ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-15326/2018
г. Челябинск | |
21 ноября 2018 года | Дело № А07-32884/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2018 года .
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2018 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СалаватЖилСервис» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2018 по делу № А07- 32884/2017 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании принял участие представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору – ФИО1 (доверенность № 4 от 09.01.2018).
Общество с ограниченной ответственностью «СалаватЖилСервис» (далее – заявитель, общество, ООО «СалаватЖилСервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – заинтересованное лицо, Госкомитет) о признании незаконным предписания № ЮО-17-128- 125 от 27.09.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2018 (резолютивная часть решения объявлена 15.03.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «СалаватЖилСервис» не согласилось с вынесенным решением, и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта допущено неправильное применение норм материального права. В частности апеллянт полагает, что общество при определении размера платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, обосновано включило в состав общего имущества управляемого им многоквартирного дома (далее – МКД) площадь чердака и подвала. Судом при принятии решения также не принято во внимание письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.10.2015 №33192-0л/04, в котором разъяснено, что при расчете платы за общедомовые нужды необходимо применять величину площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определённую в соответствии с требованиям Жилищного законодательства и Правилами содержания общего имущества в МКД. В обосновании своей правовой позиции ссылается на материалы судебной практики.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
ООО «СалаватЖилСервис» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, извещено надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет – сайте, уполномоченных представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ООО «СалаватЖилСервис».
В судебном заседании представитель Госкомитета против доводов жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «СалаватЖилСервис» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1050203409706, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 00098 02.04.2015.
ООО «СалаватЖилСервис» является управляющей компанией жилого дома № 52 по ул. Островского в городе Салават.
Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на основании распоряжения № 2956 от 29.08.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «СалаватЖилСервис» по обращению № 15869 от 09.08.2017 гражданина, проживающего по адресу: <...>.
По результатам проверки составлен акт от 27.09.2017 № ЮО-17-2956-128, по результатам рассмотрения которого обществу выдано предписание №ЮО-17-128-125 от 27.09.2017, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения подпункта «ж» пункта 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», части 9.1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ, подпункта «л» пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, пункта 17 Приложения №2, пункта 44 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), управляющая организация ООО «СалаватЖилСервис» при начислении платы за электрическую энергию потребляемую в целях содержания общего имущества в адрес собственника помещений № 134 многоквартирного дома № 52 по ул. Островского г. Салават РБ, с июня 2017 года применяет показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в размере 3 719,00 кв.м (уборочная площадь лестничных клеток согласно технического паспорта по состоянию на 14.11.1968 - 629,0кв.м + подвальное помещение - 1490,0кв.м + чердачное посещение - 1600,0 кв.м), при отсутствии конструктивной особенности потребления электрической энергии, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в чердачном помещении указанного дома (отсутствуют осветительные приборы и не проложены инженерные коммуникации).
В качестве предписываемых мер по устранению выявленного нарушения обществу предписано:
1. Прекратить начисление платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в размере 3 719,00 кв.м в адрес собственников помещений многоквартирного дома № 52 по ул. Островского г. Салават РБ.
2. С октября 2017 года производить начисление платы в адрес собственников помещений указанного дома за электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в размере 2 119,00 кв.м.
3. Произвести перерасчет и возврат в адрес собственника жилого помещения № 134 указанного дома плату за электрическую энергию, применяемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из разницы общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в размере 3719,00 кв.м и 2119,00 кв.м за период с июня по август 2017 года, в размере 26,72 руб.
4. Представить в адрес Госкомитета РБ информацию о выполнении.
Срок устранения нарушений – 01.11.2017.
При этом указано на то, что информацию об исполнении предписания с приложением необходимых документов, подтверждающих устранение нарушений представить не позднее трех суток по истечении указанного в предписании срока.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание от 27.09.2017 №ЮО-17-128-125 выдано Госкомитетом в пределах в пределах предоставленных ему полномочий (статьи 2, части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 № 616), по результатам внеплановой документарной проверки.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (части 2.3).
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьей 39 этого Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Этими Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил № 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 (пункт 13 раздела III приложения № 2 к Правилам № 354).
В соответствии с пунктом 44 Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к этим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения № 2 к этим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Проведенной Госкомитетом проверкой установлено, что многоквартирный дом №52 по ул. Островского в г. Салават оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.
При этом, материалы дела не содержат сведений о принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №52 по ул. Островского в г. Салават решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В этой связи в силу прямого указания в пункте 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Объем коммунальной услуги по нормативам потребления рассчитывается в соответствии с формулой 15 приложения № 2 к Правилам № 354, применяемой для определения приходящегося на жилое или нежилое помещение объема коммунального ресурса (в том числе электрической энергии), предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета:
,
где:
Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как установлено проведенной проверкой, обществом объемы коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды с июня 2017 года, определены без учета установленного пункта 44 Правил № 354 требования о недопустимости превышения распределяемого между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, над объемом коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (объем коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии собственнику помещения в многоквартирном доме с июня 2017 года, предоставленный на общедомовые нужды и рассчитанный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, фактически превысил объем указанной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления). Это обстоятельство не оспаривается заявителем.
Заявитель ссылается на включение в общую площадь помещений, входящую в состав общего имущества многоквартирного дома, учитываемого при расчете размера платы, площадей имеющихся в многоквартирном доме подвала и чердака, которые в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации входят в состав имущества, принадлежащего собственникам помещений многоквартирного дома на праве общей долевой собственности.
Между тем, согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, а именно: в состав общего имущества дома включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В рассматриваемом случае, судом первой инстанции установлено, что в доме расположено подвальное помещение, оборудованное осветительными приборами (освещено), а также имеется чердачное помещение высотой примерно 40 см, но в котором отсутствуют осветительные приборы и не проложены инженерные коммуникации, что подтверждается актом осмотра от 16.02.2018. Кроме того, а материалы дела представлен электронный носитель информации (USB-флэш-накопитель) на котором зафиксирован осмотр спорного МКД.
Таким образом, суд первой инстанции, правомерно не усмотрел наличие оснований для учета такой площади, как чердачное помещение в составе общего имущества многоквартирного дома в целях определения размера платы за коммунальную услугу.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит оспариваемое предписание соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на иную судебную практику по аналогичным, по его мнению, делам не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных лицами, участвующими в деле, доказательств.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2018 по делу № А07-32884/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СалаватЖилСервис» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СалаватЖилСервис» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 10.09.2018 № 1310.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Н.А. Иванова
А.А. Арямов
В.Ю. Костин