ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-339/2021 от 02.03.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-16/22

Екатеринбург

09 марта 2022 г.

Дело № А07-339/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О. Л.,

судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Уралхимсервис» (далее – общество, ООО «Уралхимсервис») на решение Арбитражного суд Республики Башкортостан от 06.08.2021 по делу № А07-339/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представительМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Башкортостан (далее – МИФНС РФ № 2 по РБ, инспекция, налоговый орган) и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее – УФНС России по РБ, Управление) – Хуснуллина А.И. (доверенности от 14.12.2021, 16.12.2021).

ООО «Уралхимсервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к инспекции и Управлению о признании незаконными: решения инспекции от 15.07.2020 № 1765 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислены налог на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 1368050 руб., пени в размере 115402 руб., штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 273610 руб.; решения управления от 02.10.2020 № 224.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.08.2021 (судья Чернышева С.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 (судьи Арямов А.А., Бояршинова Е.В., Киреев П.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО «Уралхимсервис» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Находит ошибочным вывод судов о реальности сделки между кассатором и ООО «Технологии и развитие», настаивает на том, что экономическую деятельность не ведет более трех лет. Указывает на наличие процессуальных нарушений со стороны инспекции при проведении проверки, в частности, материалы налоговой проверки рассмотрены без участия кассатора. Отмечает, что в основу решения легли документы, предоставленные ООО «Технолигии и Развитие», однако не было проверено, кем и каким способом были предоставлены документы. Судами проигнорирован довод истца о привлечении в качестве третьего лица ООО «Технологии и Развитие».

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела, ООО «Уралхимсервис» (ОГРН 1020202768211) состоит на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС РФ № 2 по РБ и является плательщиком НДС.

25.10.2019 обществом представлена в налоговый орган налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2019 года с нулевыми показателями.

МИФНС РФ № 2 по РБ проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации. Результаты проверки отражены в акте проверки от 06.02.2020 № 975. Как следует из акта проверки, по результатам автоматизированного контроля декларации с использованием программного комплекса АСК НДС-2 выявлено расхождение по книге продаж (раздел 9 декларации) ООО «Уралхимсервис» с записями, отраженными в книге покупок (раздел 8 декларации) контрагента-покупателя - ООО «Технологии и развитие» по счетам-фактурам, выставленными продавцом - ООО «Уралхимсервис»: № 70 от 20.08.2019, № 52 от 03.07.2019, № 53 от 04.07.2019, № 66 от 07.08.2019, № 61 от 18.07.2019, № 78 от 06.09.2019, № 81 от 11.09.2019, № 75 от 03.08.2019, № 73 от 23.08.2019, № 58 от 12.07.2019, № 54 от 08.07.2019, № 68 от 12.08.2019, № 63 от 23.07.2019, № 84 от 17.09.2019 и № 88 от 24.09.2019. Налоговый разрыв составил 1368050 руб.

По итогам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 15.07.2020 № 1765 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором доначислены: НДС в сумме 1368050 руб., пени по НДС в сумме 115402,6 руб., а также штраф по статье 122 НК РФ в размере 273610 руб.

Это решение было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по РБ от 02.10.2020 № 224/17 (представлено в виде электронного документа) решение МИФНС РФ № 2 по РБ от 15.07.2020 № 1765 утверждено.

Заявитель оспорил в судебном порядке указанные решения инспекции и Управления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались выводом о законности и обоснованности оспоренных ненормативных правовых актов.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 этого Кодекса. Санкцией этой нормы предусмотрен штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ, объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 153 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) (пункт 1). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункт 2).

Пунктом 3 статьи 80 установлено право налогоплательщика на представление налоговых деклараций (расчеты) в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ плательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При этом в силу пункта 5.1 статьи 23 НК РФ лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Как следует из материалов дела, по итогам камеральной налоговой проверки представленной заявителем 25.10.2019 по ТКС налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года с «нулевыми» показателями инспекцией установлены факты неотражения в декларации операций по реализации в адрес контрагента заявителя - ООО «Технологии и развитие», что привело к неуплате НДС в размере 1368050 руб. Указанные обстоятельства послужили основанием для доначисления заявителю НДС в указанной сумме, а также начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.

Оспаривая решения инспекции и Управления, заявитель указывал на существенное нарушение инспекцией процедуры проведения проверки и вынесения решения ввиду нарушения сроков проверки, порядка направления налогоплательщику акта проверки и порядка принятия решения по результатам проверки.

Статьей 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1). Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки направляется налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика (при прекращении у налогоплательщика доступа к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом) в срок, не превышающий трех дней с даты принятия такого решения (абзацы 4, 5, 8 пункта 2). Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3). При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Налогового кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 Налогового кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (пункт 8.1).

Согласно статье 100 НК РФ, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (абзац 1 пункта 1). Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (пункт 5). Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6).

В соответствии со статьей 101 НК РФ, акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 статьи 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (абзац 1 пункта 1). Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (абзацы 1, 2 и 4 пункта 2). Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (пункт 14).

