ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-5136/2021
г. Челябинск
24 мая 2021 года
Дело № А07-30423/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домовое хозяйство» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2021 по делу № А07-30423/2019.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось общество с ограниченной ответственностью «Домовое хозяйство» (далее – заявитель, ООО «Домовое хозяйство», общество) с заявлением об отмене постановления № 19/2474-05102 от 30.07.2019 Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – административный орган, Комитет) о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «Домовое хозяйство» указывает на отсутствие исследования паспортов готовности многоквартирного дома (далее – МКД) к эксплуатации в зимних условиях, согласно которым МКД были готовы к эксплуатации, что также означает проверку работоспособности общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). Показания указанных ОПУ были приняты ресурсоснабжающей организацией (далее – РСО). Ввиду завершения отопительного сезона допуск в эксплуатацию ОПУ мог осуществляться только перед началом нового отопительного сезона 2019-2020 гг., что и было сделано обществом. Общество полагает, что не может быть привлечено к административной ответственности, так как в отопительный сезон 2018-2019 гг. по всем имевшимся документам, переданным от предыдущей управляющей организации, ОПУ были допущены в эксплуатацию.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.05.2019 № 2474 Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору была проведена внеплановая документарная проверка ООО «Домовое хозяйство» по вопросам соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, с целью проверки фактов, изложенных в обращениях граждан № 8782 от 06.05.2019 по многоквартирным домам по адресу: <...>, д. 54; № 9367 от 14.05.2019 по многоквартирному дому по адресу: <...> от 13.05.2019 по многоквартирному дому по адресу: <...> Октября, д. 64.
В ходе проведения проверки Комитетом установлено нарушение обществом требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, а именно: Обществом не принято должных мер по устранению нарушений, способствовавших увеличению дисбаланса, а также неисправность общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах по адресам: <...> Октября, д. 64, <...>.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.05.2019 № 19-2474-05101, протокол об административном правонарушении от 18.06.2019 № 19-2474-05102, на основании которых 26.07.2016 Комитетом вынесено постановление от 30.07.2019 о привлечении ООО «Домовое хозяйство» к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 1 статьи 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе частями 4 и 5 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 23.55 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, вправе главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители.
При этом следует учитывать, что должностные лица жилищной инспекции наделены полномочиями по проведению проверок (и соответственно составлению актов проверок) и возбуждению дел об административных правонарушениях (составление протокола), но рассматривать дела об административном правонарушении в силу части 2 статьи 23.55 КоАП РФ уполномочены главные государственные жилищные инспекторы субъектов РФ и их заместители.
В соответствии с положением о Комитете, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 № 616, Комитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами Комитета в пределах предоставленных им полномочий.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Объективной стороной данного административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Из содержания части 2.3 статьи 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
ООО «Домовое хозяйство» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам: <...>; <...> Октября, д.64, на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами от 02.11.2017 № 000520.
Согласно протоколам от 12.08.2018, 12.10.2018, 16.07.2018 общего собрания собственников помещений многоквартирных домов собственниками помещений домов № 44, 47 по ул. Крупской, № 64 по ул. 50 лет Октября, г. Белорецк приняты решения о выборе способа управления – управление управляющей организацией. Управляющей организацией выбрано ООО «Домовое хозяйство».
Собственниками помещений многоквартирных домов с ООО «Домовое хозяйство» заключены договоры управления многоквартирными домами.
Таким образом, общество является ответственным за содержание общего имущества многоквартирных домов адресам: <...>; <...> Октября, д.64, соответственно является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.6 КоАП РФ.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности урегулированы Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 12 Закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Исходя из положений подпунктов «и», «к» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Согласно материалам дела общество выполняет функции управления в отношении МКД, расположенных по адресам <...>; <...> Октября, д.64.
Таким образом, общество, независимо от действий собственников помещений многоквартирного дома, являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома, обязано принять все необходимые для соблюдения требований законодательства об энергосбережении меры, в том числе по обеспечению ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.
Из материалов дела следует, что указанные МКД оснащены общедомовыми узлами учета тепловой энергии.
Согласно письму ООО «Домовое хозяйство» от 21.05.2019 № 246 узлы учета тепловой энергии с начала отопительного сезона 2018-2019 гг. по адресам: <...>; <...> Октября, д.64, не допущены в эксплуатацию как коммерческие. Приборы учета находились в рабочем состоянии и учитывали потребление тепловой энергии, однако не допускались в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией, так как по правилам коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя разница показаний расхода между подающей и обратной линией превышала значение в 5%. Обществом были произведены работы для устранения дисбаланса расхода теплоносителя, а именно: работы по демонтажу датчиков расхода, их прочистке, замене прокладок, обустройству заземления узлов учета, пусконаладочных работ. После устранения недостатков, способствующих увеличению дисбаланса, вышеуказанные приборы учета были допущены в эксплуатацию как коммерческие (т.1, л.д.170-171).
