ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-36095/2022 от 15.01.2024 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9120/23

Екатеринбург

17 января 2024 года

Дело № А07-36095/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2024 года

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ивановой С. О.,

судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.

при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В. рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – Министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2023 по делу № А07-36095/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» принял участие представительобщества с ограниченной ответственностью «Каменный край» (далее – общество, заявитель) – ФИО1 (доверенность от 14.11.2022, паспорт, диплом).

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству о признании незаконным приказа от 07.11.2022 № 1213п и в качестве способа восстановления нарушенного права обязать в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда внести соответствующие изменения в государственный реестр лицензий на пользование недрами, информационную систему «Недра», ФГИС «АСЛН», включить в лицензионное дело УФА 03905 ТЭ.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Республики Башкортостан (далее – Прокуратура).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2023 требования общества удовлетворены, вышеуказанный приказ признан незаконным, суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, распределены судебные расходы.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя кассационной жалобы, во время пользования обществом участком недр по лицензии УФА 03905 ТЭ недропользователем, в период 2021-2022 годы допущены грубые нарушения природоохранного законодательства и условий лицензии.

Кроме того, считает, что допущенное Министерством нарушение процедуры прекращения права пользования участком недр явно несоразмерно многочисленным, систематическим и грубым нарушениям, допущенным обществом при производстве работ на участке недр.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела,общество являлось недропользователем на основании выданной Министерством лицензии от 16.07.2021 серии УФА № 03905 ТЭ на разведку и добычу сланцев (строительный камень) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, участок недр имеет статус геологического отвода, дата окончания лицензии 01.08.2031.

Приказом Министерства от 07.11.2022 № 1213п досрочно прекращено право пользования недрами на основании пункта 3 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), пунктом 3 части 7 статьи 19 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан» (далее – Закон Республики Башкортостан № 144-з).

Полагая, что приказ Министерства нарушает права и законные интересы общества, принят с нарушением действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о нарушении недропользователем порядка пользования недрами, однако исходил из нарушения Министерством порядка досрочного прекращения лицензии.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.

Отношения в сфере недропользования регулируются положениями Закона о недрах.

В силу пункта 2 статьи 6 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.

В силу пункта 7 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями предоставления права пользования участками недр является, в том числе, принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Башкортостан установлен Законом Республики Башкортостан № 144-з, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 которого право пользования участком недр местного значения предоставляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Статьей 5 Закона Республики Башкортостан № 144-з предусмотрено, что основанием возникновения права пользования участками недр местного значения является, в том числе, решение республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный республиканским органом в сфере регулирования отношений недропользования, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (подпункт «д» пункта 1 статьи 5).

В силу статьи 6 Закона Республики Башкортостан № 144-з предоставление лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования по основаниям, указанным в статье 5 настоящего Закона (часть 1).

Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляются республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования (часть 2).

В соответствии с пунктом 3.20 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 № 200 (далее – Положение), Министерство определено в качестве республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

Пунктом 3.20 Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 17.05.2013 «Об утверждении Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан», заинтересованное лицо в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции предоставления права пользования участками недр местного значения, включая принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения в установленном законодательством порядке, в том числе в случаях перехода права пользования участками недр местного значения, принятие решений о прекращении или досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения.

Порядок осуществления функции предоставления права пользования участками недр местного значения, включая принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения в установленном законодательством порядке, в том числе в случаях перехода права пользования участками недр местного значения, принятие решений о прекращении или досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения определен административным регламентом Министерства, утвержденным Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 81п от 12.03.2013 «Об утверждении Административного регламента Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги «Лицензирование пользования участками недр местного значения» (далее – Административный регламент).

Пунктом 3 Административного регламента определено, что основанием для осуществления административной процедуры по принятию решения о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения является: 1) письменное заявление владельца лицензии о прекращении права пользования недрами по его инициативе; 2) информация о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или чрезвычайной ситуации; 3) представления (предложения) по результатам проверок уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации, с приложением копий актов проверок, в том числе контрольных, и, в случае наличия, копий предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок; 4) представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации; 5) данные, полученные при осуществлении полномочий Минэкологии РБ, содержащие основания для принятия решений о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения; 6) документы о ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участок был предоставлен в пользование, полученные Минэкологии РБ.

Порядок принятии решения о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения включает в себя следующие действия (пункт 3.3.1. Административного регламента): 1) прием и регистрация заявления; 2) рассмотрение заявления, представления контрольных органов по результатам проверок (далее – представление) и направление материалов на Комиссию для принятия решения; 3) рассмотрение материалов на Комиссии и принятие решения; 4) оформление приказа о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении, ограничении права пользования участком недр местного значения или отказа в предоставлении государственной услуги; 5) направление приказа пользователю недр.

Пунктом 3.3.1.4. Административного регламента предусмотрено, что решение о прекращении, досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения должно содержать: основание для принятия решения о прекращении, досрочном прекращении права пользования участком недр в соответствии со статьей 20 Закона о недрах; условия прекращения права пользования участком недр; мероприятия, которые необходимо осуществить в соответствии с условиями лицензии и в связи с прекращением права пользования участком недр; порядок и сроки выполнения установленных мероприятий; - дату вступления в силу решения о досрочном прекращении права пользования участком недр.

Пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случаях систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами.

