ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-2276/2021
г. Челябинск
22 марта 2021 года
Дело № А07-29663/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Белкамнефть» имени А.А. Волкова на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2020 по делу №А07-29663/2019.
Акционерное общество «Белкамнефть» имени А.А. Волкова (далее – заявитель, АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) в Республике Башкортостан (далее – ПМТУ Росстандарта, управление) о признании недействительным предписания от 25.07.2019 №81-2019.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2020 (резолютивная часть решения объявлена 22.12.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на незаконность содержащегося в оспоренном предписании требования об устранении нарушения ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» (далее – ГОСТ Р 51858-2002) и ГОСТ Р 55971-2014 «Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 55971-2014), выразившегося в отсутствии в паспортах качества нефти значений показателей по нормативному документу.
Обращает внимание на то, что даже если паспорт качества по содержанию не соответствует требованиям ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» (далее – ГОСТ 1510-84), это обстоятельство не свидетельствует о нарушении заявителем требований пункта 8.1 ГОСТ Р 51858-2002. Также оспаривает вывод суда о том, что если изготовителем паспортов качества нефти применена ссылка на ГОСТ Р 51852-2002, во взаимосвязи с ГОСТ Р 55971-2014 и ГОСТ 1510-84, требования последнего ГОСТа являются обязательными. По мнению подателя жалобы, указание в паспортах на ГОСТ Р 51858-2002 свидетельствует лишь о том, что изготовитель паспорта декларирует соответствие нефти этому стандарту. Указывает на то, что паспорта заявителя не содержат ссылок на ГОСТ 1510-84 и применение этого стандарта (не признанного национальным стандартом) не является обязательным, то есть положения этого стандарта в части указания в паспортах качества значений показателей по нормативному документу или технической документации нельзя признать обязательными для заявителя, а отсутствие в паспортах таких сведений не вводит потребителей в заблуждение и не нарушает законодательство о техническом регулировании.
В судебное заседание представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились. От АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1021801582780 и осуществляет деятельность по предоставлению услуг в области добычи нефти и природного газа.
В целях исполнения Приказа Росстандарта от 25.06.2019 №1467 «Об организации и проведении внеплановых проверок приемо-сдаточных пунктов нефти, через которые осуществляется прием нефти, в том числе приемо-сдаточных пунктов, принадлежащих организациям, входящим в группу ПАО «Транснефть», оказывающим услуги по сдаче нефти в систему магистральных нефтепроводов и не имеющим собственных объектов добычи нефти», на основании приказа заместителя руководителя управления от 10.07.2019 №939 (т.1 л.д.84-85) в отношении АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова должностными лицами Отдела (инспекции) в Республике Башкортостан ПМТУ Росстандарта в период с 16.07.2019 по 25.07.2019 проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 25.07.2019 №81-2019 (т.1 л.д.51-56).
Как следует из акта проверки, в ходе проверки выявлено нарушение обществом требований пункта 8.1 ГОСТ Р 51858-2002, пункта 1.6 ГОСТ 1510-84 и пункта 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 в части требований к содержанию документа о качестве, а именно: предъявленные обществом в ходе проверки паспорта качества нефти от 16.07.2019 №193/1 и от 16.07.2019 №193/2 не содержат на выпускаемую в обращение нефть: нормы показателей качества (пункт 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 и пункт 1.6 ГОСТ 1510-84); обозначение нормативного документа или технической документации, конструкторской документации, устанавливающих требования к продукту, обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу (пункт 4.2 ГОСТ Р 55971-2014); значение показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации (пункт 4.2.1 ГОСТ Р 55971- 2014).
По итогам проверки управлением в адрес заявителя выдано предписание от 25.07.2019 №81-2019 (т.1 л.д.89-91), которым предписано устранить указанные нарушения в срок до 26.08.2019.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспоренного предписания.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон №184-ФЗ), этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 Закона №184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2014 №294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Статьей 34 Закона №184-ФЗ установлены полномочия органов государственного контроля (надзора) в области технического регулирования. В частности, указанные органы вправе выдавать предписание об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
Аналогичные полномочия отражены в Административном регламенте исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований национальных стандартов и технических регламентов, утвержденным Приказом Минпромторга России от 01.08.2017 №2514.
Таким образом, оспоренное предписание выдано ПМТУ Росстандарта в соответствии с предоставленными этому органу полномочиями.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона №184-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №89 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию», с 01.07.2019 вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» ТР ЕАЭС 045/2017 (далее – ТР ЕАЭС 045/2017), которым установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требования к безопасности нефти в целях обеспечения защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (статья 1 раздела I). Пунктом 6 раздела III ТР ЕАЭС 045/2017 предусмотрено, что каждая партия нефти, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна сопровождаться паспортом, который содержит следующие сведения: а) наименование, место нахождения (адрес) юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, оформившим паспорт; б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии); в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть (при наличии), и ее наименование и обозначение в соответствии с этим документом; г) нормативные значения показателей нефти, установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза; д) номер партии; е) единый знак обращения продукции на рынке Союза; ж) номер и дата выдачи паспорта; з) фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.
