Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5994/23
Екатеринбург
02 октября 2023 г.
Дело № А07-33322/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан (далее – министерство, заинтересованное лицо) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу № А07-33322/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Новиковка» (далее – управляющая компания, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к министерству, в котором просило признать незаконным решение министерства, выраженное в письме от 13.09.2022
№ 3/225211869004; обязать министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления информации на основании запроса от 30.08.2022 № 442; взыскать с министерства сумму уплаченной государственной пошлины в размере
3 000 руб. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан
от 09.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 решение суда отменено, заявленные обществом требования удовлетворены: решение министерства об отказе обществу в предоставлении запрашиваемых данных, выраженное в письме
от 13.09.2022 №3/225211869004, признано незаконным, на министерство возложена обязанность в течение тридцати дней с момента вступления постановления в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления информации на основании запроса от 30.08.2022 №442, судом распределены судебные расходы.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, министерство обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение норм материального права, просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заинтересованное лицо настаивает на том, что судом апелляционной инстанции неправильно истолковано содержание писем общества и ответ министерства: оспариваемый акт является ответом разъяснительного характера; просьба общества о предоставлении сведений об изменении регистрации граждан по месту жительства не согласуется Федеральным законом № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а обязанность по предоставлению актуальных данных об изменении регистрации граждан организациям органам миграционного учета не возложена.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующей лицензии.
Общество обратилось с запросом в адрес министерства по предоставлению сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания граждан в многоквартирных домах, находящихся под управлением заявителя, с целью предоставления справок с места жительства собственникам.
В ответ на указанный запрос министерство в письме от 13.09.2022 №3/225211869004 сообщило, что запрашиваемые данные будут предоставляться управляющей компании с согласия субъектов персональных данных.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не является отказом в предоставлении запрашиваемых сведений, указание в письме на то, что запрашиваемые сведения в отношении физических лиц управляющей компании будут предоставляться только с их согласия, не относится к собственникам жилых помещений, в целом письмо представляет собой разъяснение порядка оказания государственной услуги о предоставлении адресно-справочной информации, предусмотренной Административным регламентом №680-2021, в связи с чем нарушение прав и законных интересов общества отсутствует.
Отменяя решение суда, апелляционная коллегия обоснованно исходила из следующего.
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных)).
Статьей 6 Закона о персональных данных допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 4, 5 статьи 6 Закона о персональных данных установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 указанного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу подпунктов «б», «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: - сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 пункт 6 Правил № 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги. Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.
В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил № 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе запрос общества, решение министерства, изложенное в оспариваемом письме, суд апелляционной инстанции установил, что министерство фактически отказало управляющей компании в предоставлении сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания граждан в многоквартирных домах, находящихся под управлением заявителя, с целью предоставления справок с места жительства собственникам.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы и установленные фактические обстоятельства, суд правомерно указал, что осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, заявитель является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства он имеет право и обязан осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, а также пунктом 8 статьи 7 Закона № 209-ФЗ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Обязанность по размещению информации в указанной системе возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что запрашиваемые обществом сведения носят открытый характер, право на их получение у управляющей компанией имеются, а обязанность по их внесению в государственную информационную систему, равно как и по предоставлению указанных сведений, возложена на органы миграционного учета, входящие в единую централизованную систему МВД России.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о незаконности соответствующего отказа соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Аналогичные выводы изложены при рассмотрении дела
№А76-20209/2021 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2022 № 309-ЭС22-13591).
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел необходимым обязать министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления информации на основании запроса от 30.08.2022 № 442 в течение тридцати дней с момента вступления постановления в законную силу.
Избранный судом способ устранения нарушений соответствующим заявленным требованиям, соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 22.05.2023 по делу № А07-33322/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Кравцова
Судьи Д.В. Жаворонков
О.Л. Гавриленко