ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-34156/19 от 30.08.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11076/2021

г. Челябинск

30 августа 2021 года

Дело № А07-34156/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкирская медь» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.06.2021 по делу №А07-34156/2019.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Башкирская медь» - Аминов Р.М. (доверенность № 29/14-63/2020 от11.11.2020, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «Башкирская медь» (далее – заявитель, ООО «Башмедь», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан (далее – управление, Управление Росприроднадзора по РБ) (в последующем реорганизовано в форме присоединения в Южно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) о признании недействительным предписания от 16.07.2019 №196 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части: пункта 5 – в части требования отразить достоверную информацию по осуществлению деятельности в области обращения с отходами, в том числе по образованию и движению отходов IV класса опасности — осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный; пунктов 6 и 7; пункта 8 – в части требования осуществлять производственную деятельность на Промышленной площадке №1 месторождении «Юбилейное» (объект HBOC 80- 0102-000802-П) соблюдая нормативы образования и лимиты на размещение отходов «рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные»; пункта 11.

В последствии заявитель отказался от требования о признании недействительным пункта 11 предписания в части внесения платы за выбросы загрязняющих веществ в размере 439,27 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Башкортостан филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу».

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 27.05.2021) принят отказ заявителя от части заявленных требований, производство по делу в этой части прекращено. В удовлетворении остальной части требований заявителя отказано.

Не согласившись с решением суда, ООО «Башмедь» обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на незаконность предписания в оспоренной части. Полагает, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, неполно исследованы доводы заявителя и представленные в материалы дела доказательства, а выводы суда не основаны на материалах дела. Обращает внимание на следующие обстоятельства: пункты 5, 6 и 7 предписания основаны на мнении управления об отнесении образуемых от деятельности общества жидких фракций, вывозимых из выгребных ям и с территории погрузочно-разгрузочной площадки, к отходам, тогда как в силу блока 7 Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) и с учетом разъяснений, содержащихся в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.04.2017 №12-47/9678, такие фракции к отходам не относятся, поскольку их удаление производится путем очистки с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения, что подтверждено представленным обществом Проектом (схемой) технологического обеспечения водой обогатительной фабрики (аналогичный вывод сделан судом общей юрисдикции в рамках административных дел, возбужденных управлением по итогам этой же проверки, применительно к спорным пунктам предписания); ссылка суда на проведенные исследования отобранных в ходе проверки проб шлама механической очистки нефтесодержащих сточных вод неправомерна, так как результаты лабораторных исследований подтверждают содержание вещества с точки зрения его химического и биологического состава, тогда как предметом спора является вопрос правового регулирования процессов обращения и использования данных веществ; факт включения заявителем веществ в утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) не свидетельствует об отнесении таких веществ к отходам, так как такое включение было обусловлено планируемым (ожидаемым) объемом образования отходов на случай невозможности осуществления оборотного водоснабжения; применительно к оценке законности пунктов 8 и 11 предписания решение суда первой инстанции надлежащей мотивировки не содержит, доводам общества в этой части оценка не дана; по поводу опечатки, допущенной управлением при утверждении и выдаче обществу документа об утверждении нормативов, общество обращало внимание на то, что решение об исправлении опечаток общество не получало, в соответствии с этим документом (строка №502) годовой лимит размещения отхода «Рыхлые вскрышные породы в смеси практически не опасные» в объекте размещения отходов – Отвал рыхлых пород, составляет 3827200т, а в соответствии с отчетом 2-ТП (отходы) за 2018 год обществом было размещено 1721692т рыхлых пород, что меньше установленного годового лимита, при этом, в соответствии с характеристикой объекта размещения отходов (ОРО), представленной в составе ПНООЛР, вместимость ОРО составляет 235000000т, то есть имеется возможность принимать отходы на хранение при установленном лимите в течение 42 лет, таким образом, рыхлые породы размещены в объекте в соответствии с установленными лимитами на их размещение; приведенная управлением в обоснование вывода о наличии у общества обязанности исправить опечатки в документе об утверждении нормативов ссылка на Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 №437, является несостоятельной, так как этот регламент принят позже утверждения нормативов и позже проведения проверки, а действовавший в период проведения проверки Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50 (далее – Порядок №50) не предусматривает изменение утвержденных нормативов при обнаружении опечаток; судом не разрешено ходатайство заявителя об истребования заключения ЦЛАТИ №20Э, ссылка на которое содержится в акте проверки в обоснование вывода о необходимости произвести корректировку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2018 годы и внесения в бюджет недостающей платы за 2018 год в части платы за фактическое размещение отходов производства и потребления в размере 3618120 руб.; в отсутствие этого заключения суд необоснованно принял во внимание представленный управлением в ходе рассмотрения спора расчет платы, при том, что в акте проверки такой расчет отсутствует.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы заявителя поддержал.

Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.

Как следует из материалов дела, ООО «Башмедь» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1050202126622. Основным видом хозяйственной деятельности общества является добыча и обогащение медной руды. Общество владеет объектами негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).

На основании приказа от 07.05.2019 №329-П Управлением Росприроднадзора по РБ в отношении ООО «Башмедь» в период с 20.05.2019 по 16.07.2019 проведена плановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте от 16.07.2019 №196 (т.1 л.д.15-73). Как следует их этого акта, в ходе проверки выявлены 13 нарушений обязательных требований.

По итогам проверки заявителю выдано предписание от 16.07.2019 №196 об устранении выявленных нарушений обязательных требований (т.1 л.д.74-77), которым в числе прочего предписано: в срок до 01.02.2020 – представить в управление отчет «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме 2-ТП (отходы) по Промышленной площадке №1, 2 (объекты НВОС 80-0102-000802-П, 80-0102-000803-П) и Промышленной площадке №3 (объект НВОС 80-0102-000804-П) и Промышленной площадке №4 (объект НВОС 80-0102-000805-П) и отразить достоверную информацию по осуществлению деятельности в области обращения с отходами, в том числе по образованию и движению отходов IV класса опасности – осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный (пункт 5 предписания); в срок до 28.10.2019 – транспортирование отходов IV класса опасности осуществлять на основании лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности (пункт 6 предписания); в срок до 28.10.2019 – транспортирование отходов осуществлять при наличии автотранспортных средств, оборудованных знаками для транспортирования опасных грузов в соответствии с правилами ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) (пункт 7 предписания); в срок до 01.02.2020 – осуществлять производственную деятельности на Промышленной площадке №1 месторождение «Юбилейное» (объект НВОС 80-0102-000802-П) соблюдая нормативы образования и лимиты на размещение отходов «Рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные», и образуя отход V класса опасности (вскрышные породы в смеси), на основании утвержденных уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 8 предписания); в срок до 01.04.2020 – произвести корректировку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2018 годы, а также внести недостающую плату в бюджет за 2018 год в части платы за фактическое размещение отходов производства и потребления (недоплата в бюджет составляет 3618120,0 руб. (Месторождение «Юбилейное» рудник «Хайбуллинский» «рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные» (ФККО 20012099405)), в части платы за выбросы загрязняющих веществ (недоплата 439,27 руб. (Площадка разгрузки-погрузки концентрата) (пункт 11 предписания).

Заявитель оспорил в судебном порядке: пункт 5 предписания в части требования отразить достоверную информацию по осуществлению деятельности в области обращения с отходами, в том числе по образованию и движению отходов IV класса опасности — осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный; пункты 6 и 7 предписания в полном объеме; пункт 8 предписания в части требования осуществлять производственную деятельность на Промышленной площадке №1 месторождении «Юбилейное» (объект HBOC 80- 0102-000802-П) соблюдая нормативы образования и лимиты на размещение отходов «рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные»; пункт 11 предписания в полном объеме.

В последствии заявитель отказался от требования о признании недействительным пункта 11 предписания в части внесения платы за выбросы загрязняющих веществ в размере 439,27 руб.

Частичный отказ от заявленных требований принят судом первой инстанции, производство по делу в этой части прекращено.

Каких-либо возражений в отношении решения суда первой инстанции в указанной части участвующими в деле лицами не заявлено, а потому оснований для отмены решения в этой части не имеется.

Рассмотрев требования заявителя в остальной части по существу, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.

