ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-29575/19 от 26.07.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2618/22

Екатеринбург

27 июля 2022 г.

Дело № А07-29575/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю. В.,

судей Кравцовой Е.А., Ященок Т. П.

при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании посредством веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные сети» (далее – общество «Башкирские распределительные сети», общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2021 по делу № А07-29575/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании посредством веб-конференции принял участие представитель общества «Башкирские распределительные сети» – ФИО1 (доверенность от 31.12.2021, диплом).

Общество «Башкирские распределительные сети» в лице филиала «БашРТС-Стерлитамак» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – Комитет, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания
от 02.08.2019 № ЮО-19-099-138.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченообщество с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» (далее – третье лицо, общество «ЕРЦ»).

Решением суда от 29.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Башкирские распределительные сети» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг гражданам
(далее – Правила № 307), Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), согласно которым начисления следует производить в соответствии с абзацем 3 пункта 42(1) Правил № 354, поскольку в спорном многоквартирном доме (далее – МКД) был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее – ОДПУ).

Вместе с тем, в силу пункта 3(1) Приложения № 2 Правил № 354 при отсутствии показаний ОДПУ за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги, который (0, 0176 Гкал/кв.м.) был определен расчетным путем обществом «ЕРЦ» на основании данных ОДПУ за 2014 год.

Поскольку ОДПУ в период с 01.03.2015 по 30.12.2017 ни разу не отработал полный календарный год, то есть фактически отсутствовали показания ОДПУ за полный календарный год, обществом были произведены корректировки путем приведения начислений по установленному Решением Совета городского округа г. Стерлитамак от 25.12.2009 № 2-1/33з нормативу 0,021 Гкал/кв.м.; изначально производить расчет по нормативу 0,021 Гкал/кв.м. общество не могло, так как МКД был оборудован ОДПУ.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела,18.06.2019 Комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества «Башкирские распределительные сети» в целях проверки фактов, изложенных в обращении физического лица от 20.03.2019 по МКД по адресу: г. Стерлитамак,
ул. ФИО2, д. 14, по вопросу доначисления собственникам жилых помещений платы за коммунальную услугу отопление, предъявляемой обществом за период с 01.03.2015 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт проверки от 02.08.2019 № ЮО-19- 3055-09901.

02.08.2019 Комитетом в отношении общества «Башкирские распределительные сети» вынесено предписание № ЮО-19-099-138 об устранении в срок до 02.09.2019 следующих выявленных нарушений:

– исключить путем отражения перерасчета (возврата) из платежных документов (лицевого счета) выставляемых в адрес собственника квартиры
№ 12 дома № 14 по ул. ФИО2 г. Стерлитамак, РБ, плату за отопление в размере 7225 руб. 75 коп. и 1318 руб. 53 коп., излишне начисленную в адрес собственника <...> РБ, при проведении доначисления платы за отопление за период с 01.03.2015 по 31.12.2017;

– аналогичным образом исключить путем отражения перерасчета (возврата) из платежных документов (лицевого счета) выставляемых в адрес собственников, нанимателей квартир дома № 14 по ул. ФИО2
г. Стерлитамак, РБ, плату за отопление в размере излишне начисленную в адрес квартир дома № 14 по ул. ФИО2, г. Стерлитамак, РБ, при проведении доначисления платы за отопление за период с 01.03.2015 по 31.12.2017.

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что у общества не имелось предусмотренных нормативно-правовыми актами оснований для доначисления собственникам помещений дома № 14 по ул. ФИО2, г. Стерлитамак платы за коммунальную услугу отопление за период с 01.03.2015 по 31.12.2017 при отсутствии какого-либо обоснования перед собственниками МКД размера такого доначисления, причины необходимости его произведения.

Заслушав объяснения представителя заявители, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанциисчел выводы суда первой инстанции правильными.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 354 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, за исключением пунктов 15 - 28 Правил № 307) (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу отопление), и пунктов 1 - 4 приложения № 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу отопление), которые утрачивают силу с 01.07.2016.

Таким образом, как установлено судом, в спорный период корректировки платы за услугу отопление (с 01.03.2015 по 31.12.2017) действовали как Правила № 307 (до 01.07.2016), так и Правила № 354. Следовательно, размер платы за коммунальную услугу отопление до 01.07.2016 следует определять в соответствии с Правилами № 307, после 01.07.2016 – в соответствии с Правилами № 354.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.09.2016 № 422 «Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан» сохранен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, применяя при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06. 2012, рассчитанные исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, где поименован город Стерлитамак (пункт 2).

Также арбитражным судом установлено, что в период с 01.03.2015 по 30.12.2017 по спорному МКД отсутствовали показания ОДПУ за полный календарный год.