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен в статье 6.1 НК РФ, в силу которой, сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями (пункт 1). Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (пункт 5). Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока (пункт 8).

Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2019 года представлена обществом в налоговый орган 25.10.2019.

В этой связи установленный законом двухмесячный срок на проведение камеральной проверки исчисляется с 26.10.2019 (в силу пункта 2 статьи 6.1 НК РФ) и оканчивается 26.12.2019 (в силу пункта 5 статьи 6.1 НК РФ).

В связи с обнаружением инспекцией обстоятельств, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства, и необходимостью проведения мероприятии налогового контроля инспекцией 25.12.2019 (в установленный законом срок) принято решение № 19030034 о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки до трех месяцев. Данное решение 23.01.2020 направлено налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи. Однако, несмотря на установленную пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанность обеспечить получение направленных по ТКС документов, налогоплательщиком сформировано Уведомление об отказе в приеме документа.

По результатам проверки в установленный пунктом 1 статьи 100 НК РФ десятидневный срок с даты истечения трехмесячного срока на проведение проверки, составлен акт от 06.02.2020 № 975.

Акт проверки и извещение от 06.02.2020 № 1951 о рассмотрении материалов налоговой проверки 18.02.2020 направлены налогоплательщику по ТКС. Однако от налогоплательщика вновь получено уведомление об отказе в приеме документов.

Инспекцией по адресу регистрации руководителя ООО «Уралхимсервис» Мухамедвалиева Р.Х. 05.03.2020 направлены акт № 975 и извещение от 27.02.2020 № 2873 о рассмотрении материалов проверки 15.04.2020. Указанные документы 10.03.2020 получены Мухамедвалиевым Р.Х., что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции. В этой связи довод общества о неполучении им акта проверка верно отклонен, как не основанный на материалах дела.

В связи с реализацией мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции инспекцией приняты решения: от 15.04.2020 № 3281 об отложении рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на 15.05.2020; от 15.05.2020 № 3282 об отложении рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на 15.06.2020.

Инспекцией по почте 09.06.2020 заявителю направлено извещение № 6396 о рассмотрении материалов проверки 15.06.2020, которое 15.06.2020 вручено руководителю ООО «Уралхимсервис» Мухамедвалиеву Р.Х., что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции.

Инспекцией 15.06.2020 принято решение № 3551 об отложении рассмотрения материалов проверки на 15.07.2020.

Извещение от 15.06.2020 № 7099 о рассмотрении материалов проверки 15.07.2020 направлено 25.06.2020 руководителю ООО «Уралхимсервис» Мухамедвалиеву Р.Х. по почте и получено адресатом 29.06.2020, что подтверждено уведомлением о вручении.

Как установили суды, в установленный пунктом 6 статьи 100 НК РФ срок налогоплательщиком возражения на акт проверки в инспекцию не представлены, на рассмотрение материалов проверки 15.07.2020 представитель заявителя не явился, в связи с чем материалы проверки рассмотрены без его участия, по результатам такого рассмотрения принято решение от 15.07.2020 № 1765 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

С учетом изложенного, суду округа представляется верным вывод судов о том, что оспоренное решение принято инспекцией в отсутствие представителя заявителя, извещенного о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки надлежащим образом. При этом заявителю было предоставлено достаточно времени для реализации его процессуального права на представление возражений в отношении акта проверки, однако, таким правом заявитель не воспользовался.

Копия решения от 15.07.2020 № 1765 направлена руководителю общества по почте 23.07.2020 и вручена адресату 30.07.2020, что подтверждено уведомлением о вручении почтовой корреспонденции.

При таких обстоятельствах суды признали несостоятельными доводы заявителя о допущенных налоговым органом при проведении проверки и при рассмотрении результатов проверки существенных процессуальных нарушений, возражения в этой части отклонены как противоречащие материалам дела.

Также апелляционная коллегия отметила, что по существу выявленного в ходе налоговой проверки нарушения заявитель ни при обжаловании решения инспекции в вышестоящий налоговый орган, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции каких-либо возражений не заявил.

Отклоняя доводы общества о неистребовании инспекцией и судом первой инстанции оригиналов документов у ООО «Технологии и развитие» и необходимости привлечения ООО «Технологии и развитие» к участию в деле апелляционная коллегия исходила из того, что достоверность полученных от ООО «Технологии и развитие» и положенных в основание оспоренного решения документов налогоплательщиком ни при рассмотрении его жалобы в управлении, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции не оспаривалась. Более того, о недостоверности таких документов общество не заявило и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции. В этой связи оснований для истребования оригиналов документов ни у налогового органа, ни у суда первой инстанции не имелось, равно как не имелось и оснований для привлечения к участию в деле ООО «Технологии и развитие.

Оснований для иных суждений суд округа не усматривает.

Доводы кассатора свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суд Республики Башкортостан от 06.08.2021 по делу № А07-339/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Уралхимсервис»– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Л. Гавриленко

Судьи Д.В. Жаворонков

Н.Н. Суханова