Оценив позицию суда первой инстанции в этой части, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия. Порядок рассмотрения таких требований установлен положениями главы 24 АПК РФ.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Предметом оценки в рассматриваемой ситуации является выданное заявителю по итогам плановой выездной проверки предписание Управления Росприроднадзора по РБ, содержащее требование об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства об охране окружающей среды.

Положениями статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право управления выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено управлением в пределах его компетенции.

Пунктами 5-7 предписания управления обществу предписано представить в управление отчет по форме 2-ТП (отходы) по объектам НВОС – Промышленным площадкам №1, 2, 3, 4, отразить достоверную информацию по осуществлению деятельности в области обращения с отходами, в том числе по образованию и движению отходов IV класса опасности – осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный, осуществлять транспортирование отходов IV класса опасности на основании лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности и при наличии автотранспортных средств, оборудованных знаками для транспортирования опасных грузов в соответствии с правилами дорожной перевозки опасных грузов.

Основанием для выдачи предписания в этой части послужил вывод управления о том, что вывозимые автотранспортом общества жидкие фракции с выгребных ям жилых домов в пос. Акьяр и ПРП ООО «Башмедь» в г. Сибай относятся к отходам производства и потребления в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ).

Со своей стороны общество полагает, что такие жидкие фракции отходами не являются (являются сточными водами, которые в дальнейшем поступают в собственные очистные сооружения общества и после очистки используются в производственных целях), а потому к деятельности по обращению с ними должны применяться нормативные положения, регулирующие деятельность по обращению с отходами.

В соответствии со статьей 1 Закона №89-ФЗ (в редакции, действовавшей в момент выдачи оспоренного предписания), под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 9 Закона №89-ФЗ и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Пунктом 2 статьи 11 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В статье 16 Закона №89-ФЗ приведены требования к транспортированию отходов. В силу части 2 этой статьи организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях: наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности; наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами; наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

В силу стати 18 Закона №89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и этим Федеральным законом (пункт 1). Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2). Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (пункт 3). Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4). Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (пункт 5).

Согласно части 1 статьи 19 Закона №89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 2 статьи 19 Закона №89-ФЗ).

Согласно пункту 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Как установлено проверкой ООО «Башмедь» разработаны и утверждены ПНООЛР (документы об утверждении: от 08.11.2018 №0216-18 – для Дергамышского медно-кобальтового карьера; от 10.05.2017 №0040-17 – для месторождения «Юбилейное»; от 31.05.2017 №0055-17 – для участка погрузочно-разгрузочной площадки). Документом об утверждении НООЛР от 31.05.2017 №0055-17 предусмотрено осуществление деятельности в области обращения с отходами IV класса опасности: «осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный» (код ФККО 7 23 101 01 39 4). Документом об утверждении НООЛР от 10.05.2017 №0040-17 предусмотрено осуществление деятельности в области обращения с отходами IV класса опасности: «отходы осадки из выгребных ям» (код ФККО 7 32 100 01 30 4). Также утверждены паспорта на указанные виды отходов (т.1 л.д.79-84, т.2 л.д.95-115, т.3 л.д.25-26, 155-170).

Управлением в ходе проверки совместно со специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 30.05.2019 в присутствии представителя ООО «Башмедь» осуществлен выезд по адресу: Республика Башкортостан, г.Сибай, ул.Восточное шоссе, 10 с целью отбора проб и обследования территории ООО «Башмедь». В ходе выезда произведен отбор проб из подземного резервуара на территории погрузочно-разгрузочной площадки отхода – осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный (составлены протокол отбора проб №329-П/ЭВ-3 от 30.05.2019, акт отбора проб отходов №8 от 30.05.2019, видеозапись проводимого отбора). Согласно протоколу результатов биотестирования пробы отхода №25 от 26.06.2019 филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», этот осадок соответствует IV классу опасности для окружающей среды.

ООО «Башмедь» представлены путевые листы, подтверждающие вывоз отходов из подземного резервуара г.Сибай на собственной ассенизаторской машине КамАЗ-65115 К0-505А с государственным регистрационным знаком В555ЕА до карьера «Юбилейное» по адресу: Республика Башкортостан, Хайбуллинский район, д. Петропавловский. Согласно данным ООО «Башмедь» с участка погрузочно-разгрузочной площадки осуществлен вывоз данного отхода 12 мая 2018г, 11 октября 2018г, 13-14 мая 2019г. По справке ООО «Башкирская медь» в 2018 году вывезено всего 5,5куб.м, в 2019 году 3куб.м.