В связи с отсутствием коммерческого учета тепловой энергии, для использования формул Правил № 307 и № 354., учитывающих потребление, отсутствовал среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, следовательно, расчет размера платы за отопление в МКД производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Таким образом, является правильным вывод судов о том, что в настоящем деле размер платы за отопление в спорный период (с 01.03.2015 по 31.12.2017) подлежал определению исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Решением Совета городского округа город Стерлитамак от 07.12.2007
№ 3/29з установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0210 Гкал/кв.м.

В платежных документах за февраль и март 2018 г. по помещению № 12 спорного МКД отражена задолженность по коммунальной услуге отопление
7566 руб. 31 коп. и 1318 руб. 55 коп., при отсутствии введенного в коммерческую эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии, который отработал полный календарный год до проведения перерасчета.

Общество признает, что расчет размера платы по отоплению производился в спорный период ошибочно, исходя из норматива потребления 0,0176 Гкал/м2 вместо 0,0210 Гкал/кв.м, в связи с чем и произведена корректировка платы за отопления путем применения правильного норматива потребления.

Из письма общества «Башкирские распределительные сети» от 31.05.19, представленного в ходе проведения проверки, следует, что МКД ФИО2, 14 г. Стерлитамак перешел на прямые договоры с обществом с августа 2014 г.

Таким образом, в силу пункта 8 Правил № 354 обществом «Башкирские распределительные сети» как ресурсоснабжающей организацией осуществляется деятельность по предоставлению коммунальной услуги отопление на индивидуальное потребление по жилому дому ФИО2, 14
г. Стерлитамак

Для собственников помещений в МКД заявитель является исполнителем коммунальных услуг по предоставлению коммунальной услуги отопление, который ведет лицевые счета потребителей для оплаты услуги отопление и производит начисление платы, формирует платежные документы, принимает оплату, и, следовательно, общество не могло не знать о том, что с 01.03.2015 отсутствуют показания ОДПУ.

Пунктом 37 Правил № 354 установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу

В силу пункта 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления МКД не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с пунктом 68 Правил № 354 информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Вместе с тем, общество не представило доказательств того, что до сведения всех собственников жилых помещений не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов доведена информация об изменении нормативов потребления коммунальных услуг.

В Правилах № 354 определены основания доначисления платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.

Пунктами 61, 62 Правил основания для доначисления платы за коммунальные услуги предусмотрены лишь в случаях, если имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, а также в случае выявления исполнителем коммунальной услуги несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.

Иных оснований для проведения доначислений платы за коммунальные услуги, в том числе, отопление, действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с действующим законодательством, а именно пунктами 42 (1), 42 (2) Правил № 354 корректировка размера платы за отопление за предыдущий период не предусмотрена. Также корректировка платы по услуге отопление не предусмотрена при отсутствии ОДПУ тепловой энергии

Из платежных документов за февраль и март 2018 г. по помещению № 12 спорного МКД усматривается, что задолженность по коммунальной услуге возникла в результате перерасчета в феврале и марте 2018 г.; потребитель коммунальную услугу по отоплению оплачивал в соответствии с платежным документом, задолженность отсутствовала, следовательно, потребитель, как слабая сторона в рассматриваемых правоотношений, правомерно полагался на то, что ранее выставленные платежные документы в полном объеме отражают его обязанность перед ресурсоснабжающей организацией по размеру платы за отопление.

При таких обстоятельствах суд обоснованно заключил, что в данной ситуации именно обществом на протяжении длительного периода повторялась ошибка в применении размера норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, и в силу отсутствия в спорный период ОДПУ тепловой энергии, общество не вправе было корректировать и увеличивать размер платы по отоплению, в свою очередь, нарушения со стороны потребителя отсутствовали и на него не могли быть возложены негативные последствия ошибочных действий общества «Башкирские распределительные сети»; у общества не имелось предусмотренных нормативно-правовыми актами оснований для корректировки собственникам помещений дома № 14 по ул. ФИО2,
г. Стерлитамак платы за коммунальную услугу отопление за период с 01.03.2015 по 31.12.2017 при отсутствии какого-либо обоснования перед собственниками дома размера такого доначисления, причины необходимости его произведения.

Таким образом, является правомерным вывод судов о том, что отражение обществом перерасчетов размера платы по отоплению за период с 01.03.2015 по 31.12.2017 как задолженности потребителей является неправомерным, в связи с чем предписание Комитета от 02.08.2019 № ЮО-19-099-138 является законным, оснований для признания предписания недействительным у суда не имелось.

Оснований для переоценки выводов судов в указанной части суд округа не усматривает.

Иные приведенные в кассационной жалобе доводы общества не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.

Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений статей 67-68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2021 по делу № А07-29575/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные сети» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.В. Вдовин

Судьи Е.А. Кравцова

Т.П. Ященок