Обществом в Комитет также представлены акты повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по системе отопления у потребителя по адресам: <...>; <...> Октября, д.64:
- согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по системе отопления у потребителя по адресу: <...>, узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 27.03.2019 по 15.05.2019;
- согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по системе отопления у потребителя по адресу: <...> ввод - узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 20.03.2019 по 22.04.2019; 2 ввод - узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 20.03.2019 по 30.03.2019; 3 ввод - узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 20.03.2019 по 15.05.2019;
- согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по системе отопления у потребителя по адресу: <...> Октября, д.64, узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 27.03.2019 по 15.05.2019.
Ввод в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии осуществлялся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034)
В силу пункта 68 Правил № 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации; представитель потребителя; представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Комиссия создается владельцем узла учета (пункты 62 и 63 Правил № 1034).
Согласно подпунктам 63, 73 Правил № 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета. Обязанность по созданию комиссии по вводу узла учета в эксплуатацию, проверки узла учета для повторного допуска лежит на владельце узла учета.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям обязанность по созданию такой комиссии лежит на управляющей организации.
Согласно пункту 64 Правил № 1034 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя, в том числе, схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами.
Комиссией проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам № 1034; наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения (пункт 66 Правил № 1034).
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается соответствующий акт (пункт 67 Правил № 1034).
Согласно пункту 73 Правил № 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Однако перед отопительным сезоном 2018-2019 гг. такие акты составлены не были, что в дальнейшем повлекло перерасчет РСО тепловой энергии жителям указанных МКД по нормативам, так как узел учета в отсутствие такого акта не считается введенным в эксплуатацию для коммерческого учета (т.1, л.д. 166).
В ходе проверки Комитетом установлено и заявителем по существу не оспаривается факт отсутствия актов периодической проверки узла учета тепловой энергии в МКД, что означает непроведение обществом мероприятий в целях повышения уровня энергосбережения и энергетической эффективности МКД ввиду неосуществления обществом допуска в эксплуатацию измерительных приборов.
Таким образом, установленная законом обязанность по организации учета используемых энергетических ресурсов путем установки прибора учета тепловой энергии обществом не исполнена, что образует событие, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Податель апелляционной жалобы ссылаясь на передачу от предыдущей управляющей организацией свидетельств о поверке приборов учета, наличие паспортов готовности МКД к эксплуатации в зимних условиях, не учитывает, что Правилами № 1034 установлено условие ввода в эксплуатацию прибора учета перед отопительным периодом – составление комиссией акта периодической проверки, следовательно, любой иной документ не может являться основанием для принятия прибора учета к коммерческому учета. Кроме того, свидетельство о поверке является одним из документов, предъявляемых при принятии к коммерческому учету прибора учета (пункт 66 Правил № 1034).
Ссылка общества на то, что оно правомерно полагалось на переданные документы при переходе МКД под управление ООО «Домовое хозяйство» не может быть принята судом в связи со следующим.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Обязанность по осуществлению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в находящемся в управлении общества многоквартирном доме прямо установлена законом.
Таким образом, общество, независимо от предыдущей управляющей организацией, являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома, было обязано принять все необходимые для соблюдения требований законодательства об энергосбережении меры, в том числе по обеспечению ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.
Общество, как профессиональный участник правоотношений в сфере управления общим имуществом МКД, не может ссылаться действия иного лица, поскольку при приемке в управление МКД должно было удостовериться в проведении всех необходимых мероприятий по вводу узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, а при отсутствии соответствующих документов, должно было незамедлительно принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Вместе с тем, таких доказательств обществом не представлено.
Кроме того, из заявления общества следует, что с момента возникновения права на управление многоквартирными домами по адресам: <...> лет Октября, д.64, специалисты общества обследовали общедомовые приборы учета, в ходе которого и была выявлена неисправность расходомеров и тепловычислителя узлов учета тепловой энергии.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что в период с 01.10.2018 по 30.04.2019 обществом не принято достаточных мер по устранению нарушений и неисправности общедомовых приборов учета тепловой энергии по адресам: <...> лет Октября, д.64.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Поскольку доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения требований законодательства об энергосбережении заявителем не представлено, суд полагает доказанной вину заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
При изложенных обстоятельствах в деянии общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении № 19-2474-05102 от 18.06.2019 составлен с участием представителя общества – директора ФИО1 (т.1, л.д. 140-145).
Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены 30.07.2020 в отсутствие представителя заявителя при наличии доказательств его надлежащего извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления определение № 19-2474-05102 от 02.07.2019, которое получено обществом 11.07.2019 (т.1, л.д. 123-124).
Привлечение к ответственности состоялось в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения; за нарушение законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно абзацу 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом, необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Вмененное обществу административное правонарушение по своему характеру является длящимся, поскольку необеспечение наличия в проверенных домах общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, введенных в эксплуатацию для коммерческого учета, представляет собой длительное, непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на обслуживающую организацию.
Датой выявления нарушения является дата составления акта проверки от 30.05.2019, в связи с чем на дату вынесения оспариваемого постановления (30.07.2019) срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый с даты обнаружения длящегося административного правонарушения, не истек.
Размер административного штрафа соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности, не установлено.
Оснований для квалификации допущенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется. Соответствующих доводов и аргументов об обратном заявителем жалобы не приведено.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.
В связи с указанными обстоятельствами, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2021 по делу № А07-30423/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домовое хозяйство» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи П.Н. Киреев
А.П. Скобелкин