Также, управлением в ходе проверки совместно со специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 30.05.2019 в присутствии представителя ООО «Башмедь» осуществлен выезд по месту нахождения карьера «Юбилейное». В ходе выезда произведен отбор проб из ассенизаторской машины КамАЗ-65115 К0-505А с государственным регистрационным знаком В555ЕА, отхода из выгребных (составлены протокол отбора проб №04-03/329-П/ЛФ от 18.06.2019, акт отбора проб отходов №25 от 18.06.2019, видеозапись проводимого отбора). Согласно протоколу результатов биотестирования пробы отхода №33 от 26.06.2019 филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», этот осадок соответствует IV классу опасности для окружающей среды.

ООО «Башмедь» представлены путевые листы, подтверждающие вывоз отходов из выгребных ям с населенного пункта Акьяр на ассенизаторской машине КамАЗ-65115 К0-505А с государственным регистрационным знаком В555ЕА до карьера «Юбилейное». Согласно данным ООО «Башмедь». В 2018 году вывезено всего 960куб.м. в 2019 году – 390куб.м.

При этом, как указывает управление, у общества отсутствует лицензия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, сведения об образованном отходе – осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15% обводненный – не представлялись, перемещение отходов осуществлялось транспортным средством, не оборудованным знаками для транспортирования опасных грузов в соответствии с правилами дорожной перевозки опасных грузов.

Со своей стороны общество полагает, что указанные вывозимые им жидкие фракции отходами не являются (являются сточными водами, которые в дальнейшем поступают в собственные очистные сооружения общества и после очистки используются в производственных целях), а потому к деятельности по обращению с ними не должны применяться нормативные положения, регулирующие деятельность по обращению с отходами.

Применительно к спорной жидкой фракции (осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15% обводненный) обществом даны пояснения о том, что этот осадок образуется на участке ПРП ООО «Башмедь» в г. Сибай в результате механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод. Таким образом, факт образования указанной жидкой фракции обществом не отрицается. Также общество не оспаривает факт вывоза жидких фракций из выгребных ям населенного пункта Акьяр.

Общество ссылается на приказ Минприроды России от 22.05.2017 №242, которым утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с кодом 7 00 000 00 00 0 блока 7 которого к числу отходов отнесены отходы при водоснабжении и водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты).

Также, общество указывает на разъяснения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенные в письме №12-47/9678 от 04.04.2017 в ответ на зарос Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения по поводу обращения с жидкими фракциями, выкачиваемыми из выгребных ям (т.1 л.д.78). В этом письме указано, что с целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО). А именно в блок 7 ФККО «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» дополнен - «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты». В связи с изменением блока 7 ФККО, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. Если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

Факт вывоза жидких фракций для их очистки на очистных сооружениях подтверждается путевыми листами на транспортировку из Сибая на очистные сооружения месторождения «Юбилейное» (т.2 л.д.121-130) и подтвержден управлением.

Как указывает общество, в дальнейшем очищенные в очистных сооружениях сточные воды используются в оборотной системе Хайбуллинской обогатительной фабрики, поступая в очистные сооружения в оборотное водоснабжение. В обоснование этого довода общество ссылается на проекты оборотного водоснабжения, однако, в материалы судебного дела такие проекты заявителем не представлены.

Представленная заявителем в материалы дела выписка из документа «Месторождение «Юбилейное». Баланс водопотребления и водоотведения по подземному руднику и промплощадке месторождения в целом. Проектная документация. Пояснительная записка. 267.07-00-ПЗ» (т.2 л.д.80-81), содержащая некую схему, факт использования обществом спорных фракций в оборотном водоснабжении не подтверждает, поскольку схема представлена в нечитаемом виде и доказательств фактического исполнения проекта в этой части не представлено.

То есть, факт использования очищенных вод в оборотной системе водоснабжения заявителем не подтвержден, что само по себе исключает возможность применения исключений, приведенных в блоке 7 ФККО.

