вопроса о возможности применения норм налогового законодательства, при том, что Минтруд России полномочиями по даче разъяснений о порядке применения таких норм не наделен.

Данные выводы суда являются ошибочными, поскольку в силу прямого указания закона ч. 9 ст. 25 и п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ, не начисляются пени, а также обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения, признаются выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Частью 5 ст. 1 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в целях единообразного применения данного Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 № 731 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации в целях единообразного применения Закона № 212-ФЗ предоставлено право издавать соответствующие разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Письмами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.05.2014 № 17-4/В-225, от 15.07.2015 № 17-4/В-354,
от 18.11.2015 № 17-3/В-561, от 25.11.2015 № 17-3/В-571 и от 29.2.2015
№ 17-3/В-643 даны разъяснения на обращения по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов. В частности, в письме от 15.07.2015 N 17-4/В-354 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разъяснено, что в доходы от реализации при осуществлении основного вида экономической деятельности медицинской организации включаются как доходы от реализации платных медицинских услуг, оказываемых в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006, так и от оказания медицинских услуг застрахованным лицам по договорам обязательного медицинского страхования. Законодательством Российской Федерации о страховых взносах не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия в части доходов от реализации при осуществлении основного вида деятельности для применения пониженных тарифов страховых взносов от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании Налогового кодекса.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для освобождения плательщика от уплаты пеней и штрафа.

С учетом изложенного обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от29.09.2017 по делу № А07-28467/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       А.Н. Токмакова

Судьи                                                                                             О.Г. Гусев

                                                                                              Е.О. Черкезов