В охваченный проверкой управления период положения указанного Технического регламента не действовали, а в силу пункта 1 статьи 46 Закона №184-ФЗ подлежали исполнению требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, в части, соответствующей, целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» предусмотрено, что применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
В силу пункта 5 статьи 2 этого же Закона под национальным стандартом понимается документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
К числу таких документов относятся ГОСТ Р 51858-2002 и ГОСТ Р 55971-2014.
В силу части 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» применение указанных стандартов является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Кроме того, положения этих стандартов обязательны к применению в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 46 Закона №184-ФЗ.
Представленные обществом при проведении проверки собственные паспорта качества нефти от 16.07.2019 №193/1 и №193/2 (т.1 л.д.82-83) содержат ссылку на ГОСТ Р 51858-2002.
Согласно пункту 8.1 ГОСТ Р 51858-2002, нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510.
В соответствии с пунктом 1.6 ГОСТ 1510-84, каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве. Документ о качестве нефтепродуктов должен содержать данные, указанные в пункте 1.2, нормы показателей качества и результаты испытаний нефтепродукта в соответствии с нормативно-технической документацией (НТД).
В силу пункта 4.1 ГОСТ Р 55971-2014 каждая партия каждой марки продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в соответствии с ГОСТ 1510-84 сопровождается паспортом.
Пунктом 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 предусмотрено, что паспорт должен содержать: логотип компании и/или предприятия (при наличии наименование предприятия-изготовителя, его юридический адрес и адрес мест производства; наименование испытательной лаборатории, адрес и номер аттестата аккредитации (при наличии); номер паспорта; наименование продукта его марку и условное обозначение (при наличии); обозначение нормативного документа или технической документации, конструкторской документации, устанавливающих требования к продукту; код ОКП; дату изготовления продукта, номер партии (при необходимости); дату отбора пробы и обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; место отбора проб, номер емкости (при необходимости); уровень наполнения (при необходимости); размер (массу) партии; дату проведения испытаний; дату оформления паспорта; номер декларации (или сертификата соответствия), продукт (при наличии) и срок действия; данные о сертификации системы менеджмента качества предприятия-изготовителя на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 и срок действия (при наличии); табличную часть; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа или технической документации, конструкторской документации и технического регламента (при наличии) на основании результатов испытаний; дополнительную информацию для потребителей (при необходимости).
В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014, табличная часть паспорта должна содержать: наименование показателей; обозначение нормативных документов на методы испытаний; значение показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации; значение показателей по техническому регламенту (при наличии); фактические значения показателей.
Учитывая наличие в паспортах общества ссылки на ГОСТ Р 51858-2002, который в свою очередь отсылает к положениям ГОСТ 1510-84 применительно к требованиям, предъявляемым к документу, сопровождающему партию нефти, а также принимая во внимание, что целью указанных положений стандартов является предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей нефти (пункт 1 статьи 46 Закона №184-ФЗ), требования указанных стандартов в их взаимосвязи в части содержания паспортов качества нефти подлежат обязательному соблюдению заявителем. Приведенные в апелляционной жалобе возражения заявителя в этой части подлежат отклонению.
Проверкой установлено и заявителем по существу не оспаривается, что в нарушение приведенных выше положений государственных стандартов паспорта качества нефти от 16.07.2019 №193/1 и №193/2 не содержат следующую необходимую информацию о выпускаемой в обращение нефти: нормы показателей качества (нарушены пункт 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 и пункт 1.6 ГОСТ 1510-84); обозначение нормативного документа или технической документации, конструкторской документации, устанавливающих требования к продукту, обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу (нарушен пункт 4.2 ГОСТ Р 55971-2014); значение показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации (нарушен пункт 4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014).
В этой связи содержащееся в предписании управления требование об устранении указанных нарушений является законным и обоснованным.
Предписание отвечает критериям конкретности и исполнимости.
Соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется.
Спор рассмотрен судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции соответствуют представленным в материалы дела доказательствам. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, всесторонне и полно исследованных судом первой инстанции, не опровергают выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте.
Процессуальных нарушений, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не выявлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2020 по делу №А07-29663/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Белкамнефть» имени А.А. Волкова – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Е.В. Бояршинова
Н.А. Иванова