Кроме того в силу пункта 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к сточным водам отнесены принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. При этом в силу пункта 28 этой же статьи централизованная система водоотведения (канализации) – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

В настоящем случае обществом осуществляется вывоз спорных фракций без применения централизованной системы водоотведения (из выгребных ям населенного пункта и из подземного резервуара г.Сибай посредством использования автотранспорта), в связи с чем оснований для признания таких фракций сточными водами не имеется.

В отношении письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенные в письме №12-47/9678 от 04.04.2017, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие у этого письма признаков нормативного правового акта, в связи с чем содержащиеся в нем разъяснения не носят обязательного характера.

В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с позицией управления о необходимости отнесения вывозимых заявителем жидких фракций к отходам производства и потребления, в связи с чем к деятельности по обращению с ними подлежат применению нормативные требования об обязательном лицензировании и о транспортировке специально оборудованным транспортом, а сведения об объемах вывоза таких отходов подлежат отражению в соответствующей отчетности, а потому оснований для признания незаконными пунктов 5 (в оспоренной части), 6 и 7 предписания не имеется.

Приведенная в апелляционной жалобе общества ссылка на судебные акты судов общей юрисдикции по делу об административном правонарушении (содержащие по мнению общества, иную оценку приведенных выше обстоятельств) не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку такие акты в силу статьи 69 АПК РФ не отнесены к судебным актам, имеющим преюдициальное значение для дел, рассматриваемых арбитражными судами, а потому приведенные в этих судебных актах выводы в отрыве от оценки представленных в настоящее дело доказательств не могут быть приняты судом во внимание.

Содержащееся в пункте 8 предписания требование об осуществлении производственной деятельности на Промышленной площадке №1 месторождения «Юбилейное» (объект HBOC 80-0102-000802-П) с соблюдением нормативов образования и лимитов на размещение отходов «рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные», основано на мнении управления о превышении обществом утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по указанному объекту.

Как следует из акта проверки, ООО «Башмедь» представило в управление статистическую отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2018 год, в которой отражено образование отходов в количестве 3208647,879 руб., в том числе: 1 класса опасности – 0,405т, 2 класса опасности, 0,317т, 3 класса опасности – 11,155т, 4 класса опасности – 81,688т, 5 класса опасности – 3208554,314т. В числе отходов 5 класса опасности обозначены: рыхлые вскрышные породы и смеси практически неопасные (ФККО 2 00 120 99 40 5) в количестве 1721692т, размещенные на эксплуатируемых объектах, что в 2,25 раз превышает установленный норматив образования и лимиты на размещение отхода данного вида (документ об утверждении НООЛР от 10.05.2017 №0040-17 устанавливает объем образования отходов этого вида – 765440,00т); вскрышные породы в смеси практически неопасные (ФККО 2 00 190 99 39 5) в количестве 212754,6т, утилизированных для повторного применения, что действующими НООЛР не предусмотрено (документ об утверждении НООЛР от 10.05.2017 №0040-17). При этом, согласно декларации о плате за НВОС за 2018 год, ООО «Башмедь» отражено образование на указанном месторождении и размещенные отходы 5 класса опасности - «рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные» в количестве 1721692т.

Общество не оспаривает выводы управления в части превышения обществом НООЛ по вскрышным породам, однако не согласно с такими выводами в отношении отхода «рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные».

Как указывает заявитель, в документе об утверждении НООЛР от 10.05.2017 №0040-17 (т.1 л.д.79-84) в строке №502 допущена ошибка (опечатка), так как в разделе «Свод по площадкам» по строке №502 масса рыхлых вскрышных пород в смеси практически неопасных в столбце «Годовой норматив образования отходов» указана – 765440,00, а в столбце «Лимиты на размещение отходов в тоннах за 2018г.» указана масса допустимого размещения 3827200,00т, при том, что этот вид отходов на прочих площадках заявителя помимо площадки №1 карьера «Юбилейный» не образуется, и в разделе этого документа «Площадка №1 (карьер «Юбилейный» рудник «Хайбуллинский»)» по строке №502 отражено одинаковое значение массы рыхлых вскрышных пород в смеси практически неопасных в столбце «Годовой норматив образования отходов» и в столбце «Лимиты на размещение отходов в тоннах за 2018г.» 765440,00т. По мнению общества, утвержденный документом лимит размещения отходов этого вида составляет 3827200,00т, а потому размещение отходов в количестве 1721692т не является превышением утвержденных лимитов.