Пунктом 3 части 2 статьи 19 Закона Республики Башкортостан № 144-з установлено, что право пользования участками недр местного значения может быть досрочно прекращено республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования в случаях систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами.

Основные права и обязанности общества как пользователя недр, определены в Условиях пользования недрами, являющимися приложением к лицензии УФА 03905 ТЭ.

Установив, что факты систематического нарушения обществом условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами УФА 03905 ТЭ подтверждаются материалами дела и обществом не оспорены, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Министерства имелись основания для досрочного прекращения права общества пользования недрами по лицензии УФА 03905 ТЭ в связи с систематическими (два и более раза в течение четырех лет) нарушениями условий пользования участком недр.

Однако, судами установлено нарушение Министерством порядка досрочного прекращения право пользования недрами по лицензии УФА 03905 ТЭ в связи с систематическими нарушениями ее условий.

При этом суды обоснованно исходили из следующего.

В силу части 3 статьи 20 Закона о недрах при несогласии пользователя недр с решением о досрочном прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке. В случае признания решения о досрочном прекращении права пользования недрами незаконным в порядке, предусмотренном законодательством, право пользования недрами подлежит восстановлению.

Порядок досрочного прекращения права пользования недрами определен статьей 21 Закона о недрах, где в части 4 установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4, 6 и 7 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Уведомление считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от указанного лица, не было ему вручено либо пользователь недр или его представитель не ознакомились с ним.

Письменное уведомление о допущенных нарушениях направляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установив, что Министерство не направляло в адрес общества уведомление о допущенных им нарушениях, содержащее предупреждение о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 21 Закона о недрах, суды пришли к правомерному выводу о том, что данное обстоятельство лишило общества реальной возможности принять какие-либо меры по их устранению и соблюдению сроков, установленных уведомлением.

Отклоняя доводы Министерства о том, что при досрочном прекращении лицензии по основанию, связанному с возникновением непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами (пункт 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах), уведомление не требуется, судами справедливо учтено, что, действительно, в силу положений части 3 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 1, 5, 9, 10 и 11 части второй статьи 20 настоящего Закона, пользование недрами досрочно прекращается непосредственно с даты принятия органом, предусмотренным частью первой настоящей статьи, решения о досрочном прекращении права пользования недрами с письменным уведомлением об этом пользователя недр.

Однако, как верно указали суды, буквальное содержание приказа Министерства от 07.11.2022 № 1213п свидетельствует о том, что основанием для досрочного прекращения права пользования недрами явились положениям пункта 3 части 2 статьи 20 Закона о недрах, то есть систематическое нарушение обществом условий пользования участком недр по лицензии УФА 03905 ТЭ.

Соответственно, учитывая, что при проверке законности и обоснованности ненормативных актов в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, суд руководствует буквальным содержанием ненормативных актов и не может подменять государственный орган, дополняя тем или иным содержанием оспариваемый нормативный акт, суды правомерно заключили, что доводы Министерства о порядке досрочного прекращения права пользования недрами, предусмотренным при прекращении на основании пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах, противоречат обстоятельствам делам и содержанию оспариваемого приказа.

Кроме того, вопреки доводам кассационной жалобы о том, что обществом нарушения не оспорены, равно как и их систематичность, а выявленные нарушения не устранены, учитывая, что установленный частью 4 статьи 21 Закона о недрах порядок досрочного прекращения права пользования недрами направлен на предоставление недропользователю возможности устранить выявленные нарушения, а его несоблюдение влечет необоснованное ограничение прав лица на устранение нарушений, судами справедливо учтено, что ранее 16.09.2021 Министерством уже была инициирована процедура досрочного прекращения права пользования обществом недрами на основании лицензии УФА 03905 ТЭ, однако, общество реализовало предоставленное право по устранение выявленных нарушений, допущенных в ходе недропользования, с целью недопущения досрочного прекращения лицензия. Тогда как в 2022 году при досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УФА 0305 ТЭ в связи систематическим (два и более раза в течение четырех лет) нарушением условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами Министерство лишило общество права на такое устранение выявленных нарушений.

Кроме того, судом апелляционной инстанции правомерно принято во внимание, что между датами повторного привлечения общества к административной ответственности (07.09.2022) и принятием Министерством приказа о досрочном прекращении лицензии (07.11.2022) прошло менее 3-х месяцев, что также является нарушением части 4 статьи 21 Закона о недрах.

Так, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации в определении № 1862-О-О от 21.12.2011 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ксеньевский прииск» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 20, 21 Закона Российской Федерации «О недрах», статей 200 и 201АПК РФ», интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах») обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах»).

При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.

В случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах»).

Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования.

При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 21 от 28.06.2022 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными. Если конкретные нарушения, связанные с несоблюдением порядка принятия решения, невыполнением требований к форме и содержанию решения, определены законом как существенные (грубые), сам факт наличия этих нарушений является достаточным для вывода о его незаконности (например, пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), части 1 и 2 статьи 91 Закона о контроле).

На основании изложенного, руководствуясь указанными положениями, суды пришли к обоснованному выводу о том, что допущенное Министерством нарушение порядка досрочного прекращения прав пользования обществом недрами по лицензии УФА 0305 ТЭ является существенным, в связи с чем, правомерно признали незаконным приказ Министерства от 07.11.2022 № 1213п.

Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).

Иные доводы, вновь приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.

В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2023 по делу
№ А07-36095/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.О. Иванова

Судьи Е.О. Черкезов

Т.П. Ященок