Соглашаясь с доводом общества о наличии в документе об утверждении НООЛР от 10.05.2017 №0040-17 указанных несоответствий, суд апелляционной инстанции тем не менее отмечает, что такие несоответствия не устранены, и толкование приведенных положений этого документа позволяет прийти к выводу об ошибочности указания в столбце «Лимиты на размещение отходов в тоннах за 2018г.» массы допустимого размещения отхода - 3827200,00т, так как это значение массы указано однократно, тогда как иное ее значение, примененное управлением (765440,00т), указано трижды (в разделе «Свод по площадкам» по строке №502 неопасных в столбце «Годовой норматив образования отходов» и в разделе этого документа «Площадка №1 (карьер «Юбилейный» рудник «Хайбуллинский»)» по строке №502 в столбцах «Годовой норматив образования отходов» и «Лимиты на размещение отходов в тоннах за 2018г.»).

В этой связи довод общества об отсутствии в действовавшем в спорный период Порядке №50 порядка изменения утвержденных нормативов в случае обнаружения опечаток в ПНООЛР не принимается судом, как не имеющий значения для рассмотрения настоящего спора.

Таким образом, возражения заявителя в отношении вывода управления о превышении обществом утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на Промышленной площадке №1 месторождения «Юбилейное» (объект HBOC 80-0102-000802-П) подлежат отклонению, а содержащееся в пункте 8 предписания требование об осуществлении производственной деятельности на этом объекте с соблюдением нормативов образования и лимитов на размещение отходов «рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные» следует признать законным и обоснованным.

Обществом оспаривается пункт 11 предписания в части обязания произвести корректировку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2018 годы, а также внести недостающую плату в бюджет за 2018 год в части платы за фактическое размещение отходов производства и потребления (недоплата в бюджет составляет 3618120,0 руб. (Месторождение «Юбилейное» рудник «Хайбуллинский» рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные (ФККО 20012099405)).

Основанием для предъявления обществу указанных требований послужил указанный выше выявленный в ходе проверки факт превышения обществом утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на Промышленной площадке №1 месторождения «Юбилейное» (объект HBOC 80-0102-000802-П).

Возражения общества в отношении этого пункта предписания сводились к позиции, изложенной в возражениях в отношении пункта 8 предписания (общество указало на размещение отходов «рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные» в 2018 году в пределах утвержденных нормативов, в связи с чем недоплата в бюджет платы за фактическое размещение отходов, по мнению общества, не имелось).

Так как такая позиция является ошибочной, основания для переоценки вывода управления о необходимости осуществления корректировки платы за 2016-2018 годы отсутствуют.

Заявитель в апелляционной жалобе указал на то обстоятельство, что расчет имеющейся недоплаты в части платы за фактическое размещение отходов производства и потребления в акте проверки управлением не приведен, управление ограничилось ссылкой на заключение филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» от 10.06.2019 №20Э (страница 52 акта проверки, раздел «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»), при этом само заключение в материалы дела не представлено, что не позволяет проверить правильность произведенного управлением расчета размера недоплаты.

Вместе с тем, исчерпывающий расчет приведен в представленных управлением при рассмотрении дела в суде первой инстанции пояснениях от 28.01.2021 (т.3 л.д.132-138), в отношении которого обществом возражений не представлено, а потому оснований для сомнений в правильности такого расчета суд не имеет.

При таких обстоятельствах содержащееся в пункте 11 предписания требование об обязании общества произвести корректировку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2018 годы, а также внести недостающую плату в бюджет за 2018 год в части платы за фактическое размещение отходов производства и потребления является законным и обоснованным.

В этой связи следует согласиться с позицией суда первой инстанции о соответствии предписания управления в оспоренной обществом части критериям законности и обоснованности. Приведенные в апелляционной жалобе общества возражения подлежат отклонению.

Законность и обоснованность предписания исключают возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным, а потому в удовлетворения заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.

Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, оснований для их переоценки не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.06.2021 по делу №А07-34156/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башкирская медь» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи: П.Н. Киреев

Н.Г. Плаксина